Российские авиаперевозчики в лице АЭВТ попросили Минтранс скорректировать планы по повышению аэронавигационных сборов. И предупредили, что если власти не пойдут навстречу, то это приведёт к росту цен на авиабилеты и к снижению спроса на перелёты. Вот только эксперты считают, что билеты подорожают не так уж и сильно. А если посмотреть на финансовые показатели авиакомпаний, то не очень верится в то, что повышение сборов может сильно по ним ударить. Но ведь платить, как обычно, никому не хочется.
Мы, ниже попросившие
Есть у крупного бизнеса такая отличительная черта: что бы компании не попросили, о каких бы планах не заявили – они всё объясняют исключительно заботой о своих клиентах. И, конечно, это логично. Не признаваться же корпорациям, на что они, согласно известной цитате, готовы пойти ради определённого процента прибыли… В этот раз поделиться своими опасениями за клиентов решили авиакомпании. Перевозчики попросили министерство транспорта скорректировать повышение аэронавигационных сборов. Они, согласно планам ФАС, должны повыситься на 37% на внутренних рейсах и в 2 раза на международных. Авиакомпании считают, что это, естественно, повысит издержки, что неминуемо отразится на стоимости авиабилетов и в итоге приведёт к сокращению спроса на полёты. Ну, то есть, так и чувствуется забота и о пассажирах, и о всей российской экономике, ведь транспортная мобильность граждан – один из важных показателей. Вот только всё это не очень вяжется с расчётами экспертов.
А они подсчитали, что если сборы поднимут на ту величину, что запланирована, то авиабилеты действительно подорожают, но всего… на 120 рублей. Собственно, для этого не надо быть особым аналитиком. Властям нужно собрать 12 миллиардов, пассажиропоток – 100 миллионов человек. Ну, а дальше достаточно произвести простые математические действия. Заметят ли пассажиры подорожание на 120 рублей? Они бы, конечно, заметили, если бы билеты стоили по 1000. Но когда за приходится отдавать 15-20 тысяч, то 120 рублей уже не имеют особого значения. И, в общем-то, всё это действительно не стоило бы выеденного яйца, если бы не несколько примечательных обстоятельств.
Кто угодно, только не мы
Упомянутые 12 миллиардов не просто должны пойти в бюджет. Это деньги, которые власти собираются потратить на реконструкцию 50-ти российских аэродромов. В чем, собственно, по идее, должны быть заинтересованы сами перевозчики. Особенно с учётом того, что они, как следует из их обращения в правительство, пекутся о пассажирах и спросе на перелёты. Вот только авиакомпании считают, что для них ставки сборов должны повыситься не более чем на 10% на внутренних линиях, так как это – социально важные маршруты. А деньги на ремонты аэродромов нужно изыскать, в том числе, за счёт местных бюджетов или собственных средств самих аэрогаваней. Ну, а заодно, повысить сборы для иностранных перевозчиков, которые летают в Россию или пролетают над нашей необъятной Родиной транзитом.
И это тоже выглядит абсолютно логичным: всегда хорошо, когда платит кто-то другой. При этом, как отмечают всё те же эксперты, ставки для иностранцев были и остаются выше, чем для наших авиакомпаний. Но может быть дело в том, что искомые 12 миллиардов для наших перевозчиков действительно неподъёмная сумма и они еле-еле сводят концы с концами? Что ж, взглянем на финансовое состояние отрасли.
Всё хорошо, прекрасная отчётность!
Ещё весной этого года СМИ подсчитали: крупнейшие российские авиакомпании получили совокупную прибыль в 2023-м в 85,3 миллиардов рублей. И это при том, что в прошлом году перевозчикам резко сократили «антисанкционные» субсидии за внутренние перелёты. Естественно, что основная доля пришлась на лидеров рынка, таких как «Победа», S7 и так далее. «Аэрофлот» и «Россия», правда, сгенерировали убытки, но они были «бумажными» из-а курсовых переоценок. При этом общая выручка всех авиакомпаний по оценкам агентства АКРА и вовсе стала рекордной, увеличившись на 31% и составив 1,37 триллиона рублей. А прибыльность перевозок вышла на аномально высокий уровень.
Вариант назначения эстонского премьер-министра Каи Каллас на пост главы евродипломатии вместо Жозепа Борреля поддерживают далеко не все государства Евросоюза.
