Версия // Общество // Что не так в истории с якорем, которым был разорван энергетический кабель на дне Финского залива

Что не так в истории с якорем, которым был разорван энергетический кабель на дне Финского залива

4963

Неспокойная Балтика. Новые факты

5 января на дне Финского залива нашли якорь, которым был разорван энергетический кабель
В разделе

Ситуация в Финском заливе продолжает динамично развиваться. Порваны очередные кабели, связывающие Финляндию и Эстонию. Задержан танкер, шедший из Усть-Луги в Порт-Суэц, и, судя по заявлениям западных СМИ, входящий в состав «теневого флота» танкеров России. Обстоятельства крайне запутанные. В этой статье мы расскажем о развитии событий в Финском заливе и Балтийском море и попробуем разобраться, что же реально происходит в когда-то самом спокойном море Европы.

Краткая история вопроса

Во времена «холодной войны» Балтийское море оставалось относительно спокойной акваторией. Конечно, случались инциденты и обострения, но, в целом, это было спокойное море. Все изменилось в сентябре 2022 года, когда были взорваны три из четырех веток «Северного потока». После подрывов западные эксперты озаботились своими энергетическими и интернет-кабелями, которые проложены по всем морям и океанам планеты. Но тогда дальше опасений и проведения учений дело не дошло. Основные события в Балтийском море начались в 2023 году. Тогда западные политики и военные моряки стали обсуждать меры по блокированию для боевых кораблей и торговых судов России Балтийского моря. Поводом для этого выбрали борьбу с российским «теневым флотом» танкеров, которые продолжают доставлять российскую нефть потребителям в страны Глобального Юга. Сначала пытались проверять страховку груза. Оказалось, что с этим всё нормально – груз застрахован согласно всем международным нормам. И вот тогда таинственным образом в Балтийском море стали рваться энергетические, телекоммуникационные кабели и небольшие газопроводы. Во всех эпизодах участвовали китайские торговые суда, или танкеры из «теневого флота» России. Что интересно, все разрывы происходили в районе между островом Готланд и линией между Таллином и Хельсинки. Но что было самым интересным – некоторые суда действительно теряли якоря и якорь-цепи, то есть получается, что якорь реально волочился по дну в районе проложенного кабеля, или газопровода. Об этих событиях смотри статьи «Что происходит на дне Балтийского моря?», «Балтийские страсти. Китайский след. Продолжение» и «Неспокойная Балтика. Продолжение».

Танкер «Eagle S»

По теме

Очередные три кабеля – два телекоммуникационных и один энергетический «EstLink 2» были порваны 25 декабря. Потенциального виновника – танкер «Eagle S» шедший с грузом нефтепродуктов из российской Усть-Луги в египетский Порт-Саид вычислили и задержали практически сразу. На танкере не было левого якоря. Борозда длиной более 10 км от волочащегося по дну якоря была обнаружена финскими водолазами. Танкер задержали, ведется следствие. Все события развиваются буквально на наших глазах. По поводу груза на борту, в западных СМИ есть две версии. По одной, он состоит из 35 000 тонн неэтилированного бензина, по другой – 35 000 тонн промышленного бензина и 12 000 тонн бензиновой смеси «gasoline blendstock». Порт-Саид не конечный пунт маршрута. Западные СМИ говорят о том, что груз предназначен Индии, и танкер должен прийти в один из индийских портов.

