24 июля в Приамурье разбился самолёт Ан-24 авиакомпании «Ангара», выполнявший рейс Хабаровск – Благовещенск – Тында. Находившиеся на его борту 43 пассажира и 6 членов экипажа погибли.
Причину катастрофы предстоит назвать следствию. Тем не менее нельзя не обратить внимание на ряд фактов, совокупность которых, возможно, и явилась причиной трагедии.
Уже известно, что разбившемуся самолёту было 49 лет. Сам по себе возраст не является критичным фактором – техническую возможность самолёта совершать полёты определяет наличие сертификата лётной годности, а он имелся в наличии. Однако известно, что с 2018 года упавший борт RA-47315 четыре раза попадал в авиаинциденты. В частности, в мае 2022 года у самолёта отказал генератор, а минувшей весной экипаж запросил срочную посадку из-за проблем с радиосвязью. То есть проблемы у «старика» явно имелись. Кроме того, старый самолёт требует особенно тщательного обслуживания, а с этим у «Ангары», похоже, были проблемы. Как сообщает телеграм-канал «Авиаторщина», трагедия в Приамурье произошла за несколько часов до начала совещания в Росавиации, на котором планировалось поставить вопрос о лишении компании сертификата организации по техобслуживанию воздушных судов. «Проверяющие вскрыли факты проведения техобслуживания без соблюдения технологии и персоналом, не имеющим соответствующей квалификационной подготовки, – пишет канал. – В частности, два Ан-24РВ неоднократно допускались к полётам без выполнения в полном объёме директивы лётной годности. Кроме того, «Ангара» не обеспечивает контроль требований к техперсоналу, допуская до техобслуживания сотрудников с неподтверждённым необходимым опытом работ».
Поклёп? Однако КП, со своей стороны, добавляет, ссылаясь на коллег брата разбившегося на Ан-24 инженера Алексея Лысенко: «Они сказали, что этот борт уже прилетел с какой-то неисправностью. В техническом плане. Они как-то это решали». До кучи можно почитать отзывы, оставленные пассажирами «Ангары» на различных сайтах: «Летел на старом ржавом и подгоревшем самолёте Ан-24. Категорически не рекомендую покупать билеты в этой авиакомпании, самолёт на ладан дышит», «Всё на «соплях», самолёту будто сто лет. Очень страшно на нём лететь».
Почему к «Ангаре» долгое время не возникало вопросов, догадаться нетрудно. Компания принадлежит бывшему губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко. Как тут не вспомнить камчатскую «Витязь-Аэро», владельцем которой является местный миллиардер и видный депутат Игорь Редькин. Её вертолёты 4 раза попадали в авиакатастрофы, проверки вскрывали массу нарушений, однако компания продолжала работу.
Теперь, возможно «Ангару» всё же закроют. Вот только решит ли это проблему? Старые Ан-24 имеются не только у «Ангары», всего в России сегодня эксплуатируется 94 самолёта этого типа. Что бы ни говорилось, но возраст в полвека всегда берёт своё, недаром крупные авиакомпании избавляются от возрастных бортов. Вопрос о судьбе Ан-24 обсуждался осенью 2023 года в Совете Федерации. Тогда было заявлено: производить их ремонт крайне трудно. Во-первых, обслуживание двигателей проводит только один завод в стране и его мощностей на всех не хватает. «В течение 2024 и 2025 годов нам надо будет ремоторизировать, то есть обслужить, 24 двигателя. Арамильский завод нам подтвердил лишь возможность ремонта четырёх двигателей в 2024 году и четырёх в 2025-м», – пояснял замгендиректора «Ир-Аэро» Сергей Крупнов. Во-вторых, Ан-24 изначально разрабатывался на Украине и теперь доступ к документации оказался ограничен. Кроме того, капремонт стоит порядка 200 млн рублей, что может позволить себе не всякий эксплуатант.
Заменить старый советский самолёт должны были новые – Ил-114-300, ТВРС-44 «Ладога» и ЛМС-901 «Байкал». Над их созданием уже который год работают концерн «Ростех» и входящая в его состав Объединённая авиастроительная корпорация. Успешно осваиваются бюджеты, сообщается о новых достижениях, но самолётов как не было, так и нет. Сейчас поставки Ил-114-300 и «Байкала» перенесены на 2026 год, а «Ладоги» – на 2028 год.
Но ведь летать на чём-то надо! Потому срок службы Ан-24 в итоге был продлён до 60 лет. Да, по документам они могут быть полностью исправны и готовы к полётам. Реальное же состояние и качество обслуживания, увы, может вскрыться только в случае ЧП.