Странные вещи происходят в мире в наше время. А может, и не странные. После серии таинственных и непонятных обрывов силовых и информационных кабелей в Балтийском море, эта эпидемия перекинулась на другой конец мира, в Южно-Китайское море. Обе акватории стали в последнее время «горячими». В этой статье мы расскажем, что происходит с кабелями между материковым Китаем и Тайванем.
Южно-Китайское море
Исходя из логики событий, Южно-Китайское море было обречено стать ареной противостояния «всех против всех». Основных причин две. Во-первых, через него проходит главный трафик товаров из Юго-Восточной Азии в Европу. Кто контролирует море, тот контролирует экспорт Китая. Во-вторых, судя по заявлениям геологов, в море, возможно, есть подводные месторождения нефти и газа. Кроме этого, на отмелях и банках имеются большие запасы рыбы и морепродуктов. Учитывая, что страны, расположенные на берегу Южно-Китайского моря густонаселенны, контроль за местами хорошей рыбалки очень важен. Ну и самое последнее. В далекую уже колониальную эпоху, европейские страны поделили свои сферы влияния, но сама морская акватория особо никого не интересовала. Поэтому, каких-либо юридических доводов о том, что кому принадлежит, ни у кого нет. Пока работает принцип – «кто что захватил, тот тем и владеет». Но что-то подсказывает, что такой подход не является стабильным для поддержания мира. О некоторых аспектах это узла в мировой политике смотри статьи «Острова раздора. Захват» и «Острова раздора. XXI век».
Обрывы кабелей. Подозреваемый есть
Прежде, чем начинать рассказ о кабельной эпопее в Южно-Китайском море, необходимо сделать небольшое отступление. Когда в 1949 году закончилась Гражданская война в Китае, и остатки сил Гоминьдана перебрались на Тайвань, получилось так, что под их контролем осталось несколько островов, расположенных недалеко от побережья материкового Китая. Коммунистическое руководство КНР пыталось силой оружия отвоевать эти острова, но их попытки, по разным причинам, успехом не увенчались. Об этих событиях смотри статьи «Борьба за Тайваньский пролив. Начало. Бои в воздухе» и «Борьба за Тайваньский пролив. Начало. Десанты на острова». Второй обрыв кабеля произошел как раз около одного из этих островов у берегов материкового Китая.
Первый случай произошел в начале этого года. 3 января 2025 года произошел обрыв кабеля, соединяющего Тайвань с США. Поскольку обстановка вокруг острова достаточно напряженная, стороны ведут непрерывный мониторинг воздушного и водного пространства. Поэтому в Тайбее практически сразу объявили, что кабель порвало китайское грузовое судно «Shunxing-39», которое бросило якорь в месте разрыва кабеля связи. Китайское судно (по крайней мере, по документам) должно было прибыть в южнокорейский порт Пусан. Газета «The Financial Times» сообщала, что власти в Тайбее направили в Сеул официальный запрос на проведение расследования инцидента. Было ли проведено расследование, что оно дало, и вообще, прибыл ли китайский «Shunxing-39» в Пусан – не сообщается. «Shunxing-39» ходит под местным «удобным флагом» – флагом Камеруна, но в Тайбее утверждают, что судно принадлежит китайской компании «Jie Yang Trading Limited», зарегистрированной в Гонконге, которой владеет гражданин КНР Го Вэньцзе. Тогда еще сохранялась вероятность, что обрыв кабеля – случайность, и что капитан китайского судна перед тем, как отдать якорь, не посмотрел на карту. Тем более, что оператор кабеля, компания «Chunghwa Telecom» выпустило заявление о том, что связь была практически сразу восстановлена перенаправлением трафика на другие кабели. Дело в том, что поврежденный кабель являлся частью международной системы «Trans-Pacific Express», владельцем которого является консорциум американских, японских, и китайских компаний. Но уже в январе представители спецслужб Тайваня сравнили это судно с танкерами «теневого флота» России.