Изначально финские власти действовали достаточно жёстко. Они проводили следственные действия с командой танкера, состоящей из граждан Грузии и Индии – и одновременно запретили снабжение продовольствием арестованного судна. Это вызвало ожидаемый протест судовладельца, адвокат которого через суд попытался оспорить законность задержания. В суд Хельсинки поступило заявление об отмене ареста танкера. Газета «Helsingin Sanomat» сообщила, что заявление подал адвокат Херман Юнберг, представляющий экипаж судна и судоходную компанию «Caravella». Со слов адвоката «команду допрашивали без юридической помощи, их держали голодными в одной комнате и не разрешали спать». Юнберг в своем выступлении использовал слово «угон». Решение суда было ожидаемым. Арес танкера остался в силе, а вот продукты экипажу подвезли. К борту «Eagle S» подошло универсальное портовое судно MS «Hessu», которое привезло экипажу продовольствие и питьевую воду, а также забрала льяльные воды танкера. Более того, на восемь членов экипажа наложены иммиграционные ограничения – им запрещено покидать территорию Финляндии. Такой своеобразный домашний арест. Можно предположить, что в это число входят судоводители, несшие вахту на мостике и боцманская команда. Продолжением суда явились два события. Во-первых, финская энергосетевая компания «Fingrid» подала в окружной суд Хельсинки ходатайство о наложении ареста на танкер «Eagle S» для обеспечения иска о возмещении ущерба, связанного с разрывом кабеля «EstLink 2». Есть несколько оценок суммы ущерба – от сотен тысяч до миллионов евро. Этот кабель до сих пор не работает, и по расчетам его ремонт может занять до 7 месяцев. К иску готовы присоединиться государственная компания «Cinia» и частная компания «Elisa» Немного отвлекаясь, скажем, что такие действия соответствуют мировой практике. Финский БОХР задержал потенциального виновника аварии, а по решению суда, теплоход арестовывается. Арест снимается, если компания-владелец танкера выплатит ущерб, а если нет, судно продается.

Но с доказательствами, судя по всему, у финского следствия что-то не получается (об этом чуть ниже). Поэтому, в стране Суоми придумали и осуществили гениальный по своей простоте шаг. Морской департамент Финляндии «Traficom» организовал проверку танкера на предмет соблюдения международных правил. Формально, как особо подчеркивает руководитель «Traficom» Санна Соннинен, проверка никак не связана с задержанием танкера. Она (проверка) выявила 32 недостатка, три из которых являются серьезными. Они касаются пожарной безопасности, навигационного оборудования и судовых систем в насосном отделении танкера. На сегодня именно по этим причинам танкеру запретили выходить в море. Решение, что и говорить, изящное. С точки зрения морского права, танкеру запрещено продолжать рейс, пока он не устранит технические неисправности, записанные в международных соглашениях. Вишенкой на торте стало заявление «Traficom» о том, что экологической угрозы танкер не представляет. Ну а следствие должно найти доказательство вины экипажа в разрыве кабелей.

Найденный якорь

По теме

В ВМФ Финляндии нет специализированного корабля, несущего подводные аппараты. Помог дружественный шведский флот. Специализированное судно для проведения подводных работ королевского флота HSwMS «Belos» А-214 5 января без труда нашло и подняло на поверхность якорь, которым, предположительно, были порваны три кабеля. Глубина в месте нахождения якоря составляет 80 метров. Якорь найден по маршруту следования танкера в районе мыса Порккаланниеми. Об этом сообщил в пресс-релизе главный следователь Центральной криминальной полиции Ристо Лохи. Еще было сказано, что якорь нашли в месте, где заканчивается след от волочения якоря по дну. Полиция подозревает восемь членов экипажа танкера (которым запретили покидать территорию Финляндии) в совершении актов вандализма и серьезных нарушениях в сфере телекоммуникаций. На фото поднятого якоря видна одна из лап, с характерными для такого вида воздействия повреждениями. Также видно, что якорь-цепь порвалась на верлюге, сразу за усиленным звеном якорной цепи. На танкере отсутствует один из якорей. Вроде бы всё ясно, но вопросы остаются. Формально, финским властям осталось доказать, что найденный якорь принадлежит танкеру «Eagle S».

Различные версии

Как мы уже говорили, во всех морях и океанах планеты на дне уложены тысячи кабелей различного назначения и трубопроводов. Существует целый флот специализированных судов для их укладки на дно и ремонта в случае обрывов. По статистике на середину прошлого года в мире за год происходит около 100 аварий с подводными коммуникациями – кабелями различного назначения и трубопроводами. Это понятно – сети рыбаков или отданные якоря в месте пролегания кабеля приводят к его разрыву. Некоторые особо ценные кабели специально заглубляют в грунт, но такой способ серьёзно увеличивает стоимость прокладки кабеля. Так что повреждения подводного кабеля особых эмоций не вызывает. Удивительно другое. После многочисленных разговоров в Европе о безопасности и защите своих подводных коммуникаций, а так же о необходимости борьбы с танкерами, перевозящими российскую нефть в обход западных санкций, вдруг неожиданно и только в одном месте – в Финском заливе – происходят регулярные обрывы кабелей и газопроводов. Причем виновниками их становятся китайские торговые суда и танкеры «теневого флота» России. Этот район Балтики стал каким-то заколдованным местом. Всё можно было бы списать на пропагандистские приемы западных СМИ, но на дне находят оборванные якоря с этих судов! Такое впечатление, что капитаны китайских и индийских кораблей специально спускают якоря на траверсе Таллина и Хельсинки, чтобы оборвать какой-нибудь кабель! Это попахивает бредом, но именно такие мысли присутствуют в западных СМИ. Возникает совсем конспирологические предположения, что западные спецслужбы специально подкупают членов экипажа, чтобы они это сделали. Это уже выводы из отечественных социальных сетей. Ситуация крайне запутанная. В случае с китайским судном «Newnew Polar Bear» произошедший обрыв газопровода можно объяснить решением капитана встать на якорь во время шторма. Капитан не посмотрел на карту, где был указан подводный газопровод, и отдал приказ встать на якорь. Но в эпизоде с «Eagle S» море было спокойно, и танкер просто следовал своим курсом. Ради справедливости нужно сказать, что иногда происходит самопроизвольная отдача якоря – ломается стопор якорной цепи. Но этот процесс сопровождается таким грохотом и облаком ржавчины, что не обратить на него внимания невозможно. Если верить финским источникам, «Eagle S» прошел, волоча якорь, более 10 км. Также надо упомянуть, что в таком случае главный двигатель работает в режиме перегрузки, что обязательно было бы заметно на мостике танкера. Вопросы, вопросы, на которые пока нет ответа.

Есть еще одна версия, правда, она касается только танкеров «теневого флота». За последние пару недель в Балтийском море произошло три инцидента с такими танкерами, которые, к счастью не привели к фатальным последствиям. В конце прошлого года танкер «Line» совершал странные маневры между портом Усть-Луга и траверсом Таллина и Хельсинки. Вероятно, это было связано с какими-то техническими проблемами. 10 января в порту Усть-Луга произошло столкновение двух танкеров «Calida» (флаг Мальты) и «Starlit» (флаг Джибути). Последний получил повреждения. Приказом капитана порта Усть-Луга танкер «Calida» задержан до выплаты владельцам второго танкера по решению суда. И, наконец, в тот же день, 10 января, в южной части Балтийского моря, к северу от острова Рюген потерял управление танкер «Eventin» под флагом Панамы длиной 274 метра с 99 000 тонн нефти на борту и идущий из Усть-Луги в Порт-Саид. Береговая охрана ФРГ сработала оперативно, к танкеру был направлен мощный спасательный буксир «Bremen fighter», который отбуксировал потерявшее ход судно в порт Засниц на острове Рюген. «Оживить» главный двигатель пока не могут. Что происходит? Есть предположение, что серьезная аварийность спровоцирована передачей больших современных судов от опытных компаний под управление индийскими, бангладешскими и другими подобными судоходными компаниями, в которых уровень подготовки моряков значительно ниже. Флот передавался в спешке. Возник дефицит опытных кадров, что и привело к повышенной аварийности танкеров в Балтийском море.

Заключение

А пока балтийские страны захлестнули эмоции по поводу «теневого флота» России, что приводит их к мысли о необходимости морской блокады Балтики для российских судов, пока они не уничтожили до конца всю подводную инфраструктуру. Об этом говорят не только в балтийских «лимитрофах» – Эстонии, Латвии и Литве, но и высокопоставленные чиновники Германии. Ранее аналогичную позицию занимала и Дания, которая сегодня об этом уже забыла из-за заявления Трампа по Гренландии. Эстонцы объявили, что направляют патрульный корабль и тральщик наблюдать за оставшимися в строю кабелями и газопроводом. В Финляндии обещали, что финские ледоколы не будут проводить ледовую проводку для «теневых» танкеров, а в НАТО объявили о создании специального патрульного соединения кораблей из 10 единиц, в задачу которого будет входить защита подводных коммуникаций в Балтийском море. Конфронтация набирает обороты.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.01.2025 14:17
Комментарии 0
Наверх