Версия // Бизнес // 30 процентов российского слабого алкоголя производится из спирта без добавления винограда

30 процентов российского слабого алкоголя производится из спирта без добавления винограда

2279

Карта вины

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Российское вино может быть включено в список сельскохозяйственной продукции. Недавно Минсельхоз подготовил проект соответствующего документа. Если он будет одобрен, тогда отечественные производители вина смогут претендовать на финансовую поддержку правительства, оказываемую в рамках развития АПК. Правда, для развития рынка российского вина только финансовой помощи всё равно будет недостаточно.

Как пояснили «Нашей Версии» в Союзе виноградарей и виноделов России, суть идеи сводится к следующему: сам процесс производства вина планируется включить в перечень сельскохозяйственной деятельности. При этом конечный продукт, то есть уже само вино, по-прежнему с точки зрения законодательства будет считаться алкогольной продукцией и регулироваться соответствующими нормативными актами. «Если эту идею удастся реализовать, тогда Минсельхоз сможет рассматривать виноделие как «свою отрасль». Тогда появится возможность поддерживать мелких фермеров, у которых есть свои виноградники, они смогут производить и продавать вино от своего имени. Государство сможет оказывать финансовую помощь винодельческим предприятиям не только на посадку винограда, как это делается сейчас, но и, например, субсидировать их деятельность», – рассказывает президент союза Леонид Попович. В принципе похожая система сегодня действует в большинстве стран Евросоюза, где до кризиса государственные дотации на каждый производимый литр вина составляли порядка 1 евро.

Впрочем, беда российского винного рынка не только в недостаточной государственной поддержке. Вина отечественного производства не очень-то пользуются популярностью у российских потребителей.

По оценкам экспертов, структура потребления алкоголя в России такова, что основными конкурентами вина выступают водка и другие крепкие алкогольные напитки. Парадоксально, но факт: пиво на российском рынке конкурирует только со слабоалкогольными коктейлями или же вовсе с безалкогольными напитками.

«Всё дело в том, что стоимость бутылки пива сравнима со стоимостью газировки. Естественно, российский потребитель предпочитает немного доплатить и купить пиво», – констатирует глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Вину же выдержать конкуренцию с водкой – напитком более крепким и при этом более дешёвым – практически невозможно. Для сравнения: по данным центра, в среднем россияне выпивают 230 млн дал (1 дал - 10 л) водки и крепкого суррогатного алкоголя в год. Вина же – только 84 млн дал, шампанского – всего 27 миллионов.

Нелюбовь российских потребителей к отечественному винному продукту можно понять. Большинство россиян твёрдо уверены в том, что качество отечественного вина оставляет желать лучшего. Мнение это, надо сказать, небезосновательное. Порядка 30% вина отечественного производства, продающегося в рознице, фактически является фальсификатом. Вернее, сам продукт – самый что ни на есть легальный, с него даже уплачен акциз в госказну. Только вот из чего он сделан – большой вопрос.

«Я это называю «статистическим фальсификатом». Эти 30% вина у нас производятся из непонятно откуда взятого виноматериала. Ни в какой статистике он не проходит: ни в импорте, ни в отечественном производстве», – говорит Вадим Дробиз.

По теме

Скорее всего эти 30% так называемого вина производят всё из того же этилового спирта с добавлением всевозможных красителей. Причём, по словам самих участников рынка, если за производством водки власти ещё следят, то что делается на винном рынке, чиновников особенно не интересует.

«Государство фактически не контролирует производство вина хотя бы потому, что на сегодняшний день оно не заинтересовано в наличии действительно качественной продукции. Судите сами: с каждой бутылки водки госказна получает 70 рублей акцизных сборов. В бутылке вина акциз составляет всего 3 рубля», – говорит Вадим Дробиз. При таком положении дел производить действительно качественное вино сегодня просто экономически не выгодно: во-первых, на него будет сложно найти потребителя, во-вторых, зачем налаживать сложное производство, когда можно просто подкрашивать спирт.

Вместе с тем нельзя сказать, что никто из российских производителей не выпускает по-настоящему качественного продукта. В частности, в прошлом году на международной винной выставке в Лондоне российские производители вина завоевали 17 наград. В этом году российские виноделы получили на лондонской выставке уже более 30 призов. «Но проблема в том, что наши вина, которые действительно хорошего качества, потребители не готовы покупать по той же цене, по которой они покупают качественную импортную продукцию. В результате получается, что », – констатирует Вадим Дробиз.

«Виноградарство в нашей стране не развито, и, естественно, решение любых экономических задач, которые стоят перед винодельческими хозяйствами в России, выходит дороже, чем в странах с развитой культурой виноделия. Им не с кем объединиться, разделить расходы. Это отражается в непомерно высокой цене на качественные российские вина. Однако в отличие от российских марок для французского и итальянского вина эта цена может быть оправдана ценой бренда, который существует несколько десятилетий, а то и столетий», – соглашается вице-президент российской компании Simple Анатолий Корнеев.

Интересно, что даже советская власть, которая периодически проводила антиалкогольные кампании в стране, и то куда более внимательно относилась к виноделию, чем это делают сегодня власти российские.

Достаточно сказать, что именно благодаря целенаправленной госполитике в 50-е годы прошлого века СССР, по структуре потребления бывший «самогонно-водочной страной», превратился в страну «винно-водочную».

«Потребление вина тогда выросло в 10 раз. Всё дело в том, что, засадив юг страны виноградниками, СССР удалось сделать вино дешёвым и доступным. Соответственно советской власти удалось немного изменить структуру потребления. Кстати, позже, в 80–90-е годы прошлого века, аналогичную политику стали проводить в Финляндии и Швеции. Только структуру потребления меняли не в сторону вина, а в сторону пива», – рассказывает Вадим Дробиз.

К потреблению «беленькой» россияне вновь вернулись при Горбачёве, во времена перестройки. Тогда же на юге России была вырублена примерно треть посаженных в 50-е годы виноградников. Да и экономическая ситуация располагала к более крепким напиткам. С тех пор россияне про вино больше не вспоминают.

Не особо озабочены положением дел в отрасли и чиновники. Стоит отметить, что программа по развитию виноделия или включение вина в список сельскохозяйственной продукции – идея вообще-то не новая. Об этом говорилось ещё несколько лет назад, когда Минсельхоз возглавлял Алексей Гордеев. Также была разработана программа поддержки мелких фермеров, планировалось увеличение площадей виноградников и многое другое. Но ничего так и не было сделано.

«Все эти идеи мы высказываем уже очень давно. Но почему-то у чиновников, контролирующих алкогольную отрасль, есть непонятный для нас страх того, что в результате предлагаемых нами мер произойдёт извлечение вина из общей системы контроля алкогольной продукции, – говорит Леонид Попович. – Но ведь то, что предлагаем мы, вовсе не означает, что вино перестанет считаться алкогольным напитком. Оно всё так же будет вноситься в ЕГАИС, с него будут уплачиваться акцизы, и у государства будет возможность контролировать оборот вина».

Правда, на этот раз есть шанс, что предлагаемые Минсельхозом меры как минимум будут услышаны в правительстве. Всё дело в том, что в настоящий момент ведомство разработало программу развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, где оговариваются все меры государственной поддержки АПК в связи c присоединением России к ВТО. Учитывая, что в большинстве зарубежных стран вино вообще не является алкогольным напитком, а законодательно считается пищевым продуктом, можно предположить, что в какой-то части государственная сельхозпрограмма будет скопирована с западного законодательства.

«Во всём мире самое лучше вино делается мелкими производителями, у которых, как правило, очень небольшое количество виноградников. Если создать соответствующие условия поддержки таких производителей и в нашей стране, то и у нас пойдёт развитие винного рынка и будут появляться самые разнообразные качественные вина», – мечтает Леонид Попович.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.09.2012 16:18
Комментарии 0
Наверх