Версия // Общество // В Японии оружие и продовольствие доставляли на острова под водой

В Японии оружие и продовольствие доставляли на острова под водой

2125

Необычные корабли. Морские «Фау-2», «Унипото» и «Ункато»

В Японии оружие и продовольствие доставляли на острова под водой
В разделе

Любая война заставляет инженеров и конструкторов находить не тривиальные решения. Причины, по которым они принимаются, как правило – положение на фронтах, не позволяющее решить проблему традиционными методами и ограничения в ресурсах. В этой статье мы расскажем о трех реализованных во время Второй мировой войны проектах – подводном старте для баллистической ракеты и двух способах доставки грузов с подводной лодки на блокированные острова.

Морской старт «Фау-2»

Вторая мировая война явилась толчком к появлению принципиально новых видов оружия. Среди прочего, в этот период были созданы системы, которые сегодня обозначаются как управляемое ракетное оружие. В фашисткой Германии были созданы крылатые ракеты «Фау-1» V-1 (Vergeltungswaffe Eins) и баллистические ракеты «Фау-2 V-2 (Vergeltungswaffe-2). По тем временам они имели большую дальность – с пусковых площадок на полигонах в Пенемюнде на берегу Балтийского моря на территории современной Польши велись обстрелы Лондона. Об этом полигоне смотри статью «Интеллектуальные трофеи Советского Союза». Но нацистам нужны были ракеты со значительно большей дальностью полета – планировались ракетные удары по территории США – а их не было. Немецкие конструкторы славились своими необычными решениями, и такое решение было сформулировано. Суть его в том, что создавался герметичный контейнер, в котором размещалась сама ракета «Фау-2» и аппаратура предстартовой подготовки с системой электропитания. Большая океанская подводная лодка буксировала такой контейнер под водой (такой своеобразный подводный планер) до места старта. Там лодка всплывала, и контейнер переводился в вертикальное положение. На него пересаживались специалисты из стартовой команды, которые проводили все операции по предстартовой подготовке ракеты к пуску. После чего они переходили на подводную лодку, с которой производился старт «Фау-2». Уязвимой частью этой системы было то, что пока специалисты готовили ракету к старту (а это время колебалось от 4 до 6 часов), субмарина должна была находиться в надводном положении. Автором такого комплекса морского старта «Фау-2» был инженер Дикман. Базироваться лодки с ракетными контейнерами должны были в портах Норвегии, удары наносить по атлантическому побережью США. По информации историка Александра Широкорада проект получил название «Спасательный жилет».

Дикман спроектировал специальный контейнер, который, по сути, представлял собой подводную лодку без двигателя, но с рулями глубины, балластными цистернами, системами энергоснабжения, аппаратурой предстартовой подготовки ракеты. Длина такого контейнера составляла 32 метра, диаметр 5,5 метра. Надводное водоизмещение контейнера составляло 355 тонн, подводное - 550 тонн. Испытательный макет контейнера получил название «Испытательный стенд XII». К середине 1944 года была создана вся необходимая техническая документация, и в декабре 1944 года на судостроительных заводах «Вулкан» в городе Штеттен и «Шихау» в Эльблонге был размещен заказ на строительство трех таких контейнеров. Подводные лодки Кригсмарине U-518, U-546, U-805, U-880 и U-1235 встали на переоборудование для работы с новым видом оружия. Как и у всякого принципиально нового оружия, возникли проблемы. Предполагалось, что большие подводные лодки XXI серии будут буксировать три таких ракетных контейнера. Но при этом их подводная скорость существенно снижалась, а возможность маневра при приближении противолодочных сил стремилась к нулю. Кроме этого, стоимость контейнера была соизмерима со стоимостью ракеты «Фау-2». Но, тем не менее, к марту строительство трех контейнеров завершили, и началась подготовка стартовых команд. Эту работу остановила только победа над Германией. Контейнер, который строился на заводе «Шихау» в Эльблонге, был захвачен советскими войсками.

По теме

В дальнейшем эта идея – запуск баллистических ракет из автономного контейнера – распространения не получила. Исключение составила российская ракета донного базирования «Скиф», в разработке которой использовались некоторые идеи старта баллистической ракеты из автономного контейнера из-под воды. Об этом комплексе смотри статью «Вторая утечка Министерства обороны».

Япония

Перед нападением японцев на Пёрл-Харбор. ради справедливости надо сказать, что не все в военном руководстве Страны Восходящего солнца были сторонниками войны с США. Адмирал Ямомото со своими единомышленниками всячески противился нападению на Америку, так как понимал, что сравнивать состав флотов США и Японии на момент нападения неправильно. У США был значительно больший военно-промышленный потенциал, и в продолжительной войне она будет неизбежно сильнее. Ход войны на Тихом океане показал правильность хода мыслей адмирала. Высадив десанты и захватив острова на огромной океанской акватории, через некоторое время японский императорский флот столкнулся с необходимостью снабжения гарнизонов этих островов, которые оказались блокированными американским флотом. Конвои со снабжением и пополнением топились. Для поддержки гарнизонов ночью стали посылать быстроходные эсминцы. Они прорывали блокаду, но эсминцев было мало – флот не мог выделить для прорыва достаточное их количество – эти корабли нужны были для главных сил флота.

Была высказана идея о снабжении гарнизонов с помощью подводных лодок. В составе Императорского флота их было достаточное количество разных типов, включая даже самые большие в мире дизель-электрические подводные лодки-авианосцы. Идея была неплохой, но имела один недостаток. В отсеках подводной лодки нельзя было разместить много грузов. Тогда японские инженеры предложили использовать специальные высадочные транспортные средства, которые в загруженном состоянии крепились на верхней палубе подводной лодки. Лодка всплывала около острова, высадочное средство спускалось на воду, и своим ходом доходило до берега. Японские инженеры сконструировали два разных высадочных средства – «Унипото» и «Униато».

«Унипото»

«Унипото» – это самоходная платформа, основой которой служили два герметичных металлических цилиндра-поплавка. Сверху на них крепилась конструкция, напоминающая десантный катер с аппарелью. Возник вопрос с двигателями для «Унипото». Японские конструкторы предложили воистину гениальный вариант, подобного которому не было ни в одном флоте мира. В Японском императорском флоте, в отличие от других флотов, на вооружении стояли большие дальноходные парогазовые торпеды Тип 93 калибром 600 мм. Американцы называли такие торпеды Long Lance – «длинное копьё» В японской морской довоенной доктрине предполагалось, что эсминцы, вооруженные торпедами Тип 93 будут наносить дальние торпедные удары по основным силам противника или его транспортам. Как часто бывает, война внесла свои коррективы, и торпедных залпов «длинным копьем» было произведено совсем немного. В арсеналах же торпед Тип 93 хранилось достаточно. Японские инженеры просто вставили торпеду Тип 93 без боевой части в каждый цилиндр-поплавок. Таким образом, «Унипото» получил возможность передвигаться на расстоянии, необходимым для высадки на берег с подводной лодки. 19 мая 1943 года на борту подводной лодки I-38 прошли испытания этого необычного высадочного средства. На них присутствовал вице-адмирал Кусаки Джинити. Испытания были успешными, и подводные лодки с «Унипото» на борту начали снабженческие рейсы. «Унипото» использовался для перевозки полевых орудий и боеприпасов. Так как он загружался в базе, и весь путь груз находился в воде, для продовольствия такой способ не подходил.

«Уникато»

Для доставки оружия и боеприпасов «Унипото» вполне годился. Для доставки продовольствия он не подходил. Автор не совсем понимает, почему продовольствие, находящееся в резиновых мешках во время подводного плавания, промокало, и становилось негодным для использования. Японские моряки даже пробовали доставлять продовольствие внутри подводных лодок и выстреливать его в резиновых мешках, размещенных в специальных деревянных пеналах, из торпедных аппаратов, но и этот метод оказался не надёжным. А потребность в снабжении продовольствием росла с каждым днем. Японские адмиралы были правы. Набравшие военную мощь США начали отвоевывать все острова и архипелаги, захваченные японцами на начальной стадии войны на Тихом океане. Развернулось сражение за Гуадалканал – остров в архипелаге Соломоновых островов. В августе 1942 года американцы высадили на него десант. Бои продолжались шесть месяцев, и к 1943 году положения японских войск на острове стало критическим. В Японии остров стали называть «островом голодной смерти». Выжившие после сражения японские солдаты были настолько истощены, что у них переставали расти волосы и ногти. Проблему с доставкой продовольствия надо было обязательно решать.

По теме

И в этом случае японские конструкторы придумали интересное решение. Во время Второй мировой войны Япония была в числе пяти стран, которые строили сверхмалые подводные лодки. О японских СМПЛ смотри статью «Антология морских диверсий. Тихий океан». Они предложили использовать в качестве большого герметичного контейнера корпус СМПЛ. Эти необычные подводные средства получили общее название «Уникато». Первые «Уникато» были сделаны на основе СМПЛ тип А. Этот своеобразный подводный контейнер имел водоизмещение 40 тонн, длину 23 метра, диаметр чуть меньше 2 метров. Силовая установка состояла из пневмопривода, работающего на сжатом воздухе, и обеспечивающего скорость хода 6,5 узлов – около 12 км/ч. Запасов сжатого воздуха хватало на 5 км. Этого было достаточно, чтобы дойти от подводной лодки-носителя до цели. «Уникато» управлял экипаж из двух человек. Подводная лодка, буксировала «Уникато» до нужного острова. Его экипаж находился на борту лодки-буксировщика. После прибытия к цели, эти два человека пересаживались на «Уникато», заводили пневмодвигатель, и направляли судно в сторону берега. «Уникато» выбрасывался на берег, экипаж отдраивал носовую часть – она крепилась болтами – и выгружал продовольствие. После выгрузки «Уникато» оттаскивали от кромки прибоя и затапливали. Два человека экипажа оставались на острове. В дальнейшем, запуск пневмодвигателя осуществлял экипаж подводной лодки-буксировщика, и от экипажа «Уникато» отказались. Первый раз использование нового средства доставки продовольствия состоялся 20 января 1943 года, года первый «Уникато» был отбуксирован к Гуадалканалу подводной лодкой I-20.

Второй тип «Уникато» был уже больших размеров. Он представлял собой цилиндр, длиной 50 метров с коническими концами. Наверное, использование корпусов СМПЛ для доставки продовольствия японские адмиралы посчитали расточительством. Оба конуса играли роль балластных цистерн. Кроме них, в середине цилиндрического корпуса была еще одна балластная цистерна. Внутри цилиндрической части помещалось 377 тонн продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Погружаться «Уникато» второго типа мог на глубину до 120 метров. После загрузки, его регулировали таким образом, чтобы имелась небольшая отрицательная плавучесть. Затем это средство доставки брала на буксир подводная лодка. После погружения лодки, привязанный к ней «Уникато» тоже погружался под воду. Здесь уместна аналогия с самолетом и планером, который буксирует этот самолет. Только всё происходило не в воздухе, а в глубинах мирового океана. «Уникато» второго типа был создан для снабжения японских войск в Новой Гвинее. Он был без экипажа. Всплывшую подводную лодку встречал японский катер, который брал «Уникато» на буксир и приводил его к берегу. До 80-х годов ХХ века местное население на многочисленных островах в Тихом океане использовало «Уникато» второго типа вытащенные на берег как цистерны для хранения питьевой воды.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2023 08:00
Комментарии 0
Наверх