О результатах текущего года, конечно, говорить рановато. И, тем не менее, можно посмотреть на отчётность всё той же группы «Аэрофлот» за первое полугодие 2024-го. Чистая прибыль превысила 42 миллиарда рублей. Конечно, у отрасли хватает проблем. Но всё-таки можно сделать вывод, что финансовое положение у неё вполне устойчивое. Так может быть не стоит давить на жалость и прикрываться бедными пассажирами? Тем более, что сборы пойдут не на абстрактные бюджетные цели, а на реконструкцию конкретных российских аэродромов, которыми, вообще-то, авиакомпании и пользуются. И, кстати, о бедных пассажиров. Они действительно за последнее время стали платить за билеты гораздо больше, чем раньше.
А цены летят вверх!
На недавнем Восточном экономическом форуме в Минтрансе со ссылкой на данные антимонопольщиков констатировали: цены на авиабилеты за первые полгода выросли на 20%. Министр Роман Старовойт объяснил, почему:
«Здесь несколько факторов. Это рост пассажиропотока, то есть увеличивается конкуренция. Это затраты авиакомпании на поддержание летной годности. Также в целом рост стоимости и топлива, и наземных услуг, которые сегодня мы фиксируем»
То есть, растут не только цены на топливо и услуги, но и спрос со стороны пассажиров. Как же тут не задрать стоимость билетов. Хотите летать – платите. И жалобы пассажиров на высокие цены им вряд ли помогут. А доходило до абсурда. В конце весны, например, жители Кузбасса с удивлением выяснили, что слетать летом в Сочи из Кемерово стоит больше 75 тысяч рублей и дешевле отправиться в Эмираты. Хотя как можно сравнивать какой-то Дубай с нашим великолепным Сочи…
Впрочем, 20% повышения стоимости авиабилетов – не предел. Недавно, судя по данным Росстата, они снова подорожали: в августе год к году почти на 30%. Это максимальный рост цен за всю историю статистики. Средняя цена перелёта в экономклассе в расчёте на 1 тысячу километров составила почти 8 тысяч рублей. Комментировать эту цифру особого смысла не имеет. Вот только хочется спросить: почему авиакомпании, которые так резко повысили летом цены, не стали тогда публично жалеть пассажиров? Наверное, не тот случай.
Персонал всё стерпит
А может быть стоило пожалеть не только пассажиров, но и лётчиков? Хорошо запомнился скандал, когда появились сообщения, что авиакомпания «Победа» якобы принуждает пилотов выполнять рейсы с минимальным запасом топлива. Пресс-служба перевозчика тут же выпустила опровержение. Росавиация заявила, что проведёт проверку, о результатах которой пока не сообщалось. И потому осадочек, как говорится, остался.
Вполне можно представить, что в какой-либо авиакомпании высчитывают перелёт по наиболее краткому пути, финансовые показатели благодаря экономии топлива – цветут, а топ-менеджеры явно получают за это премии. Вот только как быть, если диспетчер не разрешит лететь по кратчайшему маршруту, а на другой путь топлива не хватит? Ну и не сложно представить себя на месте лётчика, который взлетает с тревожной мыслью: хватит ли ему сегодня авиакеросина на полёт или не хватит…
Хорошо запомнились и другие недавние сообщения по поводу зарплат пилотов. У нас уже через пару лет может возникнуть дефицит кадров. Они будут утекать за рубеж в первую очередь потому, что мы проигрываем другим странам в зарплатах пилотов. Причём, речь идёт не только о мировом уровне, но и о государствах СНГ. Даже там, если верить. Профсоюзу лётного состава, зарплаты выше, чем у нас. Это тоже в целях экономии и получения как можно большей прибыли? Как знать…
В сухом остатке
А в итоге, если собрать все сообщения вместе, то получается, что всё у наших авиакомпаний достаточно неплохо, деньги есть. Правда, пассажиры теперь платят за билеты гораздо больше, лётчики получают меньше своих зарубежных коллег, да ещё и до конца непонятна ситуация с экономией топлива. А вот планы властей повысить сборы, чтобы на эти деньги отремонтировать инфраструктуру, вызвали у компаний явную оторопь, прикрытую заботой о клиентах.
Так и хочется процитировать из бессмертного творения Булгакова: «Умеешь ты жить, Амвросий!».