Версия // Общество // Зачем Минздраву знать точный состав сигарет, и почему ведомство скроет его от курильщиков

Зачем Минздраву знать точный состав сигарет, и почему ведомство скроет его от курильщиков

9401

Подробности не для всех

В разделе

Министерство здравоохранения РФ хочет, чтобы производители сигарет раскрыли полный состав своей продукции. Производители выступают против этого и пугают правительство ростом объемов фальсификата. Похоже, что рядовые курильщики так и не узнают о неприглядных сторонах бизнеса табачных гигантов.

Сюжет: Здоровье

Минздрав предлагает ввести новую форму отчета для производителей табачных изделий. Сейчас они указывают в документах не полный состав сигарет, а только те ингредиенты, доля которых в готовой продукции превышает 0,1%. При этом конкретные марки сигарет в отчетах не фигурируют. Министерство хочет, чтобы табачники подробно отчитывались по каждой марке – указывали все ингредиенты, включая всевозможные добавки и ароматизаторы, а также материалы, из которых изготовлена бумага и фильтр.

Новые требования содержатся в письме замглавы Минздрава Сергея Краевого в Минэкономразвития, датированном 16 ноября 2017 года. В документе указано, что детальная информация о составе сигарет позволит выработать новые меры по сокращению потребления табака в России. Министерство здравоохранения хочет больше знать о токсичности табачных смесей, а также о компонентах, усиливающих привыкание. Новую форму отчетности предложено установить на уровне Евразийского экономического союза.

Конкретные сроки, когда эта норма могла бы вступить в силу, пока неизвестны. Однако, идея Минздрава вызвала почти паническую реакцию производителей сигарет. Табачные компании заговорили о возможном нарушении коммерческой тайны и ограничении конкуренции; о том, что «утечка» их рецептуры приведет к росту нелегальных производств. Но следует признать, что раскрытие полного состава сигарет способно повлиять и на поведение курильщиков. Ведь сигареты состоят из табака настолько же, насколько картофельные чипсы из картофеля. То есть, формально все так, но сырье очень сильно переработано, и в готовом продукте его доля может быть незначительной.

О том, что какая-то марка сигарет содержит высококачественный табак и производится в неизменном виде с начала прошлого века, и речи быть не может. По самым скромным подсчетам, некоторые марки сигарет сегодня содержат до 600 различных ингредиентов, которые при горении распадаются на тысячи химических элементов. Современная химия позволяет табачным компаниям снижать себестоимость сигарет и увеличивать свои доходы, при этом вместо десятков опасных веществ указывать на пачке одно слово «смола». На упаковке большинства продуктов пишут их подробный состав, но только не на сигаретах, и новая инициатива Минздрава на ситуацию не повлияет.

Химическая бумага вместо табака

Как бы там ни было, при производстве сигарет используют десятки сложных химических веществ. Каждое из них выполняет свою функцию. Например, аммиак способствует тому, чтобы сигарета лучше горела, а никотин быстрее проникал в кровь. Хитроумные добавки позволяют производителям последовательно снижать содержание табака в конечном продукте. Даже в премиальных марках сигарет велико содержание так называемой «взорванной жилки». Раньше производители не могли использовать табачный лист целиком, его твердую и безвкусную часть приходилось выбрасывать. Технология измельчения жилки и улучшение ее путем химобработки увеличило маржу табачных компаний.

Но настоящим «королем» снижения себестоимости стал так называемый «восстановленный табак», а проще говоря – табачная пыль, которая долгое время была отходом сигаретного производства. Современные технологии позволяют пустить эту пыль в дело: ее вываривают в специальных чанах, получившуюся кашицу высушивают и добавляют в нее ароматизаторы. На выходе это выглядит как дешевая бумага с неприятным химическим запахом, «восстановленный табак» измельчают и набивают им сигареты.

По теме

Ничего из этого не является тайной за семью печатями. В сентябре 2011 года на Первом канале вышел документальный фильм «Жертвы калибра 7,62», авторы которого раскрыли подноготную табачного бизнеса в России. О том, что на самом деле находится внутри сигареты, журналистам рассказал бывший работник «Бритиш Американ Табакко» в России Сергей Остроухов и бывший директор по исследованиям компании «Филип Моррис» Билл Форрон. С тех пор прошло больше шести лет, но ни одна из табачных фирм не подала в суд на создателей фильма, а значит приведенные в нем факты невозможно опровергнуть.

Не пора ли разогнать дым?

Реакция табачной индустрии на инициативу Миндзрава была резкой. Так, вице-президент «JTI Россия» по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев назвал ее «ударом по интеллектуальной собственности, подрывом основ конкуренции и ущербным подходом в целом». Его коллега, вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко в разговоре с «Известиями» заявил, что предложение министерства направлено на раскрытие коммерческой тайны. Участники рынка обратились к правительству с просьбой одернуть Минздрав в этом вопросе.

Нервозность участников табачного рынка понять несложно, ведь значительную его часть контролируют иностранные компании, для которых наша страна стала уютной гаванью на фоне агрессивной борьбы с курением на Западе. По статистике ВОЗ, в 2010 году в России было 44 000 000 активных потребителей табака (почти 40% взрослых жителей страны), среди мужчин доля курильщиков составляла 60%, а среди женщин – 35%. К этому стоит добавить тот факт, что в 2010 году Россия занимала второе место в мире по числу выкуриваемых сигарет. На первом месте был Китай. Если сопоставить численность населения РФ и КНР, можно придти в ужас.

Сегодня в Минздраве говорят, что в результате отечественной антитабачной кампании число курильщиков сократилось до 30,9% от взрослого населения, но это по-прежнему очень много. Для сравнения, в США сегодня курит лишь 15% жителей. В 1963 году в США было выкурено рекордное количество сигарет – 4345 на душу населения, то в 2009 году эта цифра составила 1456 штук. Последовательная борьба с курением в Америке продолжалась несколько десятилетий. И появившаяся в начале 90-х возможность выйти на рынок в странах бывшего СССР была для крупных табачных компаний едва ли не единственным способом поддерживать объемы продаж.

То, что в нашей стране с большим опозданием было введено ограничение на рекламу табачной продукции и запрет на курение в общественных местах, не может не свидетельствовать о наличии в России мощного табачного лобби. На фоне этого кажется примечательным то, что сейчас Минздрав хоть и планирует заставить табачников раскрывать ведомству полный состав сигарет, потребители этой информации все равно не получат.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2017 18:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх