Версия // Бизнес // Если «Мотор Сич» разрешат купить российские комплектующие, на какие деньги он сможет это сделать?

Если «Мотор Сич» разрешат купить российские комплектующие, на какие деньги он сможет это сделать?

17417

Аэроплан


https://chinalogist.ru/news/motor-sich-otobrali-u-kitayskih-investorov-i-gotovyat-k-nacionalizacii-20371
В разделе

Китайские инвесторы сдержали угрозы и подали на Украину в гаагский арбитражный суд с требованием вернуть $4,5 млрд, которые они потеряли на запорожском «Мотор Сич». «Мотор Сич» - не просто один из последних уцелевших гигантов военно-промышленного комплекса. Главный актив завода - уникальные технологии. На такой лакомый кусочек, как видим, китайцы денег не пожалели, но остались с носом. Чем обернется для Незалежной международное разбирательство в Гааге, и где и без того находящаяся на краю финансовой пропасти страна собирается найти деньги на примирение с могущественным партнером?

Выхода нет

«Украина не оставила инвесторам никакого другого способа, кроме как инициировать международный арбитраж для возмещения убытков, причиненных в результате нарушения Украиной международно-правовых обязательств», - были вынуждены признать разочаровавшиеся в сотрудничестве со страной китайские акционеры «Мотор Сич».

Напомним, головное предприятие украинской оборонки «Мотор Сич» более 80% своей продукции поставлял в Россию. Обидевшись на воссоединение Крыма к Россией, завод остался без крупнейшего покупателя, чем и воспользовались китайцы, предложив инвестиции в обмен на контракт на авиадвигатели. В 2016 году китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry открыла «Мотор Сич» кредитную линию на $100 млн, а в 2018 году пять китайских компаний и один гражданин КНР уже имели контрольный пакет. После чего украинский суд арестовал их акции, а Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело, заподозрив инвесторов в том, что они попросту хотят вывезти в Китай производственные мощности «Мотор Сич». А потеря контроля над стратегическим предприятием - это не шутки, а угроза национальной безопасности. Под раздачу попали пророссийский политик Виктор Медведчук, его жена Оксана Марченко, президент вышеупомянутой Beijing Skyrizon Aviation Industry гражданин КНДР Ду Тао и его представитель на Украине Чен Хойшен, ключевой акционер Skyrizon Ван Цзин и другие менее заметные персоны и юридические лица. Их Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) внес в санкционные списки с блокировкой активов, торговых операций и прочими сопутствующими «прелестями». Куда СБУ, суды и контролирующие органы смотрели столько лет, пока китайцы вкачивали деньги в завод, одному богу известно.

Китайские инвесторы долго взывали к совести украинских партнеров, высказывая возмущение, что из-за ареста акций они не могут влиять на менеджмет «Мотор Сич» и управлять активом - как за столом переговоров, так и в судах и антимонопольном комитете. Даже ссылались на украинско-китайское межправительственное соглашение 1992 года.

Китайский вопрос

«Вопрос не в Китае. Вопрос даже не в том, как были куплены акции «Мотор Сич» при бывшем президенте, при Петре Порошенко. Проблема в том, что мы не имеем права продавать контрольный пакет стратегического оборонного предприятия Украины какой-либо стране», — приводил свои аргументы президент Владимир Зеленский.

Впрочем, вряд ли стоит уж сильно верить огромному желанию пана Зеленского удержать стратегический актив и тем самым защитить национальные интересы. Продукцию «Мотор Сич», кроме России, особо покупать некому. А у Украины нет денег и, скорее всего, желания поддерживать на плаву этого колосса на глиняных ногах.

«За «Мотор Сич» китайцы заплатили всего лишь $100 млн, обязавшись вложить еще $250 млн, — просто ничтожные суммы за такое уникальное предприятие, — обмолвился независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. — При этом у Beijing Xinwei Technology Group, похоже, были финансовые трудности, которые она не афишировала, хотя в 2019 году они поставили компанию на грань банкротства».

По теме

Договор дороже денег

Проще говоря, Украину не устроила сумма сделки? Будь китайцы щедрее, национальные интересы так спокойно и стояли бы в сторонке?

Это лишь видимая часть айсберга. Ответ, почему Владимир Зеленский не боится мести злопамятного и могущественного Китая, стоит поискать в широко пропиаренном визите на Украину советника по национальной безопасности США Джона Болтона. Это произошло в 2019 году, как раз в то время, когда у украинских властей вновь обострились национальные интересы. Очевидно, от США господин Зеленский зависит больше, чем от Китая, да и отношения самих США с Китаем давно оставляют желать лучшего. Штаты последовательно выступают против наращивания военной мощи Поднебесной, а тут курочка сама уносит золотое яйцо в соседний курятник.

«США рассматривают влияние Китая на Украине и покупку этой компании как угрозу», — резюмировали эксперты SIPRI (Программы вооружений и военных расходов Стокгольмского международного института исследования проблем мира). После чего сначала Вашингтон заморозил программу военной помощи Украине на $400 млн, а затем и Госдепартамент отказался вооружать Киев на $30 млн, которые тот, кстати, уже заплатил.

В общем, намек очевиден. Как и очевидно, на Владимира Зеленского давят, и не только национальные интересы. Он бы, может, с удовольствием уступил «Мотор Сич» американцам, но как быть с китайцами, которые такого сюрприза явно не ждали, до последнего рассчитывая, что «договор дороже денег».

Ван Цзин рассказал, что в ноябре 2021 года Beijing Skyrizon подала в Постоянную палату третейского суда в Гааге иск, где оценила нанесенный украинскими властями ущерб в $4,5 млрд, а также наняла три международные юридические компании для защиты своих интересов. Как главный акционер Skyrizon обосновал сумму иска, вопрос останется открытым до разбирательства дела по существу. Ясно одно - суд в Гааге завершится нескоро, но убытки инвесторов из-за ареста акций «Мотор Сич» и его национализации нищей Украине придется как-то компенсировать.

«Исходя из судебной практики этого суда и логики его работы, у китайских инвесторов очень хорошие шансы по победу. А Украине в таком случае останется только платить, так как игнорировать решения международного арбитража эта страна, вероятно, не будет», — полагает руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.

А пока суд да дело, получается, китайцы попросту проспонсировали украинскую экономику на неопределенный срок. И вряд ли у них в обозримом будущем возникнет желание снова наступить на те же самые грабли.

Тем временем

Президент ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев обратился к президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой снять санкции с 23 российских партнеров. Дело в том, что «Мотор Сич» не только поставлял готовую продукцию в Россию, но и закупал для нее комплектующие... в России. Без комплектующих и запасных частей предприятие просто не сможет возобновить производство. Однако шансы, что Владимир Зеленский отменит мораторий на закупку комплектующих примерно такие же, какие у «Мотор Сич», что он найдет деньги, чтобы эти комплектующие купить...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2021 18:34
Комментарии 0
Наверх