// // Автодорожное строительство – одно из самых перспективных для воровства

Автодорожное строительство – одно из самых перспективных для воровства

592

То яма, то канава

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
В разделе

Две главные российские беды хорошо известны – дороги и дураки. Но тем, кто «пилит» бюджеты на дорожном строительстве, в изобретательности и ловкости не откажешь. Так что в дураках остаются водители и пешеходы.

Когда-то москвичи подозревали бывшего мэра столицы Юрия Лужкова в том, что тот «украл» 20 сантиметров МКАД. Мол, градоначальник при реконструкции автомагистрали сознательно заузил ширину обочин на 10 сантиметров с каждой стороны, что дало значительную экономию денежных средств, которые Лужков затем якобы присвоил.

Вспоминая эту историю в своём блоге, журналист Павел Шабанов утверждает: в его родной Вологодской области дороги научились воровать ещё изящнее! Выяснилось всё случайно: во время тренировки команды велосипедистов установленные на двухколёсные машины компьютеры определили, что на свежепостроенном 10-километровом шоссе расстояние между двумя стандартными километровыми столбами составляет не положенные 1000 метров, а всего 700. Аномалия была установлена лишь на одном километре из десяти, однако, исходя из общей стоимости проекта в 1 млрд рублей, несложно вычислить, что «пропавшие» 300 метров принесли кому-то около 30 млн рублей чистой прибыли.

Шабанов пообещал обратиться в прокуратуру, но особых надежд не питает – уж больно сложно доказать факт коррупции в такой сфере, как дорожное строительство.

Асфальт скроет любое воровство

При этом сам дорстрой регламентируется кучей разнообразных ГОСТов и нормативов, одновременно подпадая под действие закона о федеральной контрактной системе. Согласно ему конкурс на строительство дороги выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. Хотя надо заметить, что в Германии, славящейся качеством своих автобанов, слишком низкая цена, наоборот, служит основанием для отклонения заявки. Казалось бы, при таком подходе в сметных документах российских дорожников должны фигурировать до смешного низкие цифры. Но порядок формирования смет на строительство дорог закреплён в различных подзаконных актах, а те, в свою очередь, основываются на разработках, относящихся ещё к 80-м годам прошлого века и совершенно не учитывающих такой фактор, как научно-технический прогресс. В результате по смете на рытьё котлована задействована бригада рабочих с соответствующим фондом оплаты труда и сроком выполнения работ, к примеру, две недели, а в действительности котлован роется за два дня экскаватором. Песчаный карьер по смете находится в 100 километрах от стройки, однако подрядчик нашёл аналогичный поблизости, и т. д. Образующаяся в подобных случаях разница, которую руководители строительных компаний предпочитают называть «дополнительной прибылью», может достигать 30% стоимости контракта.

Тем не менее под влиянием прогресса качество дорог должно, по идее, расти, а не падать. Однако учитывая многоступенчатость этого бизнеса, для многих его участников, не допущенных непосредственно к конкурсу на строительство, источником «дополнительной прибыли» становятся стройматериалы – их попросту недокладывают. Никто не будет проверять, сколько тонн щебня в самосвале, поскольку таких самосвалов на обычную стройку может приходить по нескольку десятков ежедневно. Другая стандартная ситуация – использование дешёвых материалов вместо предусмотренных проектом дорогих. Потому и строят у нас из чего придётся и как придётся – главное, чтобы по смете и в срок. «За откаты муниципалитеты закрывают глаза на низкое качество работ, а через год снова перекладывают дорожное полотно по договору с той же компанией», – говорит председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

По теме

Коррупционную лазейку попытаются заделать

Одним из способов положить конец такой практике законодатели видят во введении системы обязательных гарантий – сейчас заказчик может потребовать такие гарантии, но не обязан это делать. Для этого депутат Госдумы Александр Васильев собирается внести поправки в закон о федеральной контрактной системе. Тем временем даже там, где заказчик прописывает в контракте гарантии, добиться их исполнения удаётся редко.

«Мы разбирались по одному контракту, и выяснилось, что в качестве причин разрушения дорожного полотна, дающих компании право не предоставлять гарантий, были указаны эксплуатация его автомобилями и влияние погодных условий». Ситуация абсурдная, однако протестовать и оспаривать контракт никто не стал, рассказывает активист псковского отделения организации «Убитые дороги» Николай Мельков.

Средняя стоимость дорог, которые строятся по программе развития транспортной системы России в 2010–2015 годах, составляет 18 млн долларов за километр. Для сравнения: в Германии — 12 млн, в Бразилии – 3,6 млн, в Китае – 3 млн долларов. И это без учёта практически ежегодного ремонта, являющегося уникальной российской особенностью.

Нигде в мире дороги каждый год не ремонтируют. Например, в Великобритании ремонт вообще проводят раз в 15 лет. После этого неудивительно, что 48-километровая трасса, сооружённая в Сочи к прошедшей зимней олимпиаде, обошлась в рекордные 7,5 млрд долларов, или 156 млн долларов за километр. Журналисты подсчитали, что за эти деньги вместо асфальта её можно было бы вымостить чёрной икрой. В то же время такие специалисты в области дорожного строительства, как директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин, считают, что средняя цена километра дороги – то же самое, что и средняя температура по больнице.

Вряд ли можно сравнивать цену строительства и ремонта дорог в странах со столь разным климатом, как Россия и Бразилия. Однако и до наших северных соседей нам ещё далеко: в пересчёте на одного жителя Россия тратит в 2,5 раза меньше денег на дорожно-транспортную инфраструктуру, чем аналогичные по климату Финляндия и Швеция. В результате дорог просто не хватает: на один российский автомобиль приходится менее 19 метров дороги с твёрдым покрытием (в Финляндии – 68 метров). Статистика подтверждает и известную поговорку о том, что в России нет дорог, а есть направления: по данным Росавтодора, из 1,1 млн километров всех автодорог нормативу соответствуют лишь 38%.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2014 15:54
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх