// // Власти затеяли очередную реформу рынка ритуальных услуг

Власти затеяли очередную реформу рынка ритуальных услуг

739

Кладбищенская история

фото: Сергей Тетерин
фото: Сергей Тетерин
В разделе

Похоже, чиновники в который раз решили навести порядок на рынке похоронных услуг. Цели, как водится, провозглашаются самые благие: и вывод сферы из тени, и разработка минимального перечня услуг с введением ограничения их стоимости, и даже введение стандартов качества. Правда, каким окажется итог новой кладбищенской реформы, ещё большой вопрос. На регулировании этой отрасли сломало зубы уже не одно ведомство.

О том, что с рынком ритуальных услуг в стране надо что-то делать, становится понятно, когда слышишь, как чиновники официально (!) признают: о механизмах работы похоронной отрасли даже контролирующие органы имеют только самые общие представления. «Никто точно не знает, сколько в России кладбищ. По разным оценкам, от 35 до 70 тысяч. При этом только белая верхушка айсберга доходов от этого вида бизнеса – около 35 млрд рублей в год», – отмечает замглавы Минстроя Андрей Чибис.

В настоящее время строительное ведомство как раз занято написанием соответствующего законопроекта, который, как полагают чиновники, наконец поможет навести порядок в кладбищенском деле. Правда, похоже, что это наведение порядка в итоге превратится в бесконечное хождение по одному и тому же кругу бюрократии. Достаточно сказать, что одним из ключевых нововведений готовящегося документа является введение лицензирования и стандартов оказания ритуальных услуг. «Позиция Минстроя – это введение стандартов (качества оказания ритуальных услуг. – Ред.) и допуска на рынок через механизм лицензирования», – конкретизирует Андрей Чибис.

Вот только не далее как в 2002 году лицензирование на рынке похоронного дела, наоборот, было отменено. И тогда чиновники тоже громко заявляли о том, что игрокам надо выходить из тени, а также о том, что отрасль пора делать инвестиционно привлекательной. Что вышло в итоге? Ещё больше компаний, занятых в этой области, ушли в серый сектор, а цены на ритуальные услуги только продолжают расти. Для сравнения: официальная стоимость похорон, например, в Москве, сегодня составляет около 35–40 тыс. рублей. Оговоримся: под «официальной» имеются в виду услуги ГУП «Ритуал», являющегося самым крупным игроком на столичном рынке (до 25%). При этом реальная цена у чёрных контор может составить и 300, и даже все 500 тыс. рублей. «Лицензирование вряд ли снизит стоимость похоронных услуг в столице, но оно сделает прайсы компаний прозрачнее. Мошенники не смогут больше наживаться на чужом горе», – надеется руководитель столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

А вот в антимонопольном ведомстве считают, что очередное введение лицензирования едва ли сможет кардинально повлиять на ситуацию на рынке. «В 2002 году отменили лицензирование, так как признали, что оно не позволяет устранить недобросовестных участников рынка. Мы считаем, что должна быть создана одна саморегулируемая организация на всю страну», – считает начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев. И действительно, учитывая, что большая часть рынка ритуальных услуг сегодня находится в тени, с трудом можно себе представить, чтобы только лишь одно наличие нового федерального закона заставило его нынешних игроков легализоваться. «Вообще, у нас много вопросов к этому варианту закона. Существующая редакция не конкретизирует условия предоставления разрешений, их стоимость, по каким видам похоронной деятельности будут выдаваться лицензии и т.п. В целом мы не против принятия этого документа, тем более что он является пилотным только для двух регионов – Москвы и Московской области, где проблемы чувствуются особенно остро и требуют незамедлительного решения. Но нужны более детальная отработка требований и стандартов, закреплённых на законодательном уровне, а также ответственность за их невыполнение», – считает исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева.

Действительно, предлагаемый ныне Минстроем документ сначала предполагается обкатать только в столичном регионе, а уж потом распространить на всю страну. Официальная причина такой избирательности – необходимость скорейшего принятия хоть какого-то законопроекта, который в будущем станет основой для документа, регулирующего весь рынок. На деле же скорее всего окажется так, что «кладбищенское лобби» в итоге в очередной раз отобьётся от навязываемого регулирования, а ещё лет через 10 чиновники снова вспомнят о том, что точного количества кладбищ в стране никто не знает, а обороты теневого рынка в разы превышают обороты легального.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.10.2014 11:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх