// // Белорусы поймали Службу безопасности Украины на откровенном вранье по поводу инцидента с самолетом «Белавиа»

Белорусы поймали Службу безопасности Украины на откровенном вранье по поводу инцидента с самолетом «Белавиа»

2527

С истребителем наперевес

Фото: www.sb.by
Фото: www.sb.by
В разделе

10 дней прошло с момента, когда диспетчер аэропорта «Жуляны» по требованию Службы безопасности Украины развернул в воздухе самолет компании «Белавиа» со 136 пассажирами на борту. Указание сопровождалось угрозой: «будет поднята боевая авиация на перехват». Несмотря на негодование белорусской стороны, Украина даже не извинилась за произошедшее, не говоря уже о компенсациях. Больше того, на официальном уровне было заявлено: никакими истребителями никто не угрожал!

1 ноября правительственная газета «Беларусь сегодня» опубликовала расшифровку переговоров, которые вели пилоты борта «Белавиа-840» и украинский диспетчер. Материал, озаглавленный «Воздух – стихия честных», начинается словами: «Есть вещи, которые нельзя прощать никому. Даже друзьям. Тем более если ты протягиваешь дружескую ладонь, а тебе кладут в нее камень».

Как это было

21 октября 2016 года. Белорусский самолет уже вылетел из Киева в направлении Минска, до белорусской воздушной границы оставалось около 50 км, когда авиадиспетчер «Жулян» сообщил, что самолету необходимо вернуться в порт вылета. После того как пилоты попытались узнать причину возврата, им пригрозили истребителями. Дословно: «За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват». Согласно авиационным правилам, пилоты воздушного судна и без того обязаны подчиняться требованиям диспетчера. Что говорить, когда они сопровождаются подобными угрозами. «Летчики достойно вернули самолет в Киев со 136 пассажирами на борту, не смотря на опасность посадки с полными горючим баками», – пишет газета.

Предполагать можно было всякое: от бомбы на борту до слишком поздно выявленной неисправности и даже о начавшемся военном конфликте. Тем более, как уточнил позже диспетчер, «информация о вашем возврате на аэродром «Жуляны» поступила от военного руководства». Однако, как выяснилось, никаких террористов СБУ ловить не собиралась. С белорусского борта «попросили» всего лишь одного пассажира – с которым после краткой беседы (и, как говорят, «звонка другу») благополучно распрощались, и он спокойно улетел другим рейсом.

«Неужели можно серьезно воспринимать информацию, что истребители могли быть подняты в небо против гражданского лайнера?»

Елена Гитлянская, официальный спикер Службы безопасности Украины

Официальный спикер СБУ Елена Гитлянская изложила, как видят произошедшее украинские спецслужбы: «СБУ получила информацию об иностранном гражданине и возможной угрозе национальной безопасности государства. На момент получения информации иностранец уже находился на борту авиакомпании «Белавиа», который готовился выполнить рейс в Минск. Мы незамедлительно проинформировали об этом ГП «Украэрорух». На тот момент, когда диспетчер связался с пилотом, самолет уже несколько минут находился в воздухе. После проверочных мероприятий мы убедились, что угроза национальной безопасности локализована. СБУ действовала и будет действовать в рамках компетенции для обеспечения безопасности страны и ее граждан».

К этому сообщению пани Гитлянская добавила еще и пару фраз от себя лично: «Неужели можно серьезно воспринимать информацию, что истребители могли быть подняты в небо против гражданского лайнера?». 22 октября этот же текст, слово в слово, повторил руководитель аппарата главы СБУ Александр Ткачук. Ну вот теперь можно задать встречный вопрос: неужели не стыдно так некрасиво и откровенно лгать?

По теме

Расшифровка переговоров (опубликована внизу страницы. – ред.) свидетельствует: пассажирам и экипажу действительно угрожали. Причем в большой степени угрожали своим же. Как известно, Украина инициировала прекращение прямого авиасообщения с РФ, и теперь граждане этой страны, чтобы попасть в Россию, вынуждены лететь с пересадками. В частности – через Минск.

Безоружен и очень опасен

Пассажиром, из-за которого пришлось возвращать самолет, оказался гражданин Армении Армен Мартиросян. Долгое время проживая в Киеве, он был активистом так называемого Антимайдана, критиковал новые украинские власти, а позже перебрался в Москву. Как говорят, Мартиросян действительно находится в особых стоп-листах СБУ и на Украине ему появляться не стоило бы. Но… Выходит, он каким-то образом пересек границу Украины, какое-то время находился в стране, приобрел билеты обратно, прошел таможенный и паспортный контроль в аэропорту… Хорошо же работают бдительные эсбэушники!

Но дальше еще интереснее. Допустим, поздно спохватились. Но раз уж выявили «угрозу национальной безопасности» – почему отпустили? Почему не осмотрели сам самолет и других пассажиров (ведь на борту могли быть сообщники)? И что означают в таком случае слова пани Гитлянской о том, что угроза «локализована»? Где, какая? Мартиросян, как было сказано, через пару часов, целый и невредимый, улетел. Значит, при нем ничего не нашли. А что искали?

Флешка осталась «в семье»

Примерно за неделю-две до этих событий в украинских околополитических кругах стали ходить разговоры о том, что СБУ якобы ищет какую-то таинственную флешку с критически важной для киевского руководства информацией. Не ее ли хотели найти у Мартиросяна? Еще несколькими днями позже, кстати, также в аэропорту была обыскана замредактора издания Strana.ua Светлана Крюкова: но уже «на входе» в страну (журналист возвращалась из рабочей командировки в Испанию). И тоже, как говорят, искали флешку.

В век облачных технологий идея о передаче компромата такой важности на физическом носителе выглядит, конечно, странно. Но вообще говоря, в этой истории странно всё. Главное же, что неоправданному риску подверглись 136 пассажиров и 6 членов экипажа. МИД Республики Беларусь на следующий день после инцидента вызвал временного поверенного в делах Украины Валерия Джигуна, которому был заявил официальный протест. В ноте белорусского правительства, которую получил также украинский МИД, сказано: «Белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны». Не дождались, однако, даже элементарных извинений. При этом авиаэксперты утверждают, что Украина действовала в нарушение норм Международной организации гражданской авиации.

«Полет выполнялся по международной трассе, режим был соблюден. Такие угрозы могут иметь место при нарушении воздушного пространства, да и только. Я знал только два случая, когда подобное поведение было оправдано. И оба были связаны с захватом воздушных судов. Здесь этого не было. <...> Очевидно, диспетчер действовал не по своей воле, а находился под давлением СБУ», – говорит Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ.

Единожды солгавши, кто тебе поверит?

Естественно, манипуляции с самолетом «Белавиа» возвращают к предыдущим авиацинцидентам с участием Украины – которые закончились трагически. Это и сбитый украинской ракетой С-200 над Черным морем самолет Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск (погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа) над Чёрным морем и, конечно же, сбитый летом 2014 года над Донбассом пассажирский «Боинг-777». Правда, в отличие от белорусского инцидента, добиться обнародования записи переговоров диспетчера с экипажем MH-17 пока что не удалось.

«Текстовая выписка речевой информации по записи бортового самописца... установленного на... выполнявшем рейс В–2–840 21 октября 2016 г.»

Диспетчер УВД «Киев–Радар», обеспечивающий полет:

– Белавиа–840, Киев–Радар.

Пилот: – Слушаю.

Диспетчер: – Белавиа–840, поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны». ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.

Пилот: – А что случилось такое?

Диспетчер: – В эфир не могу передать. По прибытии все узнаете.

Пилот: – Не понял, это кто вам передал?

Не получив ответа, пилот дублирует вопрос:

– Белавиа–840, это кто информацию передал?

Диспетчер: – Белавиа–840 – «Украэроцентр».

Пилот: – А причина какая?

Диспетчер: – Я получил указание вернуть вас на аэродром вылета.

Пилот: – «Жуляны», да?

Диспетчер: – Так точно, «Жуляны».

Пилот: – Хорошо. Разворачиваемся.

Далее, как пишет «Советская Беларусь», «в расшифровке приводятся разговоры экипажа внутри машины, пилоты, мягко говоря, озабочены и раздосадованы, высказывают предположения о причинах ЧП – от опасной закладки в багаже и до конфликта между военными. Напомним, в руках этих людей, которым ничего не объясняют, а лишь угрожают боевой авиацией, в этот момент жизни 136 пассажиров».

Диспетчер: – Белавиа–840, Киев–Радар.

Пилот: – Да.

Диспетчер: – Белавиа–840, говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром «Жуляны» ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.

Пилот: – Понятно. Возвращаемся.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.11.2016 17:00
Копировать текст статьи
Комментарии 2
  • Ралиночка Васильева 02.11.2016 09:35

    Ну правильно. Украина скрывает данные и пользуется полной безнаказанностью. А виновата в итоге Россия. То, что она предоставляет все возможноые данные - неважно, следователи их не будут учитывать, ведь они не поддерживают их сказку про российский БУК. За 2 года расследование закопали глубже некуда, но, видимо, посчитали, что недостаточно и взяли себе еще добавочных два года.

  • Yuriy Chudnovskiy 02.11.2016 10:26

    При чём тут СБУ, если разговор был между пилотами и диспетчером? Диспетчер чего-то себе навыдумывал, и сболтнул про боевую авиацию, ну так это проблемы конкретно этого диспетчера и его вранья.

Еще на сайте
Наверх