// // Российские военные моряки ограничились предупредительными выстрелами

Российские военные моряки ограничились предупредительными выстрелами

766

Морской бой

2
В разделе

13 декабря отношения между Россией и Турцией подверглись очередным испытаниям. На этот раз причиной стал инцидент в нейтральных водах Эгейского моря. Утром к стоявшему на якоре в 22 километрах от греческого острова Лемнос российскому сторожевому кораблю «Сметливый» на расстояние около километра приблизилось турецкое рыболовецкое судно и продолжало идти на сближение.

Сюжет: Армия

Российские моряки пытались по радиосвязи установить контакт, но безрезультатно. Отсутствовала реакция и на специальные визуальные сигналы светового семафора и пуски сигнальных ракет. Судно продолжало стремительно приближаться, угроза столкновения нарастала. Когда рыбаки приблизились на 600 метров, российские моряки открыли предупредительный огонь из стрелкового оружия. Только эта крайняя мера заставила турецких рыболовов остановиться.

По данным Минобороны РФ, сразу после предупредительных выстрелов турецкое рыболовецкое судно резко сменило курс и в режиме радиомолчания продолжило движение мимо СК «Сметливый» на удалении 540 метров. Позже турецкий капитан заявит, что он не слышал ни предупреждений по рации, ни визуальных сигналов, ни выстрелов. И экстренно изменил маршрут только потому, что сам увидел прямо по курсу российский военный корабль.

Российско-турецкие конфликты на море стали регулярными

Ряд российских экспертов категорично высказались об этом происшествии, подозревая, что это специально спланированная акция, конечная цель которой – создать нетерпимую обстановку и показать всему миру угрозу пребывания российских военно-морских сил в Средиземном море. Сразу после инцидента звучали мнения, что такого рода провокации будут продолжаться. И как в воду глядели: уже день спустя произошла ещё одна конфликтная ситуация в Чёрном море. Появились сообщения, что судно под турецким флагом попыталось преградить путь транспортному каравану, перевозившему дорогостоящее российское оборудование для газодобычи. В этот раз в ситуацию пришлось вмешаться военным морякам: сторожевой катер Пограничной службы ФСБ РФ и ракетный катер Черноморского флота отогнали корабль, совершавший опасные манёвры.

Стечение ли это обстоятельств или действительно серия провокаций, но однозначно обращает на себя внимание то, что ситуация с турецким рыболовецким судном – зеркальное отражения инцидента со сбитым Су-24. И вызывает уважение поведение капитана «Сметливого», который повёл себя весьма выдержанно.

Американский и китайский флоты бьют гражданских на поражение

При этом нужно напомнить, что сегодня западные моряки при чрезмерном приближении к кораблю сразу открывают огонь на поражение. Напомним, что в 2000 году произошло событие, которое заставило военных моряков существенно скорректировать приказы и уставы, регламентирующие действия при приближении гражданских судов. 12 октября эсминец USS Cole ВМС США, находящийся в йеменском порту Аден, был атакован катером с тремя сотнями килограммов взрывчатки на борту, управляемым двумя террористами-смертниками. В результате взрыва в борту эсминца образовалась значительная пробоина, на корабле сдетонировал боезапас. Потери были катастрофичными: 17 моряков погибли, 39 получили ранения. Чтобы не допустить повторения случившегося, сегодня практически на всех военных кораблях устанавливается вооружение для ближнего боя – пулемёты или скорострельные пушки, которые применяются без сомнений, в случае если в направлении корабля движется неопознанное плавсредство, не реагирующее на предупреждения.

Соотношение сил в Чёрном море

По теме

Россия

В общей сложности российский Черноморский флот – это 47 надводных кораблей, включая ракетный крейсер, эсминец, 2 фрегата, 7 БДК и 2 подлодки. Черноморский ВМФ России располагает одним ракетным крейсером «Москва», находящимся сейчас у сирийских берегов. Это мощный корабль 1-го ранга, который обладает серьёзным противокорабельным вооружением – восемь дальнобойных пусковых установок ракет «Вулкан». Однако такой корабль всего один на весь флот, к тому же он далеко не самый современный, его активно эксплуатируют более 30 лет. Ещё один корабль 1-го ранга в составе Черноморского флота – большой противолодочный корабль «Керчь», его спустили на воду более 40 лет назад, к тому же сегодня он находится в ремонте. Кроме них ЧФ располагает семью большими десантными кораблями, построенными в разное время – с 60-х по конец 80-х годов. Они находятся в нормальном техническом состоянии, способны при необходимости не только доставить десант, но и поддержать его бортовым вооружением, однако ударными кораблями они, конечно, не являются. Сейчас на слуху три корабля, которые постоянно находятся в море, это сторожевики «Сметливый» (на Западе считается эсминцем), «Ладный» и «Пытливый» (по западной версии – фрегаты). Все эти корабли имеют минимум 30-летнюю историю.

Неоднократно заявлялось о модернизации Черноморского флота, в настоящее время серия из шести новейших фрегатов находится в разных стадиях строительства и испытаний. Остальные силы Черноморского флота – это либо малые, либо вспомогательные корабли.

Ситуация с подводным российским флотом в Чёрном море критическая: до недавнего времени флот располагал одной-единственной боеспособной субмариной – дизельной «Алросой». В настоящий момент строится серия подводных лодок проекта «Варшавянка», к концу 2017 года в строй должны войти шесть из них. На данный момент, однако, на ЧФ имеется только одна – «Новороссийск».

Турция

Турецкий флот насчитывает порядка 205 военных кораблей различного класса. Крупных кораблей нет, главная ударная сила – 16 фрегатов и 8 корветов с ракетным вооружением. Большинство кораблей куплены в США и Франции. При этом ряд кораблей построены с использованием технологий малозаметности. Гордость турецкого флота – внушительный подводный флот, который состоит из 14 дизель-электрических субмарин. Все они закупались в Германии. Четыре из них современные – 2000-х годов постройки.

Валентин СЕЛИВАНОВ, бывший командир 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР в Средиземном море, адмирал:

– Происшествия, когда рыбацкие суда опасно маневрируют и создают опасность для военных кораблей, случаются достаточно часто, в первую очередь потому, что дисциплина на рыбацких судах совершенно не такая, как на военных. Подготовка судоводителей на этих рыбацких судах тоже очень слабая. Вахтенные офицеры, которые дежурят на мостике, недисциплинированные и слабо подготовлены. Часто не соблюдают элементарных мер безопасности. К примеру, стоящий на вахте может покинуть мостик, поставить судно на авторулевой и отойти пить кофе. Конечно, каждый случай индивидуален, чтобы точно рассказать, что произошло, нужно быть там. Но даже по самым приблизительным прикидкам очевидно, что наш военный корабль предпринял все необходимые меры, чтобы избежать столкновения. И военные пытались предотвратить последствия, которые были бы в первую очередь плачевны для гражданского корабля: при столкновении он попросту пошёл бы на дно. Делали всё возможное, чтобы избежать столкновения и предупредить об опасности. Если бы российский корабль был на ходу, то поступил бы по-другому: подвернул за корму этого судна и прошёл, чтобы не допускать опасного сближения.

Из сообщений понятно, что «Сметливый» находился в северной части Эгейского моря и стоял на якоре. По всей видимости, капитан ждал разрешения на проход проливов Босфор и Дарданеллы, которые можно проходить только по заявке, подающейся за семь дней в турецкий МИД.

Была ли это провокация или необдуманные и неграмотные действия, судить сложно. Отличить провокацию от непрофессионализма практически невозможно. К тому же в районе проливов очень опасное и оживлённое движение; не раз, когда сам командовал кораблём, были буквально в нескольких метрах от столкновения. На корабле однозначно предусмотрены также дополнительные средства фиксации, в том числе видеорегистраторы, так что все действия российских военных кораблей фиксируются – в Средиземном море достаточно напряжённая обстановка. Подписан ряд договоров, на основании которых идёт обмен информацией о подобных инцидентах. Эта видеозапись может появиться в том случае, если инцидент не будет исчерпан и турецкая сторона предъявит дополнительные претензии.

Наша справка

Инциденты, подобные произошедшему в Эгейском море, регулярно происходят по всему миру, и не всегда они заканчиваются так благополучно. В июле 2007 года китайский военный корабль обстрелял вьетнамское рыболовецкое судно, убив одного рыбака. В 2013 году корабль ВМФ Китая вновь атаковал вьетнамских рыбаков. В июле 2012 года экипаж американского корабля USNS Rappahannock, находящийся в порту Джебель-Али, в 35 километрах от Дубая, открыл огонь по моторной лодке, стремительно приближавшейся к военному кораблю и не реагирующей на предупреждения. Один человек погиб.

Опубликовано:
Отредактировано: 23.12.2015 13:52
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх