Версия // Общество // Автомобили-роботы грозят стать смертельным оружием

Автомобили-роботы грозят стать смертельным оружием

3533

Самоуправство

В разделе

Будущее наступило. Автомобили, не требующие участия водителя, больше не являются не только фантастикой, но уже переросли и стадию прототипов – как обещают ведущие автопроизводители, в ближайшие два-три года машины-роботы выйдут на дороги. Впрочем, стоит отметить, что подобные обещания звучали и прежде. Что до сих пор мешает избавить автомобили от «прокладки между рулём и сиденьем» и к чему это в итоге может привести?

В конце октября в Москве тихо и незаметно для окружающих состоялась техническая революция – днём среди потока машин по Третьему транспортному кольцу проследовал электромобиль «Тесла», управление которым полностью осуществлял компьютер. Автопилот сам поддерживал дистанцию, перестраивался из ряда в ряд, а под конец припарковал электромобиль. При этом, как показали испытания, вывести систему из равновесия не могут даже лихачи на тонированных «Приорах» – компьютер способен оперативно притормозить машину, избегая столкновения. Эра водителей-профессионалов закончилась?

ФБР против робокаров

Может статься, что так. Недаром разработки автомобилей-беспилотников ведут практически все ведущие производители – о почти завершённых проектах сообщают «Вольво», «Тойота», БМВ, «Мерседес» и многие другие. Больше того, в США машины-роботы уже признаны полноправными участниками дорожного движения. Так, компания Google ещё три года назад получила лицензию на использование своих робокаров в штате Невада, а затем их легализовали Калифорния и Флорида. Теперь разрешить использование беспилотников подумывает Великобритания.

В общем, казалось бы, вот-вот вопрос решится окончательно. Тем более что эксперты утверждают: чисто с технической точки зрения проблема управления автомобилем одним лишь компьютером решена на 100%. В конце концов, уже сейчас не только премиум-модели, но и вполне бюджетные авто оснащаются системами, следящими за разметкой и трафиком. Так что осталось сделать лишь самый последний шаг и разрешить компьютеру управлять автомобилем. Что же медлят иностранные чиновники?

Ответ простой – появление машин без водителей рискует тем образцом технического прогресса, о котором затем можно будет серьёзно пожалеть. Почему? Причин здесь целый список.

Во-первых, туманным представляется юридическая сторона вопроса. Предположим, случилось ДТП, даже ещё со смертельным исходом. Кто пойдёт под суд? Водитель? Но он вроде как ни при чём. Компания – производитель автомобиля? Она тем более в стороне. В общем, тупик.

Во-вторых, сегодня уже всем понятно, насколько уязвимы могут быть компьютеры перед атаками хакеров. Только в июле американские кибервзломщики Чарли Миллер и Крис Валасек с обычного ноутбука взломали бортовую информационную систему кроссовера Jeep Cherokee, прямо на ходу взяв его под свой контроль. Концерн Fiat Chrysler Automobiles тогда оперативно залатал брешь в программном обеспечении, но кто поручится, что подобное не случится опять? Нетрудно представить, какую дорожную катастрофу можно будет организовать, взломав пару-тройку автопилотов в движущихся на скорости машинах. Нет уж, лучше ездить по старинке…

В результате после этого случая ФБР выпустило внутренний отчёт, посвящённый проблеме робокаров. Они в документе откровенно были названы «смертельным оружием будущего». По мнению аналитиков американской спецслужбы, автономно движущиеся автомобили открывают широкие возможности перед террористами и преступниками, поскольку позволят им уходить от погони, не следя за дорогой и ведя прицельную стрельбу.

По теме

На создание российского беспилотника выделили 300 миллионов рублей

Тем не менее остановить прогресс, похоже, не удастся. Недавно стало известно: швейцарская компания Rinspeed разработала на основе «Теслы» робокар XchangE. Его полная автономность подчёркнута вращающимся креслом, позволяющим водителю повернуться лицом к сидящему сзади пассажиру или же вообще развалиться полулёжа и смотреть фильм.

А что же Россия? Оказывается, работы по созданию автомобиля, не требующего участия водителя, полным ходом идут и у нас. Так, ещё в начале года КамАЗ сообщил о старте проекта по созданию беспилотного грузовика. По данным разработчиков, установленное на грузовике оборудование при движении будет использовать информацию от бортовых видеокамер. Они смогут анализировать дорожную обстановку, различать знаки, а также замечать пешеходов. На обнаружение потенциальной опасности и реакцию на неё система отводит не более 0,3 секунды.

Судя по всему, разработки начались гораздо раньше, нежели о них было публично объявлено, поскольку уже в конце октября КамАЗ провёл испытания беспилотного грузовика. По сообщениям автопроизводителя, они прошли успешно – машина объехала все препятствия и отреагировала на появление пешеходов. Теперь впереди продолжение испытаний и выход на рынок.

Так что же, ждём появления на дорогах грузовиков без водителей? На самом заводе весьма обтекаемо отвечают на вопрос, где и как будет использоваться автомобиль-робот. Мол, создаётся чудо техники для езды по международным трассам. Как же, как же… На самом деле о перспективах применения беспилотника легко догадаться по одному виду опытной модели, представляющей собой типичный армейский тентовый грузовик цвета хаки. В самом деле, недаром же бюджет выделил на разработку 300 млн рублей. Вряд ли бы такие средства в кризис пошли на проект гражданского назначения.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. В тех же США разработка автомобилей-беспилотников, включая и инновации от Google, ведётся под пристальным вниманием DARPA – агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам, действующего при министерстве обороны. Именно оно, кстати, курировало в своё время создание сети ARPANET, на основе которой впоследствии вырос мировой Интернет. Сейчас DARPA как раз ведёт два проекта по разработке беспилотных грузовиков в интересах американской армии. Они, согласно имеющимся данным, должны будут автономно действовать в зонах действия террористических групп, перевозя топливо и боеприпасы. И российский «КамАЗ», судя по всему, должен будет стать ответом на американские технологии. На каких территориях их собираются обкатывать и применять – вопрос отдельный.

Сергей Асланян*, автомобильный эксперт:

– Психологами было выявлено, что человек не готов, во-первых, полностью передать управление, а во-вторых, использовать автопилот в экстремальных условиях как

страховочную систему. Когда в экстремальной ситуации машина понимает, что

данный алгоритм ведёт к гибели в том числе и человека, и, спасая его, берёт управление на себя. То есть ты объезжаешь «КамАЗ», ты пытаешься уйти от тонированной «девятки», и в этот момент машина говорит: «Подожди, хозяин, сейчас я всё сделаю». Количество сумасшедших у нас и так 24% населения. Есть шанс, что тронется умом гораздо больше.

КСТАТИ

Стоит отметить, что попытки разработать отечественный робокар предпринимались ещё много лет назад. В 1992 году на выставке «Автоиндустрия» в Москве был представлен макетный образец перспективного суперкара под названием «Экстремист». Его предполагалось оснастить инфракрасным лазерным локатором для контроля за дорожной обстановкой и системой автоматического движения по маршруту, действующей по спутниковому сигналу. Также предусматривалась установка индикатора типа самолётного нашлемного целеуказателя. Это позволило предположить, что авторы проекта использовали в своём автомобиле реальные приборы, применяемые в военной авиации и космонавтике. Однако затем проект заглох.

*
Сергей Асланян внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.12.2015 11:05
Комментарии 0
Наверх