Версия // Опросы // Зачем понадобилось менять ещё не старый памятник на новый?

Зачем понадобилось менять ещё не старый памятник на новый?

4016

Другой Жуков

Другой Жуков
Версии читателей
Проголосовало: 28 человек

Скульптуру маршала-победителя с Манежной площади внезапно отправляют на реставрацию. Вместо неё на прежний пьедестал уже установили новый памятник тому же герою. Но причина этого решения неочевидна. Бронзовая фигура, созданная скульптором Клыковым, не простояла в сердце Москвы и четверти века, никаких следов повреждений на ней заметно не было. Пока ясно одно: когда старый Жуков вернётся из мастерской, ему предстоит найти достойное место.

Вообще-то бронзовые изваяния столетиями не нуждаются ни в какой реновации, это вам любой специалист подтвердит. Но и создаются памятники великим героям обстоятельно, по отработанным технологиям. С памятником же Георгию Константиновичу вышло не совсем так. Скульптуру устанавливали в спешке, стараясь поспеть к юбилею Победы 1995 года, и Клыков не раз сетовал, что его подгоняли, не позволяя доделать Жукова как следует. В результате ноги у маршала вышли явно коротковатыми, а безвольно опущенная рука как бы намекала, что не всё так однозначно в Великой Победе. Теперь, кстати, обе руки у Жукова заняты. Свободной он гордо отдаёт честь, как бы салютуя наследникам славных побед.

Отдельная история с лошадью. Как-то один знаменитый портретист взялся писать портрет героя Гражданской войны Семёна Будённого. Портрет получился что надо, но Будённый настаивал, чтобы на картине он восседал на коне, а вот конь-то художнику как раз и не удавался никак. Наконец он нашёл подходящий эскиз, срисовал коня. Но Будённый, увидев портрет, пришёл в ярость: «Кой чёрт ты нарисовал меня на Климкиной кобыле?!» Оказалось, портретист, не разбираясь в предмете детально, как Будённый, срисовал лошадь наркома Ворошилова. Непосвящённому и невдомёк, а вот тем, кто понимает, и смешно, и обидно. Точно так же получилось и с лошадью Жукова, точнее, с его жеребцом Кумиром. Он вышел явно меньше, чем нужно. Как пони или лошадь Пржевальского. И смех и грех. Ходил слушок: то ли сам Ельцин, то ли его окружение потребовало от автора излишне не возвеличивать маршала, сделать его более земной, что ли, фигурой. На соответствующих размерах лошади Жуков выглядел бы слишком уж грозно. А так – получилось вполне в духе ельцинского понимания величия России. Если коник у Жукова, то кургузый и жалкий, если орёл на монетах – то хлипкий, с опущенными крылышками, аки бройлер. Зато безобидный, такой точно первым не нападёт. Орла, кстати, срисовали у византийцев, а что стало с Византийской империей, Вторым Римом, напоминать, наверное, нет смысла. Романовский орёл совершенно иной, победоносный, с крыльями над головами. Его-то теперь и чеканят на монетах.

Так что повод для замены памятника усмотреть всё-таки можно. На носу 75-я годовщина Великой Победы, и встретить её нужно при полном параде. Но отчего же такую знаковую метаморфозу будто бы старались провернуть втихаря? Так, что даже не все ответственные чиновники из профильных ведомств о ней знали загодя (в частности, в департаменте культурного наследия). Впрочем, и о новых орлах на монетах тоже широко не трубили, и для многих, кто специально не следил за темой, они стали неожиданной новостью.

По теме

Впрочем, замена монет и банкнот – операция рутинная, и растягивается она на годы. А вот памятник маршалу-победителю в самом центре столицы – дело другое. Мы ещё очень остро воспринимаем историю Великой Отечественной. Не отболело. И если прежнему монументу недоставало модного нынче имперского пафоса, то почему было не объяснить это народу в доходчивой форме? Возможно, были какие-то ещё причины?

Версия 1

Проблема в качестве старого памятника

«Памятник Жукову был болью Клыкова», – признавался директор созданной Клыковым мастерской «Арт-проект» Евгений Королёв. Маэстро всегда признавал, что памятник неудачный, он собирался снять его с постамента, внести коррективы и водрузить обратно. «Не хотел, чтобы его запомнили по этой неудачной работе». Специалисты отмечали и то, что у памятника что-то не то с постаментом – он явно требовал ремонта. Но, как видно, именно постамент и остался прежним. Стало быть, дело не в нём? Возможно, что-то не так было с материалом, из которого отливали монумент. Скульптура вообще-то из бронзы, весит 100 тонн, а на её изготовление Клыкову выдали 3,2 млн долларов – гигантские деньги для России 1990-х. Но в те времена наши умельцы вовсю практиковались в удешевлении производства. Любой коллекционер масштабных моделей вам подтвердит: качество изделий, произведённых в начале 90-х, было ужасным из-за несоблюдения технологий. Один состав сплава запросто подменяли другим, и вместо бронзы вполне могли использовать что-то другое, куда как менее стойкое. Оповещать об этом – испортить репутацию хорошего скульптора, к тому же посмертно. А стоит ли? Не проще ли убрать памятник, установить новый, сделанный в полном соответствии с технологиями, тем паче что и цена вопроса по нынешним временам уже не обескураживает?

Версия 2

Проблема в идеологическом несоответствии старого памятника

Известно, что к идее заменить памятник Жукову в своё время одобрительно отнеслись в Общественной палате. Там отметили, что старая скульптура «не символизирует мощь фигуры, которой был Жуков». А вот что сказал о замене старого Жукова новый председатель комитета памяти маршала Жукова Алексей Павликов: «Памятник не является такой монументальной фигурой, которой хотелось бы поклониться, вспомнить погибших. Есть ошибки в форме одежды, в орденских знаках, несоответствие осанки, непропорционально тело самого Жукова, конь достаточно молодой». Ходит слушок, что якобы Клыкову финны заказали конную статую маршала Маннергейма. Её он и делал. А потом появился срочный заказ сделать Жукова, и при этом надо было успеть к годовщине Победы. Скульпторы время от времени пускаются в подобные авантюры, достаточно вспомнить памятник Петру I Церетели, который до того, как стать императором, был мореплавателем Колумбом. Заменили голову, и вся недолга. Очень похоже на то, что и Жукова «подменили». Во всяком случае, есть мнение, что такой посадки на лошади наш маршал, в отличие от финского, никогда не практиковал. Маннергейм и правую руку часто держал как раз таким образом, как Жуков на старом памятнике. А вот ещё маячок: судьбой отправленной на реставрацию статуи как-то уж слишком рьяно заинтересовались в Российском военно-историческом обществе, известном своим особым отношением к Маннергейму. «Председатель РВИО Владимир Мединский дал поручение реконструировать и установить монумент великому полководцу за свой счёт, – сообщила советник председателя РВИО Ирина Казначеева. – Это лишь маленькая толика нашей благодарности и памяти, которую мы можем воздать нашему выдающемуся маршалу». Уточнить бы ещё, какому из них.

Влад Крымский
Опубликовано:
Отредактировано: 22.03.2020 00:14
Комментарии 0
Наверх