// // Все государственные платежи уйдут в Интернет

Все государственные платежи уйдут в Интернет

410

Ждут расплаты

Только оборот коммунальных платежей достигает сотен миллиардов рублей в год – желающих войти на этот рынок предостаточно
Фото: Сергей Тетерин
Только оборот коммунальных платежей достигает сотен миллиардов рублей в год – желающих войти на этот рынок предостаточно Фото: Сергей Тетерин
В разделе

С 2011 года российские граждане смогут оплачивать государственные услуги – от жилищно-коммунальных платежей до оплаты штрафов и налогов – через Интернет. Как заявил недавно директор Департамента информационных технологий и связи правительства РФ Константин Носков, уже в этом году пилотные проекты стартуют в Татарстане, Башкортостане, Астрахани и Владимирской области. Это хорошая новость не только для простых граждан, но и для коммерческих банков и платёжных терминалов, которые смогут получить часть тех денег, которые давно и традиционно достаются Сбербанку.

Первоначально в проекте будут участвовать ведомства, уже лидирующие в оказании электронных госуслуг: МВД, Федеральная налоговая служба и Федеральная миграционная служба. Полностью переход госуслуг в электронный вид должен произойти до 2015 года. Такое требование выдвинул президент РФ Дмитрий Медведев. «К 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Подчёркиваю: все, не частично, а все», – заявил он во вступительном слове на заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества. Неплательщиков поневоле не будет?

Предполагается, что Для этого будет модернизирована архаичная система оплаты госуслуг, сообщил замруководителя Федерального казначейства Алексей Попов. Сейчас вначале все платежи за госуслуги приходят в Федеральное казначейство вместе с квитанциями об оплате, а затем уж из него направляются в соответствующие ведомства. В результате, по словам Попова, ведомства получают информацию об оплате только с квитанцией, которая может идти к ним несколько дней.

Для потребителей это означает, что человек может оказаться должником, например, перед налоговым органом, только потому, что квитанция об оплате не поступила вовремя. И речь, как показывает практика, может идти не о днях. Так, автор этих строк однажды решила упростить процедуру оплаты налога на недвижимость. Всем известно, что огромные квитанции на маленькие суммы, которые рассылает гражданам ФНС, невозможно оплатить через Интернет или платёжные терминалы: на квитанции указаны не все требуемые для интернет-платежа реквизиты. Более того, без проблем принять квитанции могут только в Сбербанке – с его очередями и комиссиями. Решив воспользоваться любезностью клерка в коммерческом банке, клиентом которого она является, автор трижды пожалела об этом решении. Первый раз – просидев более 40 минут, пока девушка-клерк заполняла многочисленные документы. Второй раз – когда (через полгода!) из ФНС пришло грозное письмо о неуплате части налога. Третий – когда пришлось оплачивать приложенные к этому письму квитанции: одна из них была на… 1 копейку. Комиссия, взятая за каждый квиток, при этом была, как понимаете, гораздо выше самой суммы оплаты.

Перевод платежей в Интернет – один из проектов программы «Электронная Россия», которая стартовала в 2002 году и была рассчитана на девять лет, но выполнение несколько задержалось. Её главная цель – создание «электронного правительства», которое позволит гражданам обращаться к государственным ведомствам напрямую, без общения с чиновниками. Это не только избавит от очередей, но и должно прекратить «бытовую коррупцию», которая вызывает наибольшее раздражение общества. Впрочем, полноценное «электронное правительство», как, например, в Сингапуре, имеет куда больший потенциал: в частности, становится возможным участие гражданского общества в государственном управлении, начиная с планирования и заканчивая контролем трат бюджета.

По теме

Для России, впрочем, сейчас важна та часть планов, которая касается трёх составляющих оплаты госуслуг в режиме он-лайн: безопасность, удобство, дешевизна. Что касается безопасности, то сомнений в том, что создаваемая система будет достаточно хорошо защищена, не высказывает никто: в проекте задействованы достаточно серьёзные структуры. Правда, судя по уже имеющейся электронной госуслуге – оформлению загранпаспорта через Интернет, – решения по защите информации имеют «родимые пятна» ещё советской системы секретности: громоздкость здесь не считается недостатком. Так, после длительного прохождения процедуры регистрации пользователь выясняет, что всё это он проделал, чтобы лишь получить идентификационный номер, который и позволит наконец попасть в систему. А номер присылают по… почте. Обычной.

Можно предположить, что создатели системы платежей вряд ли поступятся безопасностью ради удобства – как это они понимают. Так что не исключено, что подтверждения проведённого платежа всё равно придётся ждать.

А вот относительно дешевизны – всё зависит от того, как будут выстроены отношения ведомств с банками и терминалами. Пример перехода к взиманию комиссии с плательщиков жилищно-коммунальных платежей в Москве показал, что мелочей в этом деле нет. Если платежи смогут принимать все банки и платёжные терминалы, то даже в случае оплаты комиссии самим плательщиком у него есть возможность выбрать наиболее подходящий вариант. Если же появятся некие ограничения, можно не сомневаться – россияне разорятся на комиссии.

В том, как это может произойти, уже убедились москвичи. Так, с 1 июня жителям столицы пришлось платить комиссионный сбор при оплате жилищно-коммунальных услуг через банки и платёжные системы. Граждане начали считать – и выяснили, что ежегодно они платят за право просто перечислить свои деньги по 3 тыс. рублей в среднем.

Но и это ещё не всё. Дело в том, что практически одновременно платёжные терминалы повысили размер своих комиссий. Объясняли они это тем, что недавно вступил в силу закон, по которому все платёжные терминалы должны быть оборудованы кассовыми аппаратами, чтобы выдавали клиентам кассовый чек, а не бумажку-квитанцию.

Владельцы автоматов пошли двумя путями. Первый – собственно монтаж кассовых аппаратов, второй – договор с банками, чтобы проводить платежи через их счета и на законном основании не устанавливать кассу. При этом комиссии выросли в среднем на 2–5 процентных пункта: по данным председателя комитета по платёжным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Бориса Кима, средняя комиссия в российских платёжных терминалах составляет 7% вместо прежних 5%. Владельцы терминалов объясняют, что покрывают убытки от покупки и монтажа контрольно-кассового оборудования. Те, кто решил работать с банком, поднимают комиссию за счёт появления в цепочке платежа нового звена – банки берут за свои услуги небольшой процент от перевода. По мнению Кима, в сложившейся ситуации виноваты законодатели: «Мы предлагали взять под фискальный контроль 10 процессинговых центров, через которые идут платежи. Тогда бы он шёл в режиме он-лайн и отпала бы необходимость ставить кассовый аппарат в каждый терминал».

Впрочем, как вскоре стало понятно, владельцы терминалов внакладе не остались. Более того, вместо честной конкуренции пустились на хитрости.

Так, на многих терминалах теперь не так-то просто найти информацию о размере взимаемой комиссии. Чаще всего о том, что из уплаченных денег 10% или более ушли в комиссию, плательщик узнаёт только тогда, когда купюры уже «проглочены» терминалом. Так как возврат денег в большинстве из них не предусмотрен, остаётся только бессильно ругаться.

В общем, сейчас у пользователей платёжными терминалами самое увлекательное время: люди обмениваются на форумах информацией о том, где и как можно подешевле заплатить за телефон, «коммуналку», банковский кредит…

Кстати, некоторые банки, выдавая кредиты, не упоминают о том, что оплачивать их можно будет только через платёжные терминалы или переводом с других счетов: экономя на создании собственной платёжной системы, они обрекают должников на дополнительные траты.

Впрочем, многие банки предлагают своим клиентам оплату различных услуг – от сотовой связи до ЖКУ – без комиссии. Вероятно, не будут они брать комиссию и за оплату госуслуг. Но надо понимать, что ничего бесплатного не бывает: клиент банка и так платит за пользование картой. Как правило, обслуживание карты класса Visa Classic стоит порядка 400–500 рублей в год. Кроме того, банки очень любят привязывать к пластиковой карте ворох услуг, например SMS-оповещение о поступлении и снятии средств. Большинство россиян пользуются этой услугой два раза в месяц – в день аванса и в день зарплаты, а платят за неё около 60 рублей в месяц, или 720 рублей в год. Но стоит отметить, что для активных пользователей карты такая услуга может быть очень полезной: если хакеры спишут со счёта деньги, то эсэмэска тут же оповестит о беде. Тем не менее пользоваться банковским сервисом всё же выгоднее: за годовое обслуживание и SMS-оповещение придётся заплатить втрое меньше, чем за 3-процентную комиссию при походе в Сбербанк и уж тем более чем за пользование платёжным терминалом, оценивающим свои услуги в 7–10%.

Между тем банкиры и владельцы терминалов ждут начала эксперимента по оплате госуслуг он-лайн с нетерпением. По оценкам специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли, годовой оборот рынка платежей за коммунальные услуги составляет более 300 млрд рублей, если к ним прибавятся штрафы ГИБДД, налоги, оплата услуг по регистрации, выдаче паспорта и загранпаспорта, других справок и документов, сумма, по самым скромным подсчётам, может вырасти в 10 раз. Это огромный рынок, который сейчас достаётся Сбербанку, и количество желающих получить его долю велико. Так что в ближайшее время на рынке приёма платежей могут происходить самые разные вещи – от скандалов до сделок слияния и поглощения. Хочется верить, что не обойдётся и без снижения комиссии.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.07.2010 12:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх