В стране готовится очередная реформа избирательной системы. Об этом говорят и в Центризбиркоме, и в партиях, и в администрации президента. Первым шагом реформы, вероятно, станет корректировка муниципального фильтра. Зачем она понадобилась Кремлю?
Главная цель реформ, проводимых властью, обычно состоит в том, чтобы обеспечить избрание наибольшему количеству удобных ей губернаторов, мэров, депутатов всех уровней.
Задолго до момента проведения очередных выборов на основе анализа электоральных настроений эксперты делают прогнозы, при какой системе кандидатам от «Единой России» будет легче победить на выборах. Причём каждый раз ситуация оказывается разная, и совсем не факт, что именно ужесточение правил позволит власти обеспечить себе победу на выборах. Поэтому время от времени и происходит либерализация избирательного законодательства, как, например, случилось после протестов 2011 года, когда была существенно упрощена процедура регистрации партий. Вот и сейчас, после недавних протестов, «наверху», очевидно, есть понимание, что с муниципальным фильтром гайки оказались закручены слишком жёстко. А впереди выборы в Госдуму, которые, судя по недавним провалам «Единой России», могут преподнести немало неприятных сюрпризов. В связи с этим в Кремле уже сейчас решают, как быть. Одним из возможных решений называют создание новой партии, которая смогла бы привлечь голоса избирателей в условиях падения рейтингов «Единой России». Другим – очередную «настройку» избирательной системы.
Фильтр забился
В сентябре в Кремль ходил председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. После встречи он рассказал: мол, поделился с президентом мнением о необходимости корректировки муниципального фильтра и президент поддержал его идею. Одновременно свои предложения по реформе избирательного законодательства и смягчению муниципального фильтра подготовила и Центральная избирательная комиссия. Её глава Элла Памфилова неоднократно говорила, что барьер необходимо снизить хотя бы до 5% в тех регионах, где планка установлена выше. В свою очередь, коммунисты, ЛДПР и «Справедливая Россия» настаивают на полной отмене фильтра для кандидатов от парламентских партий.
Муниципальный фильтр появился в 2012 году одновременно с возвращением губернаторских выборов и сразу вызвал массу критики. Закон обязывает всех кандидатов на пост главы региона собирать подписи от 5 до 10% муниципальных депутатов. В итоге по состоянию на 2018 год все политические партии, кроме «Единой России» (и в ряде регионов КПРФ), лишились возможности самостоятельно выдвигать своих кандидатов в губернаторы.
Для чего парламентской «оппозиции» желательна отмена муниципального фильтра, понятно: таким образом партии получат возможность проводить своих кандидатов на выборы, создавая конкуренцию ставленникам власти. Это открывает широчайшие финансовые и лоббистские возможности – например, всегда можно разыграть с властью «договорняк», за соответствующую компенсацию сняв с выборов своего кандидата. Но вот почему и сама власть в лице представителей «Единой России» сейчас заявляет, что не против снижения муниципального фильтра? Правда, речь идёт именно о снижении, а не об отмене – единороссы, как и глава ЦИК, считают оптимальным показатель в 5%. «Снижение муниципального фильтра будет содействовать развитию политической конкуренции», – считают в партии.
По словам посла по особым поручениям российского МИДа Родиона Мирошника, вряд ли следует ожидать проведения выборов на Украине раньше весны будущего года.
В целом тут нет особого лукавства. На фоне последних выборных скандалов «единороссам» сейчас требуется конкуренция или хотя бы её видимость. Более активное участие в выборах представителей других парламентских партий станет аргументом в пользу того, что выборы в стране вовсе не заточены на один-единственный результат. К тому же кандидаты от парламентской «оппозиции» могут помочь перехватить протестную повестку у оппозиции несистемной. При этом шибко разгуляться им всё равно не дадут – залогом этого послужит всё то же «сито» в виде муниципального фильтра, пусть и с увеличившимися ячейками.
Естественно, что непарламентская оппозиция с таким поворотом событий не согласна. В начале октября на заседании Научно-экспертного совета ЦИК председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова призвала не заниматься косметическим ремонтом аварийного здания избирательной системы, а провести её радикальную реформу. Однако решение, похоже, уже принято: к следующему единому дню голосования барьер муниципального фильтра будет снижен до 5%.
Ставки на одномандатников
Но фильтр – это только начало. По слухам, следующие выборы в Госдуму, в 2021 году, вообще могут пройти по новым правилам. В администрации президента рассматриваются разные варианты, одна из основных идей – ставка на одномандатников. Сейчас половина депутатов избираются по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Аналогичная схема действовала в России до 2007 года, затем с 2007 по 2011 год Дума избиралась по пропорциональной системе. И вот сейчас планируется перейти к системе, где 70% депутатов будут одномандатниками, а 30% – избранными по партийным спискам. Для чего эту нужно? Всё те же недавние выборы показали, что рейтинг «Единой России» среди избирателей крайне низок, отчего многие кандидаты даже откровенно скрывали свою принадлежность к партии. В случае расширения представительства в Думе одномандатников им будет проще «замаскироваться».
Впрочем, решение пока не принято. Не исключено, что развитие получит другой вариант реформы, предполагающий, наоборот, повышение роли партий. С подобными предложениями выступала ЛДПР. Она предлагала проводить выборы только по партийным спискам. При этом кандидаты могут быть привязаны к конкретным округам, но выдвигаться должны только партиями. В случае сохранения смешанной системы, по мнению ЛДПР, необходимо ввести такую формулу подсчёта результатов, при которой процент, набранный партией, определяет размер её фракции. Также ЛДПР предлагала ввести ограничение, при котором ни одна партия на выборах не смогла бы получить более 40% мандатов в Госдуме. Кстати, ставка на малые партии также одна из идей, которые рассматриваются в администрации президента, недаром в последние годы им упростили правила регистрации.
Есть и ещё одна идея. В Думе третьего созыва, избранной в 1999 году, у «Единой России» не было ни конституционного (300 голосов), ни даже простого большинства. Тогда в парламенте существовали четыре лояльные депутатское группы – «Единство», «Отечество», «Народный депутат» и «Регионы России». Возможно, власть вернётся к этой концепции.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В конце сентября представители несистемной оппозиции провели круглый стол, где озвучили несколько идей по реформированию избирательной системы. Одна из них касалась возвращения избирательного залога в качестве альтернативы муниципальному фильтру. Избирательный залог был введён в 1999 году и отменён в 2009-м. «Если нам удастся добиться возврата к этой практике, оппозиционные кандидаты, которые пользуются поддержкой, смогут зарегистрироваться с помощью залога и при необходимости собрать нужную сумму. Но количество подписей, необходимое для регистрации, в любом случае нужно сокращать даже не до 1%, а до 0,5%», – сказал член совета движения в защиту прав избирателей «Голос» Аркадий Любарев*. Координатор «МосСовета» и «Левого фронта» Сергей Удальцов** согласился с тем, что избирательный залог – это «оптимальное решение». По его словам, хоть левые силы обычно выступают против подобных идей, в нынешней ситуации он и его соратники готовы обсуждать эту инициативу.
- *
- Любарев Аркадий Ефимович внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
- **
- Росфинмониторинг внес в перечень террористов и экстремистов координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова