// // Армия России до сих пор использует вооружение полувековой давности

Армия России до сих пор использует вооружение полувековой давности

2452

Антикварный арсенал

фото: ТАСС
фото: ТАСС
В разделе

В начале августа стало известно, что министр обороны России Сергей Шойгу решил изменить распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова и оставить в составе Вооружённых сил бронированные поезда. У большинства экспертов это решение вызвало недоумение. Впрочем, проблема выглядит гораздо глубже: как выяснила «Наша Версия», сегодня на вооружении Российской армии находится огромное количество устаревшего вооружения, включая самолёты, танки и даже деревянные корабли.

Сюжет: Армия

В настоящее время из пяти бронепоездов, доставшихся Российской армии после развала СССР, осталось лишь два – «Байкал» и «Амур». Сейчас они находятся в составе Железнодорожных войск РФ и стоят на вооружении двух отдельных восстановительных железнодорожных батальонов, которые дислоцируются на территории Южного военного округа в городах Георгиевске и Невинномысске. Последний раз в боевых условиях спецпоезда применялись во время кампаний в Чечне. Тактика их применения была незамысловатой: бронепоезда шли впереди эшелонов с людьми и техникой, а также гражданских составов. Таким образом, бронепоезда по большому счёту использовались для демонстрации силы. Потому неудивительно, что после завершения активной фазы боевых действий в Чечне, Абхазии и Южной Осетии руководство Минобороны решило, что использование в современной армии специальных составов не нужно. Оптимизируя военное ведомство, Анатолий Сердюков решил демонтировать с поездов вооружение, а подвижной состав отправить на консервацию.

Большому бронепоезду – большую ракету

И вот теперь их собираются вернуть на вооружение Российской армии. Как правило, любое решение Минобороны обычно находит как противников, так и сторонников. Однако в данном случае аналитики практически единодушно высказались против инициативы Сергея Шойгу. Аргументы их таковы: при современном развитии средств поражения бронепоезда являются слишком уязвимыми целями. Каждый состав – это два тепловоза – основной и резервный, к которым прицеплено порядка 10 различных вагонов и платформ. На них размещены зенитные установки для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также артиллерийские системы. В свою очередь, личный состав имеет на вооружении штатное стрелковое оружие –

автоматы, пулемёты и гранатомёты. Таким образом, будь нынче на дворе 20-е годы прошлого века, бронепоезда представляли бы собой внушительную силу. Но сегодня другие времена, и оружие, позволяющее вести огонь за десятки километров, стало обыденностью. Потому бронепоезда возможно использовать только при отсутствии у противника таких средств поражения, как артиллерия и авиация, которые смогут если не разнести поезд в щепки, оставаясь вне зоны досягаемости, то точно разрушить железнодорожное полотно. Но стоит ли рассчитывать, что именно с таким противником придётся столкнуться России?

Танк «Иосиф Сталин» служил новой России

И всё же нужно отметить, что бронепоезда – не самое архаичное вооружение, которое имеется в Российских вооружённых силах.

Аналитики практически единодушно высказались против инициативы Сергея Шойгу – вернуть бронепоезда на вооружение Российской армии. Аргументы их таковы: при современном развитии средств поражения такая техника слишком уязвима.

В качестве советского наследства армии РФ перешёл один из самых больших танковых парков мира, насчитывающий порядка 22 тыс. единиц. Однако большинство боевых машин являются устаревшими и неспособными конкурировать с техникой НАТО. Значительную часть парка составляют разработанные ещё в середине прошлого века танки Т-64, Т-72 и Т-80. Причём Т-64, который начали производить в далёком 1963 году, до сих пор является основным боевым танком Российской армии. И именно он активно применялся во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Не исключено, что Т-64 повторит судьбу танка ИС-2 («Иосиф Сталин»), который впервые сошёл с конвейера в 1943 году и был официально снят с вооружения Российской армии лишь в 1995 году. При этом окончательно утилизированы машины 60-летней давности были лишь к началу нулевых – до этого времени ИС-2 продолжали служить в качестве огневых точек в составе укрепрайонов на российско-китайской границе.

По теме

В 2013 году Минобороны объявило тендер на разделку более 400 военных самолётов и вертолётов. Основная часть из них – довольно старая авиатехника, разработанная в конце 50-х: истребители МиГ-21 и МиГ-23, а также истребители-бомбардировщики Су-22М. Кроме боевых самолётов есть и транспортные «старички» – «кукурузники» Ан-2, Ан-12 и Ан-26. Эксперты говорят, что необходимо списывать и те самолёты, которые в настоящее время стоят на вооружении, при этом находясь в активной эксплуатации. В частности, речь идёт о бомбардировщиках Су-24 (совершил первый полёт в 1970 году), с которыми всё чаще происходят авиапроисшествия. Увы, эти самолёты, как и некоторые другие модели, пока заменить нечем.

Атомные подлодки чинят в доке фашистской Германии

Не менее раритетной техникой обладает и Российский флот. К примеру, базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт», предназначенный для поиска, траления и уничтожения мин в прибрежных районах и ближней морской зоне, по сути, представляет собой деревянный корабль. Причиной использования такого сомнительного материала для производства военного корабля стало то, что Советский Союз долго не мог получить технологию производства искусственных материалов для изготовления немагнитного корпуса. Выпуск этого типа кораблей начался в 1972 году и продолжался до 1992-го. В настоящее время в состав ВМФ России входят два десятка таких тральщиков.

Ещё одним уникальным механизмом «из прошлой жизни» обладает 82-й судоремонтный завод (СРЗ-82) Министерства обороны, который обслуживает Северный флот. СРЗ-82 был создан на базе трофейного немецкого дока ПД-1 времён Великой Отечественной войны и береговых ремонтных мастерских. В принципе трофейный плавдок работает без нареканий уже больше полувека. Однако вряд ли стратегически важное предприятие, специализирующееся на доковании и доковых осмотрах современных стратегических АПЛ и атомных надводных кораблей, должно полагаться на качество оборудования Третьего рейха.

Справка

Что делать со всем этим устаревшим имуществом? Продавать или утилизировать, полагают в Минобороны. Начало коммерции положил Анатолий Сердюков. Так, уже в 2007 году после его прихода в военное ведомство министерство выручило 3,5 млрд рублей от реализации устаревшего вооружения и другого имущества Вооружённых сил. Продавать предлагалось всё, в том числе стрелковое оружие. Как оказалось, российские оружейные склады буквально переполнены винтовками и пистолетами, выпущенными ещё 100 лет назад. По некоторым данным, число единиц стрелкового оружия, находящегося на военных арсеналах, в начале 2012 года составляло около 16 млн «стволов», из которых около 35–40% выработали свой ресурс. В результате команда Анатолия Сердюкова решила утилизировать около 4 млн единиц оружия, произведённого до 1980 года. Но как только эта работа началась, разразился скандал: в 2012 году была обнаружена пропажа нескольких десятков автоматов Калашникова. Причём пропажа обнаружилась совершенно случайно. Пенсионер приобрёл на дрова 64 деревянных ящика, в которых обнаружил автоматы, а также магазины к ним. Оказалось, что несколько месяцев с начала утилизации не велась видеофиксация номеров уничтожаемых изделий. Сколько автоматов за это время списали, осталось неизвестным. Стоит отметить, что утилизировалось не только оружие советского производства, но и раритетные «стволы» с клеймами императорских оружейных заводов.

А есть в арсеналах Минобороны и образцы старинного оружия, произведённого в других странах. По оценкам экспертов, одних только уникальных образцов стрелкового оружия на складах Минобороны может храниться от 100 до 400 тыс. единиц. Сейчас выясняется, что у этого устаревшего оружия мощный финансовый потенциал – его готовы покупать музеи и частные коллекционеры.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.08.2015 12:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх