Газовые баллоны планируют промаркировать и занести в единую цифровую базу. Соответствующие инициативы депутатов Госдумы недавно поддержали в Минэнерго. Беда в том, что на практике все усилия по упорядочиванию оборота этих баллонов могут оказаться пустыми обещаниями. А количество взрывов бытового газа будет лишь увеличиваться.
Проблема с газовыми баллонами нешуточная: действенные механизмы контроля за их производством, техническим состоянием и эксплуатацией сегодня практически отсутствуют. О необходимости решить эту проблему говорят уже чуть ли не 10 лет. Но дальше громких заявлений дело пока так и не пошло.
«По имеющимся оценкам, сейчас «на руках» более 50 млн баллонов, три четверти из которых выработали ресурс и находятся в ненадлежащем состоянии, – констатирует зампред думского комитета по энергетике Юрий Станкевич. – В дополнение к металлическим на рынке появляется оборудование из композитных материалов, которое активно продаётся в рознице и через маркетплейсы. Выборочная проверка показывает, что ввозимые баллоны, в частности из Армении и Киргизии, не выдерживают требований безопасности и надёжности».
Кроме того, как отмечает парламентарий, производители таких баллонов получают необходимые сертификаты без какого-либо анализа технической документации и без проведения протоколов испытаний самого баллона. При этом единой базы, в которой собирались бы сведения о количестве произведённых, проданных или утилизированных ёмкостей, сегодня не существует. Нет и действенных механизмов контроля технической исправности баллонов.
Показательная история случилась в марте этого года в Костромской области. Газозаправочные станции начали отказывать некоторым жителям в заправке баллонов. Оказалось, что газовщики внезапно решили следовать приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, изданному аж в 2014 году. Этот документ ограничивает срок службы газовых баллонов 20 годами для агрегатов, выпущенных после 2014 года, и 40 годами – для баллонов, выпущенных до 2014 года. По факту же получается, что как минимум все последние 10 лет жители области могли спокойно пользоваться просроченными баллонами.
Примечательно, что официальной статистики ЧП, связанной с газовыми баллонами, не ведётся вовсе. По оценкам компании «Газовый вектор», в 2022 году из-за взрывов газовых баллонов погибло 149 человек, пострадало – 1237. В Торгово-промышленной палате также приводили тревожную статистику: в 2024 году произошло уже 488 чрезвычайных ситуаций и 72 взрыва в многоквартирных домах.
Но поможет ли маркировка и создание единого реестра исправить ситуацию – большой вопрос. «На табличке на каждом баллоне пробиты и срок службы, и серийные номера. И у производителя эти реестры есть. Говоря о безопасности, надо в первую очередь вести речь о том, чтобы обеспечить контроль за заправкой исключительно тех баллонов, срок эксплуатации которых не истёк», – прокомментировал «Нашей Версии» председатель правления межрегиональной общественной организации «Гильдия инженеров газового оборудования» (МОО ГИГО) Станислав Митюшин. По его словам, несколько лет назад ГИГО уже выступала с инициативой создания системы цифрового контроля на всех газозаправочных станциях. Считывая QR-код с каждого баллона, система в автоматическом режиме могла бы разрешать или запрещать заправку. Но тогда все эти идеи так и остались лишь в стадии обсуждения.
Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендует Росздравнадзору усилить контроль за препаратами, предназначенными для медикаментозного прерывания беременности.
В 2023 году в Госдуме в очередной раз вспомнили о необходимости регулирования этого сегмента рынка и вновь заговорили о цифровом учёте. Но и тогда дальше разговоров дело не пошло.
Ещё одна проблема, по словам Станислава Митюшина, заключается непосредственно в качестве самой заправки. По технике безопасности газовый баллон нужно заправлять не полностью, а примерно на 80–85%. Остающийся запас не позволит баллону взорваться в случае чего. Проблема, однако, в том, что подавляющее большинство используемых у нас в стране баллонов не оснащены специальной системой, позволяющей регулировать уровень заправки. Так что зачастую баллоны заправляют в буквальном смысле на удачу.
«Принять меры контроля можно какие угодно. Вопрос – сможем ли мы обеспечить исполнение этих правил. Если мы отъедем недалеко от Москвы, то увидим, что на большинстве заправочных станций нет ни интернета, ни даже компьютеров», – констатирует Станислав Митюшин.
Во многих регионах оборот газовых баллонов и вовсе осуществляется по старинке: в обозначенную дату приезжает грузовик, гружённый заправленными баллонами, и происходит обмен пустых баллонов на полные. Причём практика показывает, что на обмен газовые компании нередко привозят баллоны, выпущенные 30–40 лет назад.
И это в лучшем случае! Например, весной этого года жители нескольких районов Алтайского края остались и вовсе без газа: пункты обмена баллонов закрылись, а газовых заправок в сёлах никогда и не было.
В таких реалиях рассказы про некий единый реестр и цифровой контроль и вовсе похожи на издевательство.