Как стало известно СМИ, финские правоохранители задержали трёх российских граждан, которые подозреваются в вывозе за границу товаров двойного назначения.
Второй случай произошел в ночь на 22 января. Тогда были оборваны два коммуникационных кабеля, ведущих от Тайваня на остров Мацзу. Он расположен недалеко от материкового Китая. Об этом сообщил британское агентство «Reuters». В результате один кабель пришлось полностью отключить, второй получил серьезные повреждения, но сохранил свою работоспособность. Тайваньский оператор связи «Chunghwa Telecom» был вынужден перенаправить трафик на микроволновую и спутниковую передачу. В этом эпизоде есть одна странность. Официальный Тайбей заявил, что кабели отключили из-за «естественного износа», и что во время пропадания связи рядом с местом аварии подозрительных судов обнаружено не было. Здесь есть один нюанс. В этом районе есть своя «серая зона», в которой, по мнению Тайбея, могут осуществляться различные провокации, в том числе атаки на кабели, который связывают Тайвань и подконтрольные ему острова, расположенные у побережья материкового Китая. Архипелаг Мацзу расположен всего в 20 км от китайского побережья.
Третий случай произошел совсем недавно, 25 февраля. Пропал сигнал в кабеле, который соединял Тайвань и острова Пенху. Эти острова – на них проживают около 107 900 человек – расположены в Тайваньском проливе к западу от острова Тайвань. Центральный остров Пэнху находится приблизительно в 50 км к западу от побережья Тайваня и в 140 км от побережья материкового Китая. На острове расположены подразделения армии Тайваня, которые играют роль передового заслона в случае атаки НОАК. На этот раз Береговая охрана сработала оперативно. Три корабля задержали китайское грузовое судно «Hong Tai 168». Видео задержания выложили в Интернет. «Hong Tai 168» шло под флагом Того. Всё повторилось. Судно встало на якорь недалеко от юго-западного побережья Тайваня в районе прохождения кабеля, после чего в нем пропал сигнал. Страсти кипели не шуточные. Тайваньские РЛС обнаружили китайский сухогруз приблизительно в километре от места прохождения кабеля. С судном пытались связаться семь раз. Безрезультатно. После чего на перехват были направлены корабли Береговой охраны Тайваня, которые обнаружили «Hong Tai 168» стоящим на якоре над кабелем. «Hong Tai 168» одно из сотен старых судов, эксплуатирующихся под «удобным флагом» судоходными компаниями из Китая. Что интересно. В международных базах нет судна с названием «Hong Tai 168» – это название написано на борту судна. Согласно данным его AIS, судно называется «Hong Tai 58». Для чего это сделано – непонятно. Может быть, потому, что «Hong Tai 58» находится в тайваньском «черном списке» «теневого флота» Китая. История очень запутана. IMO судна – международный идентификационный номер – принадлежит уже третьему теплоходу – «Jinlong 389», которое принадлежит гонконгской судоходной компании «Dongguan Jinlong Shipping Co». Почему на борту написано одно название, AIS выдает данные другого судна, а IMO принадлежит третьему – предстоит выяснить тайваньским властям. Задержан экипаж – 8 человек, все граждане КНР. Береговая охрана Тайваня заявила, что «Все восемь членов экипажа являются гражданами Китая, и (мы) не исключаем возможности преследования со стороны Китая в серой зоне». В любом случае, власти Тайбея начали расследование. На следующий день после задержания, их всех допросили в прокуратуре. Эксперты по китайско-тайваньским отношениям заявляют, что случаи задержания граждан Китая властями Тайваня крайне редки. Возможно, в данном случае есть веские основания для этого.
Эксперты по Китаю предполагают, что все эти случаи – часть программы давления на руководство Тайваня с целью показать, что континентальный Китай готов к силовому присоединению острова. Как будут продолжаться развития событий – покажет время.