Версия // Конфликт // Вице-президент РЖД Олег Тони, похоже, не на шутку заинтересовался археологией – полмиллиарда госкомпания готова закопать под наследие Краснодара

Вице-президент РЖД Олег Тони, похоже, не на шутку заинтересовался археологией – полмиллиарда госкомпания готова закопать под наследие Краснодара

13864

Доходные артефакты железных дорог?

В разделе

В 2015 году Правительство России приняло решение о необходимости построить новую железную дорогу. На реализацию проекта, который должен нарастить пропускную способность транспортных артерий Азово-Черноморского бассейна, даже в трудные времена выделено 59 млрд рублей. Сколько из этих денег осядет в карманах больших начальников?

Таким вопросом поневоле задаёшься, ознакомившись с тем, сколь ловко подыскивают в РЖД исполнителей для археологических раскопок, которые требуется сделать до того, как будет проложена стальная магистраль. Понять, каким образом бюджетные ассигнования могут улучшить материальное благосостояние отдельных топ-менеджеров, подсказал корреспонденту «Нашей Версии» источник в самом железнодорожном ведомстве.

Кто ходил в разведку?

Заметим, что работы в рамках инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Максим Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла» на Северо-Кавказской железной дороге вообще-то продолжаются уже десять лет. Только в 2012 году РЖД вложило в него 6,45 млрд рублей.

Что касается строительства железнодорожной магистрали по итогам правительственного решения, то прошлым летом был объявлен тендер на право заключения договора на выполнение работ по сохранению объектов археологического наследия. Их следовало провести там, где планируется прокладка двухпутной электрифицированной линии на участке Козырьки – Гречаная со строительством новой станции Кирпили.

Победителю этого тендера надлежало сохранить памятники археологии, которые каким-то загадочным образом были выявлены ранее. Ведь согласно федеральному закону от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до начала строительства, на стадии проектно-изыскательских работ, проводятся археологические разведки. Кто и как разведывал археологию, неизвестно. По крайней мере, никакого конкурса по линии РЖД на это, похоже, не объявлялось.

Закупка на проведение археологических раскопок на сумму 537 млн рублей планировалась к произведению железнодорожниками без конкурса у единственного поставщика. Однако «целёвка» вызвала недоумение у донского Управления ФАС, усмотревшего в этом нарушение антимонопольного законодательства.

По информации осведомлённого источника «Нашей Версии», закупку отменили, найдя удобное объяснение: мол, необходимо перепроектировать участок железной дороги. После чего некий таинственный исполнитель, надо полагать – с одобрения РЖД, приступил к подготовке документации, которая, по-видимому, до сих пор не прошла экспертизу и не появилась на официальном сайте Управления Государственной охраны памятников культурного наследия Краснодарского края.

По теме

И кто в неё не пошёл…

Если верить источнику в железнодорожном ведомстве, подрядчик на археологические раскопки (на сумму 537 млн рублей) тем не менее уже найден. С достаточной степенью уверенности можно предположить, что это ОАО «Росжелдорпроект», которое является генеральным проектировщиком комплексной реконструкции со строительством обхода Краснодарского узла.

В уставе генпроектировщика нами не найдено право проводить археологические изыскания. Поэтому, похоже, в качестве исполнителя по договору на археологические исследования привлечён НИИПИ ЭТ «Энерготраснпроект».

На причастность «Энерготранспроекта» к археологическим исследованиям на месте будущей стальной магистрали могут указывать данные закупки РЖД у единственного источника, которые можно найти в интернете. Правда, распространяться об этом подрядчик не торопится. Даже на его официальном сайте указано, что в Краснодарском крае «Энерготранспроект» занимается экологией, проектированием и строительством, но не археологией, как, например, в Твери, Красноярске и Якутске.

В качестве примечания. Строительство обхода Краснодарского узла ведёт ООО УК «Трансюжстрой». Прокладка новой двухпутной железной дороги начнётся с реконструкции действующей станции Козырьки. Протяжённость участка от неё до Гречаной – 65 километров. Собственно, это и есть перегон для организации перспективного поездопотока.

О том, как РЖД без конкурса отдаёт глобальные контракты, не раз упоминалось в СМИ. Чего стоит, допустим, договор на строительство трассы «Адлер – Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей. Контакт был подписан с компанией «Трансюжстрой», в сторону которой почему-то благосклонно смотрит вице-президент по строительному комплексу РЖД Олег Тони. Ей же поручили реконструировать малое кольцо московской железной дороги – ориентировочная сумма производимых работ также исчисляется многими миллиардами.

Официально «Трансюжстрой» замыкается на кипрский оффшор, однако прежде компанией владели друзья Олега ТониАнатолий Антипов и Александр Шевелев. Ранее, пока в 2005 году Тони не перешёл на госслужбу, одним из его деловых партнёров в ООО «БСК» был именно Антипов.

Вице-президент РЖД этого не скрывает. Однако сам Тони «Трансюжстрой» предпочитает называть лишь субподрядчиком ООО «БСК», который является не самым крупным подрядчиком железнодорожного ведомства. Олег Вильямсович заявляет, что в состав учредителей компании, отвечающей за строительство обхода Краснодарского узла, не входит. Но при этом гарантирует, что на своём компьютере видит всё происходящее на совершенно любом объекте – «от заключения контракта до реального состояния дел на данный момент в физических и денежных выражениях».

Артефакты из монитора?

Как бы уважаемый читатель объяснил информацию о том, что 18 января 2017 года Олег Тони собрал совещание по вопросу скорейшего заключения договора между ОАО «Росжелдорпроект» и НИИПИ ЭТ «Энерготраснпроект», причём без конкурса и на всё те же 537 млн рублей?

Парадоксально, но генеральным директором удобного для РЖД института «Энерготранспроект» с недавних пор значится Александр Ларин, прежде возглавлявший ОАО «Энергостройинвест-Холдинг». Он успел уйти оттуда раньше, чем следственный департамент МВД РФ заочно предъявил владельцу этого холдинга Антону Зингаревичу обвинение в мошенническом хищении 2,5 млрд руб. у банка «Глобэкс» и МТС-банка. По данным газеты «КоммерсантЪ», Зингаревич скрывается от российского правосудия в США.

Его экс-соратник Ларин тем временем отправляется зарабатывать миллионы на масштабном проекте РЖД? Интересно, в каком виде отразятся они на рабочем компьютере железнодорожного вице-президента Олега Тони?

Возникают и другие вопросы. Если, допустим, «Энерготранспроект» уже имеет разрешения на право производства археологических раскопок, которые выдаются Минкультом на основании заключённого договора, то когда туда поступили заявки? Осенью 2016 года? И откуда у института Александра Ларина взялся список конкретных объектов на археологические раскопки, покуда соответствующий раздел не опубликован на официальном сайте Управления Государственной охраны памятников культурного наследия Краснодарского края?

А вот и завершающий вопрос – неужели Олег Тони так любит артефакты, что отважился подписать от имени РЖД оферты к сомнительным заявкам в Минкульт?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.01.2017 14:25
Комментарии 1
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх