Версия // Общество // 2 июля 1950 года родилась первая в КНДР военно-морская легенда

2 июля 1950 года родилась первая в КНДР военно-морская легенда

6764

«Бесстрашные мыши Ким Ир Сена». История одного боя

2 июля 1950 года родилась первая в КНДР военно-морская легенда
В разделе

Каждая страна имеет свои военные мифы и легенды. Иногда они полностью выдуманы, но чаще основаны на реальных событиях. Экипажи торпедных катеров северокорейского военно-морского флота первого формирования называли «Бесстрашными мышами Ким Ир Сена». Они действительно проводили отчаянные атаки на американские и английские корабли и гибли от ответного огня. В этой статье мы расскажем об одном бое, который стал основой легенды ВМФ КНДР.

Создание ВМФ КНДР

Военно-морской флот КНДР фактически создавался дважды. После подписания императорской Японии капитуляции, на Корейском полуострове напряжение не спадало. Севернее 38-й параллели была оккупационная зона СССР, южнее – США. СССР достаточно быстро вывел свои войска, оставив у власти Трудовую Партию Кореи, во главе со своим ставленником Ким Ир Сеном. Американцы свои войска не выводили, хотя у власти стоял их «кореец» Ли Сын Ман. Изначально, СССР и США снабжали Север и Юг Кореи трофейным японским оружием, но его явно не хватало для назревающей войны на полуострове. Наряду с экономической помощью, шли поставки советской военной техники, благо после окончания Второй мировой войны её было в избытке. Аналогично поступали и США. Военно-морского флота у Северной Кореи не было вообще, поэтому Тихоокеанскому флоту пришлось его создавать с нуля. 5 июня 1946 года были основаны «Морские силы охраны» со штабом в порту Вонсан. В декабре их переименовали в «Морской патруль» и перевели штаб в Пхеньян. 29 августа 1949 года. после формирования дивизионов катеров, переданных СССР, «Морской патруль» переименовали в военно-морской флот.

Тихоокеанский флот передал Северной Кореи 68 единиц кораблей и катеров. Из них 9 тральщиков (в том числе базовый тральщик проекта 53 «Проводник»), 4 сторожевых корабля (один из них проекта 39 «Зарница»), 37 торпедных катеров (большинство из них типа Г-5), 8 больших и малых охотников за подводными лодками (3 МО типа ОД-200 и 1 БО проекта 122) и 6 транспортов. В советских военно-морских училищах готовили кадры для молодого флота. Нужно сказать, что часть кораблей и катеров были переданы уже после 1953 года, когда ВМФ Северной Кореи пришлось создавать заново во второй раз.

ВМФ Северной Кореи первого формирования включали 3 малых охотника типа ОД-200, 5 торпедных катеров типа Г-5, 3 тральщика (два бывших американских типа YMS и один бывший японский), одна плавбаза, один транспорт и 6 различных катеров и шхун. После окончания Корейской войны почти все корабли и катера были уничтожены, и флот пришлось создавать заново.

Торпедные катера

Летом 1948 года в северокорейский порт Вонсан из советской военно-морской базы Порт-Артур пришли 4 торпедные катера типа Г-5 XI-й серии. Эти катера были построены в Тюмени на судостроительном заводе в 1946 году и имели тактические номера ТКА-321-324. Их водоизмещение составляло 18,6 тонн, скорость хода 45 узлов – около 83 км/ч. На катерах этой серии стояли американские двигатели «Паккард», полученные по ленд-лизу. Катера были вооружены двумя торпедными аппаратами под торпеды калибром 533 мм и одним тяжелым пулеметом ДШК калибром 12,7 мм. Катера были безвозмездно переданы Северной Кореи. В составе Северокорейского флота их переименовали в ТК-21 – 24. Командирами катеров стали корейцы, выпускники Военно-морского училища имени адмирала Макарова во Владивостоке. Возглавил дивизион капитан-лейтенант Ким Гун Ок (в некоторых источниках Ким Кун Ок). После поднятия корейского военно-морского флага, катерники получили прозвище «Бесстрашные мыши Ким Ир Сена». Дивизион этих катеров стал ударной силой молодого флота.

