9 апреля парламент Эстонии принял поправки к законам, позволяющие вооружённым силам страны «применять силу» в отношении гражданских судов, которые представляют угрозу критической инфраструктуре страны.
9 апреля парламент Эстонии принял поправки к законам, позволяющие вооружённым силам страны «применять силу» в отношении гражданских судов, которые представляют угрозу критической инфраструктуре страны.
Однако в данном случае речь, как пояснил командующий ВМС страны Иво Вярк, шла о другом – эстонские власти заподозрили, что у судна «нет ни флага, ни страховки». Также оно находится под санкциями Евросоюза из-за перевозки нефти из РФ по цене выше лимита, установленного «большой семёркой» и ЕС.
На время проверки 244-метровый Kiwala бросил якорь вблизи острова Аэгна в заливе Мууга, рядом с ним находятся корабли военного флота Эстонии. Местные СМИ со ссылкой на данные сервиса Marine Traffic сообщают, что танкер шёл в российский порт Усть-Луга вдоль территориальных вод Эстонии. В момент задержания на борту находились 24 члена экипажа. Капитан – гражданин Китая, остальные, вероятно, граждане Мавритании, пишет издание Postimees. Kiwala ходит под флагом Джибути, однако представители африканской республики эту информацию не подтвердили.
Ранее эстонские власти сообщили о разработке законопроекта, позволяющего останавливать и досматривать суда за пределами территориальных вод страны. Тогда многие комментаторы отметили: эта мера однозначно направлена на перекрытие части нейтральных вод, по которым корабли следуют из портов Ленинградской области в Балтийское море. Таким образом Эстония получала возможность запереть Россию в Финском заливе.
Заявлений со стороны российских властей относительно задержания танкера не прозвучало. Однако председатель Морской коллегии и помощник президента РФ Николай Патрушев высказался шире, назвав решение Эстонии топить подозрительные торговые суда в Балтийском море отвратительным. Также он пояснил, что Таллин не может действовать самостоятельно, следовательно, за ним кто-то стоит.
Вадим Трухачёв, политолог
– Это уже не словоблудие про «будем топить корабли», а конкретное действие, требующее ответа <...> Эстонцы наглеют по одной причине – они уверены, что Россия никак им не ответит. Хотя могла бы закрыть границу, запретить торговлю и ввести ответственность за проведение коммерческих операций с эстонскими партнёрами. Изъять у посольства и консульств все помещения, кроме основного здания в Москве. А пока Россия этого не делает – наглеют все по её периметру.
Сергей Мардан, публицист
– Новый акт пиратства на Балтике <...> В Таллине очень сильно хотят демилитаризации Балтики. Нашему доблестному Балтийскому флоту было бы неплохо хотя бы немножечко поучиться у иранцев, как должно реагировать в таких случаях. Эстонские катера были бы немедленно взяты штурмом и отконвоированы в Калининград. А эстонские моряки хором пели «Матушка земля».
Андрей Никулин, политолог
– Очень сложно выставлять ответные претензии и пытаться оспорить эстонские действия. Корабли специально выводились в серый статус, чтобы с Россией их ничего не связывало. И как теперь отругиваться, на основании чего? С таким же успехом за танкер и моряков может вступиться Буркина-Фасо. Странствующее судно без флага и с просроченными документами. Летучий голландец.