Версия // Власть // Во власть призывают «верных исполнителей»

Во власть призывают «верных исполнителей»

6158

Безличные личности

фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
В разделе

Как показывают опросы, россияне с уверенностью могут назвать имена лишь двух федеральных министров – Сергея Лаврова и Сергея Шойгу. Что же до представителей экономического блока, чья задача как раз и заключается в решении насущных задач по выведению российской экономики из кризиса, то при их упоминании у далёких от политики граждан зачастую возникает вопрос: кто все эти люди?

Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения, лидерские позиции при оценке работы министров российского правительства держат глава Минобороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров и глава МЧС Владимир Пучков. Первые два при этом самые известные – правильно назвать их должности смогли 75 и 70% опрошенных соответственно. Они же лидируют в народном рейтинге эффективности. А вот с узнаваемостью других членов кабинета дело обстоит хуже – к примеру, министра финансов Антона Силуанова знают только 14%, главу Минэнерго Александра Новака – 12%. Ещё сложнее россиянам оказалось определить должность первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова – они знакомы только 3% участников опроса. И уж совсем неизвестны «городу и миру» министр «Открытого правительства» Михаил Абызов, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, министр труда и социальной защиты Максим Топилин, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, а также вице-премьер Аркадий Дворкович, набравшие по 1%.

Киндер-сюрприз

В принципе тот факт, что россияне не слишком хорошо ориентируются в портретной галерее членов правительства, нет ничего удивительного. За последнее время в Белом доме появилось немало новосёлов, к тому же взявшихся мало кому известно откуда. Например, пост министра экономического развития после ареста Алексея Улюкаева, которого в глаза знали и «либералы», и «патриоты», занял 34-летний Максим Орешкин. До назначения он с 20 марта 2015 года был замминистра финансов России, где курировал макроэкономические вопросы в бюджетной части, анализ рисков в бюджетной системе, оценку и прогнозирование доходов, вопросы денежно-кредитной политики. Надо полагать, что он преуспел на этом пути, хотя достижения нового министра для широкой публики остаются тайной.

Внутри власти культивируется очень специфическое представление о компетентности. Доверием пользуются только те кадры, которые являются частью системы

Неожиданным стало и назначение на пост министра образования Ольги Васильевой, которая в последние годы занимала должность заместителя начальника управления по общественным проектам администрации президента Российской Федерации.

Почему во власть выдвигают столь неприметных людей? Тут впору вспомнить о министрах советской эпохи. Например, период, когда правительство возглавлял Алексей Косыгин. Вот уж фигура, которая не нуждалась в специальном фоне! Тогда казалось: что ни министр, то глыба. Министр авиационной промышленности – Пётр Дементьев, министр энергетики – Пётр Непорожний. Можно долго перечислять. Как говорится, богатыри не вы!

По теме

«Это действительно особая когорта людей, которые внесли огромную лепту в тот период, когда мы созидали в промышленности, сельском хозяйстве, добивались внушительных успехов в оборонно-промышленной сфере», – написал председатель Московской городской общественной организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Владимир Долгих. Что бы ни говорили сейчас, каждый из советских министров был матёрым специалистом, прошедшим через все ступени карьеры и на практике познавшим суть управленческой работы. Вот почему нынешний призыв во власть молодых кадров вызывает у многих вопрос: для чего это надо?

Нужны верные, а не умные

«То, что мы видим в кадровой политике власти, связано с объективными причинами. Правящая элита стремительно стареет. Кто-то просто устал, кто-то потерял доверие в связи с коррупцией, интригами оппонентов или провалами на вверенном направлении. Поэтому приход новой генерации управленцев неизбежен, – говорит заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов. – С другой стороны, внутри власти культивируется очень специфическое представление о компетентности. Доверием пользуются только те кадры, которые в последние годы так или иначе являются частью того, что называется системой. По разным причинам минимальное доверие – менеджерам из частного бизнеса, консалтинга или сотрудникам независимых экспертных центров. Тем более нет доверия успешным российским менеджерам, которые работают за границей, имеют западное образование». Тогда по какому принципу формируется российское правительство? «Во власть приходят люди, – полагает политолог, – которые имеют сравнительно небогатый бэкграунд и почти девственно чистую историю успеха, но при этом обладают высокой лояльностью и исполнительностью. Логично, что в публичном поле они не способны пока заменить чиновников, которые пришли во власть в начале нулевых. Нет нормального кадрового лифта, а то, что в других странах таковым является, у нас не работает. Отсюда эти странные назначения. Основной фактор – лояльность к тому или иному игроку. Команды профессионалов у нас пока невозможно представить». Как невозможно представить команду из героев фамусовского монолога «упал он больно, встал здорово».

КСТАТИ

На фоне мелкотравчатых представителей экономического блока солидно выглядит экс-министр финансов Алексей Кудрин, который сейчас руководит Центром стратегических разработок. В ближайшее время ЦСР обещал представить концепцию программы развития России до 2025 года, подготовленную по поручению президента России Владимира Путина. Именно выступления экс-министра финансов с нетерпением ждали на прошедшем на прошлой неделе Гайдаровском форуме. Складывается парадоксальная картина: в медиапространстве Кудрин занимает гораздо большее место и выглядит более влиятельным, чем люди, обладающие реальным функционалом для принятия решений. «Я думаю, что Кудрин имеет большие амбиции вернуться в правительство, то есть получить возможность напрямую участвовать в принятии решений, а не только консультировать власть относительно стратегии, – говорит Олег Игнатов. – Однако на этот счёт нет решения со стороны президента. Путина устраивает нынешний уровень дистанции Кудрина от исполнительной власти. Та роль, которую он играет, предполагает активную публичную позицию. Я думаю, такая роль является частью неформального договора между Кудриным и президентом».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.01.2017 18:51
Комментарии 2
Наверх