Корейская война

По теме

25 июня 1950 года армия КНДР перешла границу на 38-й параллели. Началась Корейская война. Ход войны и её итог известен. Сначала армия Ким Ир Сена захватила Сеул и почти всю Южную Корею (не занятым оставался город и порт Пусан и небольшая территория вокруг него). Но потом США, собрав международную коалицию, пошли в наступление, зеркально повторив ход войны. Был захвачен Пхеньян и почти вся территория Северной Кореи, за исключением небольшой её части на Севере, примыкавшей к границам Китая и СССР. С их помощью армия Южной Кореи и США были оттеснены к 38-й параллели. Война выдохлась, применять ядерное оружие руководство США не решилось.

На начальном этапе войны, когда армия КНДР наступала на Пуссан, 10 небольших северокорейских транспортов (в основном рыболовецкие траулеры), ночью 2 июля доставили наступающим войскам Ким Ир Сена боеприпасы. Транспорты прикрывали четыре торпедных катера и два морских охотника. После разгрузки, утром, северокорейцы обнаружили приближение трех крупных боевых кораблей международной коалиции к мысу Чумунжин, где происходила разгрузка транспортов. Капитан-лейтенант Ким Гун Ок направил четыре торпедных катера им навстречу. Атака проводилась со стороны берега под прикрытием утреннего тумана. С этого момента северокорейская и американская версии боя радикально расходятся.

Бой

Что совпадает в обеих версиях, так это участники боя. Правда и в этом были разночтения. Корейские моряки утверждали, что атаковали тяжелый и легкий крейсер и эсминец. На самом деле, 4 торпедных катера атаковали американский легкий крейсер (крейсер ПВО) USS «Juneau» CL-119, английский легкий крейсер HMS «Jamaica» и английский шлюп HMS «Black Swan» L-57. По американской и английской версии три из четырех катеров были уничтожены до пуска торпед, четвертый катер вышел из боя. Надо понимать, что крейсера имели артиллерию калибром 152-мм и 127-мм с радиолокационными станциями орудийной наводки. Г-5 - это торпедные катера, которые были разработаны еще в 20-х годах, и в 1950 году они были устаревшими. Им просто не дали подойти к точке пуска торпед. После первого залпа один катер был потоплен, второй потерял ход и загорелся. Третий катер на большой скорости ушел к берегу, а четвертый – в сторону открытого моря. Тот катер, что отошёл к берегу так же был потоплен, а катер, ушедший в сторону моря ТК-21, после боя со шлюпом, вернулся на базу. По большому счету, это самоубийственная атака решила главную задачу – транспорты успели уйти.

Как и всякой молодой армии и флоту, в Северной Корее нужны были свои героические военный мифы. Поэтому, согласно официальной северокорейской версии торпедные катера потопили, немного немало американский тяжелый крейсер USS «Baltimore» CA-68. правда, ценой гибели трех из четырех торпедных катеров. Согласно официальной версии КНДР, в крейсер попали три торпеды – по одной, выпущенной с катеров ТК-21, 22 и 23. Официальные историки описывают этот бой словами: «Торпедными катерами потоплен тяжелый крейсер, это не просто бой, а чудо». Советские военные историки решили поддержать своих союзников. В официальной историографии (книга «Война в Корее 1950–1953») советские военные историки подтверждают повреждения тяжелого и легкого крейсера союзников ценой гибели трех торпедных катеров. Причем, говорится, что в тяжелый крейсер попали 2 или 3 торпеды, в легкий – одна. Атака, якобы, проводилась на минимальной дистанции – 2 или 3 кабельтова. Это 370 м – 560 м. Позже, узнав, что тяжелый крейсер «Балтимор» в день атаки был в небоеспособном состоянии, версию скорректировали. По новой версии был поврежден тяжелый крейсер USS « Rochester» СА-124 «Рочестер».

Что реально происходило во время боя, точно не известно. Вероятно, близка к истине, все-таки, американская версия. Что не умаляет подвига северокорейских катерников, которые на старых катерах пошли в самоубийственную атаку, но спасли от удара свои транспорты. Потопленных кораблей не было, это точно. Для «Бесстрашных мышей» это был первый бой и первая торпедная атака в реальных условиях. Но, как мы уже говорили, молодой стране нужны были свои героические военные мифы.

За этот бой капитан-лейтенант Ким Гун Ок получил звание Героя КНДР и воинское звание капитан 1 ранга. Он стал одним из самых почитаемых героев в Северной Корее. Еще одним Героем КНДР стал командир ТК-22 Ли Ван Гын. Торпедный катер ТК-21, единственный уцелевший в том бою, сегодня является экспонатом Музея Победы в Пхеньяне. Миф продолжает свою работу.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.01.2024 12:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх