Версия // Москва // В ходе реставрации удалось обнаружить старинный артефакт

В ходе реставрации удалось обнаружить старинный артефакт

187

Тайна Останкинского дворца

В ходе реставрации удалось обнаружить старинный артефакт (фото: mos.ru)
В разделе

Столичные реставраторы продолжают трудиться над тем, чтобы москвичи смогли поскорее увидеть вновь одну из архитектурных реликвий города – дворец в усадьбе «Останкино». Как внезапно оказалось, он является не только объектом исторического и культурного наследия, но и настоящей «капсулой времени». Дворец сохранил элемент театрального реквизита, который, возможно, держала в своих руках сама Прасковья Жемчугова!

В ходе работ во дворце «Останкино» рабочим предстояло снять дощатую обивку западной стены центрального корпуса. Как известно, дворец, выстроенный по приказу графа Николая Шереметева, имеет уникальную особенность – несмотря на то что внешне строение кажется каменным, оно целиком выполнено из дерева. Кроме того, конструкция дворца отличается затейливым инженерным решением – наличием внутренних пустот. Благодаря этому вентилируемому фасаду, как называют такую конструкцию сегодня, в покоях владельцев дворца всегда было тепло зимой и прохладно летом. Реставраторы, занимающиеся восстановлением дворца, хорошо знали о наличии скрытых полостей. Но они не могли себе представить, что потайные элементы дворца подарят находку, о которой мечтает любой учёный. Ведь речь идёт не просто о старинном артефакте, а предмете, имеющем свою историю!

Когда во время работ по демонтажу обивки кровли проходной галереи, ведущей к Египетскому павильону, плотники внезапно услышали характерный металлический звук, возникло недоумение – что же это может быть? Спустя несколько минут они извлекли на свет покрытый пылью времени шлем. Внешне он напоминал шишаки, которые носили античные воины. На это указывали козырьки на лобной и шейной частях, шпиль с заострённой головкой и идущий из него бунчук типа «конский хвост». Однако поверить в то, что это настоящая реликвия античных времён, не позволили два обстоятельства. Во-первых, шлем очень маленький, на голову крепкого воина он бы просто не налез. Во-вторых, изготовлен шлем из мягкого и тонкого металла – на поле боя такой точно не спасёт.

Осмотревшие находку историки моментально разгадали загадку. Это же предмет театрального реквизита! Известно, что усадьбу «Останкино» граф Николай Шереметев выстроил для своей возлюбленной – артистки крепостного театра Прасковьи Жемчуговой, которая позже стала его женой. Также известно, что в репертуаре театра были героические постановки на античные темы. До наших дней дошёл портрет Жемчуговой, на котором она изображена в головном уборе с белыми и голубыми страусовыми перьями, украшенном блёстками и большим сердоликовым камнем. Он являлся частью костюма, в котором будущая графиня Шереметева играла Элиану – главную героиню оперы «Браки самнитян» французского композитора Андре Гретри. По сюжету Элиана отказывалась подчиняться устоявшимся правилам и выходила на битву, желая отстоять своё право на выбор возлюбленного. Впервые в образе Элианы Прасковья Жемчугова вышла на сцену театра в Останкинском дворце в мае 1797 года во время большого приёма в честь польского короля Станислава Понятовского. А спустя месяц она исполнила эту роль во время представления в усадьбе «Кусково». Присутствовавшая на нём императрица Екатерина II была так потрясена талантом крепостной актрисы, что подарила ей алмазный перстень.

Вот только каким же образом бутафорский шлем мог попасть в скрытую полость стены, случайный доступ куда полностью исключён? Историки выдвигают две версии. Первая – его могли спрятать сотрудники музея во время Великой Отечественной войны, не имея возможности вывезти ценный предмет в эвакуацию. Вторая – шлем банально мог украсть кто-то из рабочих, ремонтировавших дворец в 70-е годы. Вероятно, артефакт похитили и спрятали, чтобы потом незаметно вынести, но задумка не удалась.

Реставрация Останкинского дворца продолжается. К настоящему времени полностью восстановлен и открыт для посещения Египетский павильон, теперь здесь располагается выставка «В гостях у графа Шереметева». Сейчас столичные реставраторы завершают работы в Итальянском павильоне, его открытие запланировано на 2026 год.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2025 09:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх