// // 60 процентов инвестиций в отечественное кино не окупаются

60 процентов инвестиций в отечественное кино не окупаются

332

Не в кассу

"Обитаемый остров" - главный кинопровал завершающегося года
"Обитаемый остров" - главный кинопровал завершающегося года
В разделе

Российское кинопроизводство убыточно. По данным исследования компаний RFilms и «Нева Research», проведённого при участии Министерства культуры, большая часть инвестиций в отечественный кинематограф не окупается за счёт проката. Если точнее, то почти 60% вложений идут на ветер. Учитывая, что сейчас в России производится порядка 200 фильмов в год, деньги набегают немалые. С подробностями – корреспондент «Нашей Версии».

За последние четыре года в кинопроизводство было вложено 29 млрд. рублей. В 2009 году, несмотря на кризис, инвестиции составили 9 млрд. рублей, вдвое больше, чем в 2006 году, подсчитали компании RFilms и «Нева Research». Рост расходов связан прежде всего с увеличением бюджетов фильмов (200 млн. рублей в этом году). При этом кассовые сборы растут гораздо медленнее: если четыре года назад разрыв между ними и производственным бюджетом картины составлял в среднем 20 млн. рублей, то теперь он достиг 45 млн. рублей. При этом затраты на рекламу и продвижение фильмов не учитывались.

Так, бюджет «Обитаемого острова» Фёдора Бондарчука составил 36,5 млн. долларов, а в прокате он собрал лишь 21 миллион 834 тысячи. Ещё один дорогостоящий проект – «Тарас Бульба» Владимира Бортко – обошёлся в 25 млн. долларов, а сборы с трудом превысили отметку в 17 миллионов.

« Причин этому много, – говорит продюсер, основатель студии «СТВ» Сергей Сельянов. – Самая главная – небольшая ёмкость кинотеатрального рынка. Залов (их сейчас в России около 1700. – Ред.) по-прежнему мало. Хотя за последнее десятилетие в стране, по сути, возникла система кинопроката. Это огромное достижение, но становление этой системы обошлось очень недёшево. Кроме того, себестоимость наших картин больше тех средств, которые может вернуть рынок. Лишь два фильма в год окупают затраты, вложенные в их производство. Остальные убыточны. Наконец, количество зрителей и денег у этих потенциальных зрителей также всё ещё недостаточно, чтобы затраты на кинопроизводство окупались».

По данным независимой исследовательской компании Movie Research, более 60% россиян не ходят в кинотеатры просто потому, что их нет в пределах доступности. Из тех, кто добраться до кинозалов может, одни не готовы выложить 6–8 долларов за билет, другие предпочитают смотреть новинки дома на DVD. А вообще, сегодня кинотеатры посещают всего 4–5 млн. россиян в возрасте от 14 до 30 лет. Именно они приходят на все громкие премьеры и тем самым помогают «отбить» хотя бы часть средств, потраченных на кинопроизводство.

Но есть и обратная сторона медали. Многие российские фильмы изначально обречены на убытки. При этом речь не идёт об арт-хаусном кино. «Был случай, когда люди снимали картину в двух комнатах, а расписали бюджет на 3 млн. долларов – рассказывает издатель журнала «Кинобизнес сегодня» Александр Семёнов. – В прокате фильм собрал 10 тыс. рублей». Понятно, что создатели подобных лент зарабатывают не на продаже готовой картины, а исключительно на её производственном бюджете. В итоге, после того как пирогом из государственных и частных денег полакомились заинтересованные стороны, снимать уже попросту не на что, а компании-призраки, на счета которых перечислялись деньги, исчезают из поля зрения.

Так за счёт чего или, вернее, кого российское кино продолжает существовать? Во многом благодаря частным инвесторам, деятельность которых больше напоминает благотворительность меценатов. К примеру, в финансировании таких арт-хаусных лент, как «Юрьев день» и «Бумажный солдат», принимал участие владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. Группа компаний «Ренова» Виктора Вексельберга вложилась в съёмки «Кода апокалипсиса» и «1612». Компания «Тракторные заводы» приняла участие в создании шести кинолент, включая «День Д» и «9 роту». Но все они сумели вернуть в лучшем случае половину потраченных средств.

И всё-таки инвесторы не отчаиваются. «У нас нет задачи сразу «отбить» инвестиции, для нас принципиально важно по-настоящему в этом разобраться», – заявляют они. В будущем, уверен тот же Вексельберг, картины начнут приносить прибыль. Однако отнюдь не все настроены столь оптимистично. И, как результат, постепенно прекращают финансировать кинопроекты.

«К сожалению, в ближайшее время всё станет ещё хуже, – уверен кинокритик Кирилл Разлогов. – У инвесторов пропадёт энтузиазм. Для них кинематограф, как правило, развлекательный «довесок» к собственному богатству, и едва ли они теперь будут вкладываться в производство с прежней щедростью. Я вообще, к слову, склонен считать связанные с кризисом изменения негативными – в связи с ним приостановлено производство многих картин. Хотя некоторые мои коллеги и говорят, что это к добру – дескать, слишком много у нас делалось совершенно никому не нужных фильмов, – я с этим не очень согласен. Считаю, что для того, чтобы появлялись хорошие фильмы, нужно делать некоторое количество картин, которые никому не нужны».

Опубликовано:
Отредактировано: 28.12.2009 16:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх