Первый крупный скандал вокруг платных парковок во второй столице произошел в 2020 году. «Противостояние возникло между тысячами автовладельцев из Санкт-Петербурга и местными властями, взявшимися за борьбу с запаркованностью городских улиц. Причина – огромное количество штрафов за неоплаченную платную парковку, запуск которой в полную силу в период самоизоляции для многих оказался полной неожиданностью. Пока водители отсиживались дома из-за коронавируса или просто пользовались привычными стоянками, местные власти смогли устранить правовую коллизию и решить проблемы с передачей личных данных водителей между ведомствами, которые длились последние пять лет.
За и против
В итоге городские власти смогли не только фиксировать нарушения, но и оформлять штрафы – так автомобилисты незаметно накопили долги. Суммы некоторых доходят до 100-300 тыс. рублей». Тут можно даже поставить и восклицательный знак - 300 тысяч! Тогда автомобилисты даже написали открытое письмо президенту. Многие штрафы были отменены как незаконные.
Эмоции местных «центровых» понятны, логика властей тоже, но пока из-за этого в парковочный бизнес не могут зайти коммерческие компании. А аргументы одной стороны дошли до того, что «люди теперь не могут прилично одеться в театр».
Но это было хоть и недавно, но давно по современным меркам времени. А вот в прошлом году споры, скандалы и конфликты вокруг платных парковок в северной столице достигли апогея. Весной 2023 года, цитируем сайт «Фонтанка», пошли даже иски от частных лиц: «Городской суд Петербурга рассматривает сразу два иска об отмене постановления комитета по транспорту № 389 о создании и использовании платных парковок в Адмиралтейском районе. Истцы, два местных жителя, считают, что Смольный не может вводить плату за стоянку, пока не компенсирует сокращение числа мест для парковки и не создаст возможность оплаты наличными. А также что сама парковка должна была появиться не ранее 2029 года».
Иски были предсказуемо проиграны. В свое время в Петербурге были масштабные проекты подземных и многоэтажных платных парковок в центре города. Она провалилась и в целом, но центральных районах особенно. Не позволил грунт, и многое другое. Об этом подробно можно прочитать здесь, и здесь.
Один из активистов-противников платных парковок Алексей Каменский говорит: «Оказалось, с 1 ноября 2023 года ни в школу, ни в поликлинику бесплатно уже не съездить. Даже если купить «льготную» парковку за 1800 в год, она действует только в границах муниципального образования, которых толком никто не знает. Шаг влево, шаг вправо - штраф 3000 рублей. Оказалось, что куда-то теперь невозможно подъехать, чтобы остановиться даже на пару минут. Целые улицы закрыли для остановки, и, например, мебель нужно тащить целый квартал, иначе придет тот же самый штраф. Нам очевидно, что заявленная цель платной парковки не была достигнута: парковаться легче не стало, пробки не уменьшились. Весь этот проект видится иррациональным и немотивированным».
А еще, конечно, всех раздражает невозможность заплатить штраф наличными, что запрещено Гражданским кодексом РФ. На это комитет по транспорту ответил так в пресс-релизе: «Наличными стоянку можно оплатить через территориальные устройства самообслуживания ПАО «Сбербанк» и ПАО «Банк ВТБ», кассы в отделениях «Сбербанка» и устройства самообслуживания банка АО «Петербургский социальный коммерческий банк».
В Санкт-Петербурге трамвай не затормозил перед группой переходивших дорогу пешеходов и наехал на них. По предварительным данным, причиной аварии стал отказ тормозов.
Однако до банкоматов этих еще нужно добежать. И, может, отстоять в очереди. За это время 15 минут истекут, и вот тебе нехилый штраф. Короче, ответ Смольного более чем формальный.
Публичный оппонент Каменского, общественник Герман Мойжес также рассказывает другую точку зрения: «Уже зафиксированы случаи вандализма в отношении парковочных автоматов. Это делают, конечно, отдельные «лидеры» движения и хулиганы. Большинство горожан соответствуют высокому уровню культурной столицы, мыслят здраво. Часто мы слышим гениальные предложения исключить из зоны платной парковки места у поликлиник, школ, детских садов, на «тихих улочках», где якобы «и так всегда мест хватало». К чему это приводит, хорошо видно по нескольким участкам улиц Адмиралтейского района, где пока не ввели регулирование - свободных мест там не было никогда. С утра и до вечера паркуются те, кто приезжает туда работать и не хочет платить, а с вечера до утра - те, кто проживает в этом квартале, но не может или не хочет оформить парковочное разрешение. Еще один убийственный аргумент против регулирования парковки я услышал от одного из защитников прав автомобилистов на заседании комиссии по транспорту парламента. А именно, что те, кто хочет посетить вечером театр, вынуждены пачкаться в общественном транспорте, и теряют возможность прилично одеться. Большего невежества и наглости я не слышал».
Расскажем еще немного про эмоциональное восприятие платных парковок в центре города, которые касаются Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского, Центрального районов. Понятно, что местные жители в крайнем недовольстве.
Один питерский политолог, который в данном случае просил не называть его имени, подчеркивает, для начала, скорее, моральные нюансы конфликта: «В Петербурге, как и в других мегаполисах, места для парковок в центре не хватает, а ведь там живут не только частные лица, но и приезжают на работу чиновники, которым парковки бесплатно огораживают. Забито всё, а зимой полный коллапс. Конфликты между «приезжими» и «местными» автомобилистами идут нон-стоп и часто приобретают силовые разрешения. Но еще и перекрытые машинными наездами на тротуары, и без того узкие в центре, бесит пешеходов, которые порой машины просто пинают. Ведь еще «сосули» на голову сыплются, если ты идешь в центре близко к зданию. И они, как раз, пешеходы, поддерживают давнюю идею питерской власти (при разных губернаторах) сделать несколько питерских улиц, ту же знаменитую «пьяную» Рубинштейна, свободной от машин и парковки хотя бы на выходные. Это ведь и туристам крайне понравится – пешеходные улицы».
Ответственность на Смольном
Итак, кто главные заинтересанты платных парковок в центре северной столицы, которые работают пока довольно коряво? Ответственность однако пока лежит на правительстве Петербурга, конкретнее на комитете по транспорту. Именно его специалисты разрабатывали проект, в том числе его хромающую систему оплаты, именно его работники ее осуществляли. И, главное, деньги от платных парковок получает бюджет Петербурга (точной суммы пока нет, будет обнародована в марте). Отсюда и прямые претензии к Смольному, губернатору от горожан. Чиновники обещают, что впоследствии платными парковками в центре займутся коммерческие компании. Однако у экспертов автомобильного рынка есть в этом сомнения. Главные от них: народное недовольство велико, а потому в любой момент этот проект вообще могут прикрыть, зачем тогда вкладываться ресурсно? Маржа довольно низкой может оказаться, тем более паркоматы реально портят-ломают, это уже позиция местных жителей, отдельных, конечно; наконец, город пока не предлагает никаких преференций для бизнеса в этом вопросе. Хотя по некоторым данным, у комтранса есть желание работать с «коммерсами».
Фифти-фифти
В заключение опять процитируем сайт «Автоньюс», который плотно отслеживал историю вопроса, но еще и с последующим комментарием нашего эксперта: «Сделать парковки платными в Санкт-Петербурге пытались сначала в 2010 году – тогда в законе «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» появился штраф за занятие парковочного места на платной парковке без оплаты в размере 3000 рублей для граждан и юрлиц. Лишь спустя пять лет, в сентябре 2015 года, вступило в силу распоряжение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, о непосредственном создании и использовании на платной основе парковок расположенных на автомобильных дорогах общего пользования. А чтобы узаконить саму оплату и оформление штрафов, в декабре 2014 года правительство Санкт-Петербурга подписало еще одно распоряжение. Как оказалось, документ не учел противоречия между региональным и федеральным законодательствами в части передачи персональных данных нарушителей при наложении на них штрафов за неуплату парковки. В итоге из-за невозможности привлечения нарушителей к ответственности система просто не работала – за парковку платили «по желанию», абонементы водители не покупали, резидентные разрешения для жителей «платных» районов оформляли не все. С 12 марта 2020 года вступили в силу изменения в законодательство, которые эту коллизию устранили и комитет по развитию транспортной инфраструктуры начал не только фиксировать нарушения правил оплаты платных парковок, но и рассылать штрафы».
Стало известно о смерти четырехмесячной девочки в Санкт-Петербурге. Экспертиза показала, что в организме ребенка присутствует наркотическое вещество – метадон.
На этот счет юрист Сергей Егоров комментирует «Нашей версии»: «Это очень запутанная история, именно про штраф. Как исполнительная власть может выписывать штраф? Если брать административный кодекс о правонарушениях, то до недавнего времени его мог выписывать только мировой суд. Однако потом такой функцией наделили и полицию, так называемый упрощенный режим: задерживают, дают реквизиты, можешь оплатить административный штраф переводом по телефону, но можно съездить и в суд, предъявить доказательство своей невиновности. Но всем россиянам понятно, что придется пройти бюрократический ад. А вот то, что смольнинский комитет штрафует (понятно, через правоохранительную систему), это как бы сказать... странно юридически. Знаю, что на этот счет последовали иски в Конституционный суд, который к тому же находится в Петербурге. Посмотрим, каким будет решение, у меня нет прогноза: фифти-фифти».
И да: Смольный всячески подчеркивает, что берет пример с Москвы, где платные парковки работают далеко и очень далеко не только в центре города. И никаких проблем, как кажется, во всяком случае, петербургским чиновникам отсюда. И но: центр второй столицы куда уже, чем в Москве, урбанистика совсем другая, а также «покупательская способность» населения скромнее. Для питерцев расценки Смольного на парковку не смертельные, но существенные.
И, конечно, стоит вопроса безопасности, но, в целом, справедливости, о чем говорит жительница Петербурга Алена Барышникова, паркующаяся в Василеостровском районе по работе: «Не понимаю, кто чистит снег на таких парковочных местах, платных, - кто за это отвечает? В отвратительном состоянии зимой сейчас находятся парковочные места, машины часто царапаются друг об друга на наледи. А если угон? Кто за него ответит? Смольный? Пушкин?».
Информация с сайта транспортного комитета правительства СПб. Узнать, где начинается зона платной парковки, поможет дорожный знак: это квадрат синего цвета с буквой Р и тремя кругами с цифрами 10, 15, 20 внутри. Водителю дают 15 минут на оплату - отсчет ведется с того момента, как он припарковал машину.
Как оплатить:
• банковской картой через паркомат;
• через мобильное приложение «Парковки Санкт-Петербурга»;
• в личном кабинете на сайте платных парковок;
• в банкомате или банковском приложении;
• через SMS на номер 3065 (доступно абонентам российских операторов).
Оплата:
• А — стоянка для мотоциклов и мопедов обойдётся в 39 рублей в час, 7 965 рублей в месяц, 71 257 рублей в год;
• В — для платной парковки легкового автомобиля нужно заплатить 100 рублей в час, 20 075 рублей в месяц, 179 580 рублей в год;
• С — платный паркинг грузового транспорта стоит 198 рублей в час, 39 822 рубля в месяц, 356 232 рубля в год.
Для жильцов домов в зоне платной парковки действует льготный тариф - год парковки владельцам «легковушки» обойдется в 1 800 рублей.
Штраф за неоплаченную парковку составляет 3000 рублей. Штраф можно оспорить через комитет по транспорту.