Версия // Общество // Американцы безуспешно пытаются скопировать российское ракетное чудо

Американцы безуспешно пытаются скопировать российское ракетное чудо

6910

Камера для ястребов

фото: РИА Новости
В разделе

В январе этого года сенатор Джон Маккейн сделал очередное громкое заявление: пора, мол, Соединённым Штатам покончить с закупкой российских ракетных кислородно-керосиновых двигателей РД-180.

«Мы вполне можем заменить РД-180 американской ракетной техникой», – бахвалился Маккейн. Завзятого русофоба взяли в оборот политики, бизнесмены и учёные США: оказывается, Америка уже несколько лет кряду пытается создать клон РД-180, который устанавливается на американские ракеты-носители Atlas, но пока выходит лишь пшик.

Ожесточённая борьба вокруг российских ракетных двигателей РД-180 в США развернулась сразу же после воссоединения Крыма с Россией и начала событий в Донбассе. На фоне санкций, принятых в отношении России, некоторые американские компании решили под шумок поправить своё положение, добившись запрета на поставки российских РД-180. Однако выяснилось, что заменить двигатель российского производства нечем. И спустя некоторое время американские власти вынуждены были просить суд отменить запрет на покупку российских двигателей. К великому, как видно, неудовольствию сенатора Маккейна.

Технологии получили. Построить не смогли

– На разработку ракетного двигателя, аналогичного РД-180, американцам понадобится 8–10 лет, – полагает известный учёный доктор технических наук Игорь Острецов. – Но у американцев пока нет никаких аналогичных разработок. Жидкостные ракетные двигатели они не разрабатывают уже почти 20 лет. Реальной альтернативы РД-180 нет.

РД-180 спроектирован на базе двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях «Энергия» и «Зенит», – продолжает профессор Острецов. – В отличие от четырёхкамерного РД-170 двигатель РД-180 имеет две камеры сгорания и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности. Он приводится в действие одним газогенератором. Тяга РД-180 составляет 400 тонн. Полная сборка осуществляется на НПО «Энергомаш». Камеры сгорания поставляются из Самары, специальная сталь приходит из Челябинска. Технологический цикл сборки одного двигателя составляет всего-то 16 месяцев.

Что любопытно, американцы, после того как в США объявили конкурс на поставки двигателя тягой 400 тонн для «Атласов», который и выиграл РД-180, получили всю технологию для изготовления двигателя в США. И специалисты из России готовы были выезжать, чтобы помочь наладить производство РД-180 за океаном. Но в США вдруг решили, что точное воспроизводство совершенно невыгодно: другие стандарты, другие материалы, даже резьба – и та другая.

А вот мнение академика РАН Бориса Каторгина:

– Американцы действительно думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут российские технологии и будут сами воспроизводить двигатель. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов. И вам нужно будет 10 лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли ещё годы, они говорят: нет, надо ещё восемь лет. Прошло уже более 20 лет. Ни один ракетный двигатель так и не создан.

Вот что сказал зам генерального директора НПО «Энергомаш» Владимир Чванов:

– Реальные затраты по созданию такого производства превысили первоначальные оценки американской стороны более чем в 5 раз. И для того чтобы соблюсти принятые в США нормы, согласно которым продукция для ракетной техники, используемой в интересах государства, должна производиться только на территории США, было принято решение лишь продемонстрировать возможность создания двигателей РД-180. Наши американские партнёры выбрали два узла двигателя и пытаются освоить их производство. Пока они здорово опаздывают по срокам.

По теме

Всё дело в камере сгорания

Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 0,6 тонны топлива в секунду. Эта камера – уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой камеры Россия и продолжает делать свои лучшие двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», РД-180 – для «Атласа».

– Жидкостные ракетные двигатели востребованы и будут востребованы очень долго, потому что никакая другая техника не в состоянии более надёжно и экономично поднять груз с Земли и вывести его на околоземную орбиту, – уверен профессор Острецов. – Эти двигатели безопасны с точки зрения экологии, потому что работают на жидком кислороде и керосине.

Таким образом, как говорит академик РАН Борис Каторгин, Россия продаёт продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. И мы вправе гордиться огромным вкладом российской ракетно-космической техники в развитие цивилизации.

Копируют снова

Что же касается инициативы беснующегося сенатора Маккейна, то, как пишет The Wall Street Journal, «отказ США от использования российских ракетных двигателей РД-180 ударит по финансовой жизнеспособности ряда проектов NASA».

Как поясняет The Wall Street Journal, ограничения на использование технологий могут привести к резкому сокращению числа запусков ракет Atlas V. Это, в свою очередь, увеличит стоимость миссий NASA. Некоторые представители аэрокосмической отрасли полагают, что стоимость запусков увеличится на многие сотни миллионов долларов.

Сегодня в США началась очередная попытка копировать знаменитый ракетный двигатель РД-180. Корпорация United Launch Alliance (ULA), созданная компаниями Boeing и Lockheed Martin, заключила контракты с несколькими известными американскими фирмами на производство ракетного двигателя нового поколения. Но пока речь идёт только об исследовательских работах. Каждая из компаний, с которой заключён контракт, должна будет представить технико-экономическое обоснование проекта, стоимость, план и график работ. Сделать это предполагается к осени 2016 года. А первые запуски нового двигателя в США планируют сделать лишь в 2019 году. Вывод? Ещё не один год американские ракеты будут летать на знаменитых русских двигателях РД-180.

Тем временем

Пока этот материал готовился к печати, стало известно, что Киев в конце мая, в ходе визита украинской делегации в США, предложил Вашингтону совместную разработку и производство ракетных двигателей, которые могли бы заменить российский РД-180. Об этом заявил журналистам глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Любомир Сабадош. По его словам, американские специалисты «высказали глубокую заинтересованность в поставках двигателей, альтернативных РД-180». В ноябре этого года – новый раунд этих переговоров в Киеве: стороны предполагают обсудить сроки разработки, проведения тестовых испытаний, а также объёмы финансирования. Так сможет ли Киев справиться с этой сложной задачей – создать в короткие сроки новый жидкостный двигатель? Этот вопрос «Наша Версия» адресовала доктору технических наук, одному из испытателей ракеты «Воевода» Игорю Острецову.

– Нет, Украина с этой задачей не справится. У них разрушена главная база – некогда мощный «Южмаш» (г. Днепропетровск). Эта ракетная фирма в своё время создала фантастическую ракету «Воевода» (по классификации НАТО – «Сатана». – Ред.) с 36 боеголовками по 2 мегатонны каждая. Начинать нужно с нуля. Но нет нужных специалистов. Киев даёт пустые обещания: ракетно-промышленный комплекс Украины мёртв.

Справка

НПО «Энергомаш» является разработчиком и производителем большинства ракетных двигателей, применяемых на российских ракетах-носителях. Сотрудничать с американцами НПО «Энергомаш» начало ещё в 1995 году. Российская компания приняла участие в конкурсе на обеспечение запусков новой американской ракеты-носителя Atlas IIAR, объявленном фирмой lockheed Martin Aeronautics. 12 января 1996 года lockheed Martin объявила о выборе жидкостного ракетного двигателя РД-180 в качестве двигателя первой ступени ракеты-носителя Atlas IIAR. Американские учёные в области космоса заявили тогда, что разработка российского двигателя опередила аналогичные разработки в США на 10 лет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.06.2016 00:08
Комментарии 0
Наверх