Версия // Общество // Всего при гибели двух пароходов жертвами стали свыше 3000 человек, бегущих из страны

Всего при гибели двух пароходов жертвами стали свыше 3000 человек, бегущих из страны

4545

Морские катастрофы Гражданской войны в Китае

Всего при гибели двух пароходов погибло свыше 3000 человек, бегущих из страны
В разделе

В Гражданских войнах проигравшая сторона, как правило, покидает страну. Перегруженные пароходы навсегда уходят из своих портов. Это хорошо передано в известном фильме «Служили два товарища». Помните, эпизод с офицером, которого играл Владимир Высоцкий и его боевым конем? Не всегда пароходы с беженцами достигали портов назначения. В этой статье мы расскажем о гибели двух пассажирских пароходов на излете Гражданской войны в Китае между сторонниками Гоминьдана и коммунистами.

SS «Kiangya»

В Китае в 30-х – 40-х годов ХХ века была судоходная компания «Shanghai Merchants Group», владеющая восемью грузовыми и грузопассажирскими судами, работавшими на крупных китайских реках и прибрежных морях. В составе её флота были два однотипных грузопассажирских парохода SS «Kiangya» (некоторые источники утверждают, что на английском языке название читается как «Jiangya») и SS «Kiangking». Это были современные для того времени пароходы, построенные в 1939 году, водоизмещением 2 100 тонн. Официальная пассажировместимость пароходов составляла 1 186 пассажиров. Удивляться такому большому количеству пассажиров при небольшом водоизмещении не приходиться, так как в те годы в торговом флоте Китая никаких разумных норм, связанных с перевозкой людей не было.

Во время японо-китайских конфликтов в 1931–1936 годах и войны 1931-1945 годов, а так же последовавшей за ней гражданской войны, главная река страны стала ареной ожесточенных боев. В статье «Загадка атаки над рекой Янцзы» рассказывается об атаки советских летчиков –добровольцев японского авиатранспорта «Камикава Мару» на Янцзы. В статьях «Бой на реке Янцзы. Имперские амбиции» и «Бой на реке Янцзы. Унижение Королевского флота» рассказывается о неудачной попытке Королевского флота вмешаться в ход Гражданской войны в 1949 году. Сторонники правящего в стране Гоминьдана в борьбе с коммунистами стремительно теряли подконтрольные им провинции. Это порождало волну гражданских беженцев, большинство из которых покидало страну по воде.

По теме

Пароход SS «Kiangya» направлялся в рейс из шанхайского порта Шилюпу в город Нинбо, расположенный на берегу Восточно-Китайского моря. Пароход вышел в рейс 1 декабря 1948 года. 3 или 4 декабря недалеко от устья реки Хуанпу – 50 морских миль, или 80 км от Шанхая – произошел взрыв и «Kiangya» затонул. На берегу не знали о катастрофе в течение какого-то времени. Как мы уже говорили, номинально пароход был рассчитан на 1 186 пассажиров, официально на борту находилось 2 150 человек. Но, как сходятся во мнениях историки, людей было значительно больше, так как наверняка на борту было много «зайцев». Спасли 700 человек. Погибли, по разным данным, от 2 750 до 3 920 человек. Собственно говоря, спасателей, в современном понимании, не было, людей подобрали проходящие мимо суда. Гибель «Kiangya» стала второй по количеству жертв в истории судоходства в мирное время. Вероятной причиной взрыва стала японская мина. Императорский флот активно минировал эти воды.

Но на этом история парохода не закончилась. Во время взрыва корпус «Kiangya» разломился на две части. В 1956 году их подняли, и поскольку Китай тогда испытывал жесткую нехватку гражданских судов, а сам пароход был относительно новый (на момент катастрофы ему было всего 9 лет), то его решили восстановить. Первоначально отремонтированное судно работало под тем же названием, но в период «Культурной революции» – в ноябре 1966 года – его, как водится, переименовали. Пароход стал называться SS «Dongfang Hong 8» – «Красный Восток 8». Под этим именем старый пароход прослужил до 1983 года, когда его списали. В 2000 году во время разборки парохода, на нем произошел крупный пожар.

Деревянный штурвал с парохода храниться в Музее морских дел и народных обычаев Восточного Чжэцзяна в Нинбо. Одна из отмелей под Шанхаем названа именем парохода – «Jiangya Nansha».

SS «Taiping»

Но это была не единственная катастрофа с лайнерами, перевозящими беженцев из материкового Китая в период окончания Гражданской войны в стране. В 1926 году, в Гонконге для Австралийской Восточной линии был построен пассажирский пароход SS «Taiping». Всего была построена серия из пяти однотипных судов. «Тайпинг» был небольшой, но вполне мореходный океанский пассажирский пароход водоизмещением 4 324 тонны, длиной 107 метров и скоростью хода 13 узлов – 24 км/ч. На его борту в каютах могли разместиться 508 пассажиров (в некоторых источниках указано 580 пассажиров). Пароход активно работал на грузопассажирских линиях в Тихом океане, о чём свидетельствуют его фотографии из Интернета в различных портах региона. В 1941 году лайнер был реквизирован Королевским флотом Великобритании как военный транспорт. Война была благосклонна к пассажирскому пароходу, и в 1947 году его вернули владельцам. На заключительном \этапе Гражданской войны «Тайпин», контролируемый силами Гоминьдана, совершил множество рейсов между Шанхаем и островом Тайвань, перевозя беженцев, не желающих оставаться в коммунистическом Китае.

По теме

Многолетняя Гражданская война подходила к концу. 26 января 1947 года «Тайпинг» отходил в свой очередной рейс в порт Кипунг на Тайване. Это был последний пароход на Тайвань, отправляющийся на остров перед китайским Новым годом. На «Тайпинг» было продано более 1 500 билетов. Переход должен был быть недлинный, поэтому основная часть пассажиров расположилась на палубах лайнера. В 23-25 по местному времени 27 января по пути на Тайвань, SS «Taiping» столкнулся с грузовым пароходом «Чиенюань», по некоторым источникам – «Цзинь Юань», который был полностью загружен углем. Столкновение произошло недалеко от архипелага Чжоушань. Оба парохода затонули, «Цзинь Юань» практически мгновенно, «Тайпинг» через 20 минут. В результате катастрофы погибло более 1 500 человек, среди них около 1 000 пассажиров. Выжили 37 человек. Неточности в цифрах объясняются реалиями Гражданской войны и фактически бегством мирного населения из материкового Китая. Обе катастрофы, о которых рассказано в этой статье, входят в десятку самых жутких морских катастроф ХХ века в мирное время. На пароходе погибли военные, бывшие высокопоставленные чиновники, депутаты Национального собрания, банкиры, ювелиры и другие представители элиты Гоминьдана. Недалеко от места катастрофы находился австралийский эсминец HMAS «Warramunga» I44 / D123 – один из трех эсминцев типа «Трайбл» австралийского флота. После столкновения радисты «Тайпинга» успели передать сигнал SOS, который приняли австралийские моряки. Именно на «Warramunga» подняли немногочисленных уцелевших пассажиров и членов экипажа. Возможной причиной катастрофы стало то, что «Тайпинг» шел с выключенными ходовыми огнями, это было требование военных, а столкновение произошло ночью, во время сильного дождя. Дело в том, что военные корабли и катера коммунистов патрулировали побережье, и меры светомаскировки были не лишними.

В порту Килунг, куда должен был прийти «Тайпинг» установили мемориал погибшему пароходу, его экипажу и пассажирам. В 2014 году режиссер Джон Ву снял художественный фильм «Переправа», в котором рассказал историю гибели парохода «Тайпинг».

1 мая 1950 года Гражданская война в Китае официально закончилась. Миллионы сторонников Гоминьдана обосновались на острове Тайвань. Одной из мрачных страниц этой войны стала гибель двух пассажирских пароходов с беженцами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.01.2024 19:49
Комментарии 0
Наверх