Версия // Опросы // Зачем России военно-морская база в Порт-Судане?

Зачем России военно-морская база в Порт-Судане?

10866

Поперёк Африки

Поперёк Африки
Версии читателей
Проголосовало: 43 человека

Накануне Москва и Хартум окончательно согласовали нюансы строительства российской базы ВМФ на Красном море. Соглашение будет действовать 25 лет с правом продления в одностороннем порядке ещё на 10 лет. Военные говорят о нём как о немыслимом прорыве. Впрочем, всё не так однозначно. Разберёмся что к чему.

Дарёному коню в зубы не смотрят. А место под базу Хартум отдаёт бесплатно, потому сомневаться в решении обосноваться именно в Порт-Судане, казалось бы, не с руки. Тем паче что Красное море – важнейшая транспортная артерия, на севере – Суэцкий канал, через который проходит десятая часть мирового морского транзита. Вот и военный эксперт Виктор Мураховский отмечает, что «имея базу на Красном море, Россия получит контроль над маршрутом через Суэцкий канал». Это, наверное, так, но намного больший контроль над Суэцем Россия могла бы заполучить, договорившись с Египтом. Тем паче что там мы строим аж две свои промзоны – в курортной Айн-Сохне и в Порт-Саиде (одну вроде бы достроили в конце января). К тому же египетское руководство было не то что не против такого строительства, а категорически за. По слухам, проблема возникла из-за того, что упёрлись гражданские управляющие российскими промзонами. Мол, военных-то нам под боком и не хватало! Озвучивали и такой резон: дескать, местные мятежные племена, те самые, что взорвали аэробус над Синаем, из-за присутствия российских военных могут попытаться атаковать промзоны, а это не в интересах нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Якобы первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков очень по этому поводу досадовал. Короче говоря, идея военно-морской базы в Египте как-то сама собой нивелировалась, хотя наличие двух гигантских промзон, казалось бы, диктует простое и ясное решение. Ну да ладно, есть же, в конце концов, Порт-Судан.

У Красного моря имеется вход и выход – Суэц и Аденский залив, тот самый, где злобствуют пресловутые сомалийские пираты. Так вот, противоположный от Суэца проход освоили китайцы, построив в Джибути военно-морскую базу (откупив её у Джибути за немыслимые 14 млрд долларов), и если однажды ветер международных симпатий Москвы переменится, а такое случалось не раз, наша база в Порт-Судане окажется запертой наглухо. Советские военспецы такие нюансы понимали, а потому строили базы в более бойких местах, например в Бербере. Но, судя по всему, китайские партнёры оказались не в восторге от перспективы такого соседства и о возвращении в Берберу (где наши военные в середине 60-х воздвигли целый город) тоже как-то не вспоминают. Хотя де-факто Бербера – эфиопский торговый порт (а де-юре – это непризнанный Сомалиленд). И возникни у наших военных такое желание – нас бы туда пустили без вопросов. И, пожалуй, тоже бесплатно – с учётом множества местных реалий. В общем, Порт-Судан – довольно экзотический и неоднозначный выбор. И всё-таки – зачем именно там?

По теме

Версия 1

Чтобы победить сомалийских пиратов

Это, конечно, только догадка, но, как судачат бывалые моряки, у китайцев с базой в Джибути не всё так однозначно. Военного флота у них там вроде хватает, а вот навыков, чтобы урезонить пиратскую вольницу, мешающую торговым (да и военным) судам, недостаточно. Между тем именно сомалийские пираты представляют основную угрозу транзиту по Красному морю.

Тут ещё такой нюанс: вообще-то свой порт в Джибути китайцы обустраивали с расчётом, что там будут швартоваться огромные авианосцы (длина пирса – 330 метров!), а также атомные подводные лодки. Но по факту туда заходят лишь редкие фрегаты и эсминцы. А 14 млрд «зелени» уже вложены, но не отбиты. Так что, Россия, на помощь!

Версия 2

Чтобы поддержать своё присутствие в Центральной Африке

Судан и Центральноафриканская Респуб­лика – две ключевые страны для российского военного присутствия. К северу от Судана – Египет, а к югу – Эфиопия с Эритреей, тоже нам не чужие. Сухопутных «пунктов материально-технического обеспечения» (читай – военных баз) у нас там вагон, но нет порта, где можно было бы создать ключевой пункт, прежде всего чтобы можно было складировать там боеприпасы. Ну и чтобы заодно иметь возможность вывозить по морю разнообразное африканское добро. Тут Порт-Судан – идеальная находка. Север Египта – далековато. Западное побережье – нет с ним пока достаточной ясности. Сам факт выбора Порт-Судана может свидетельствовать о том, что наше присутствие в Центральной Африке (военное в том числе) – это концептуально.

Ну и заодно Россия сможет держать в Порт-Судане четыре судна одновременно, при этом все они могут оказаться атомными подлодками (в соглашении это обстоятельство прописано отдельной строкой). Выходит, расчёт может быть на удачную подвод­ную охоту?

Версия 3

Чтобы участвовать в арабском урегулировании

И речь в данном случае не об Африке. По другую сторону Красного моря от Порт-Судана – Саудовская Аравия, с которой Россия выстраивает партнёрство семимильными шагами. А чуть южнее – Йемен. Саудиты воюют с хуситами, и конца края войне не видно. При этом богатые саудиты явно неважные бойцы, зато незаможные хуситы – солдаты хоть куда. Помощи там саудитам ждать неоткуда, а война между тем высасывает ресурсы. Это, конечно, не утверждение, а только догадка, основанная на слухах, но шепчутся, что в один из своих арабских вояжей Рамзан Кадыров якобы пообещал саудовским шейхам скорое прекращение боевых действий, связав их окончание с появлением в Красном море российской военно-морской эскадры. Если эти слухи верны, то, возможно, правда и то, что Эр-Рияд, по каким-то неведомым широкой публике причинам, решил вложить кругленькую сумму в обустройство Порт-Судана. Так или иначе, детали достаточно скоро всплывут.

Влад Крымский
Опубликовано:
Отредактировано: 19.02.2023 14:03
Комментарии 0
Наверх