Версия // Общество // В Швеции и Финляндии придумали новый тип морских судов – круизные паромы

В Швеции и Финляндии придумали новый тип морских судов – круизные паромы

808

Заклятые друзья Северной Балтики. «Silja Line»

В Швеции и Финляндии придумали новый тип морских судов – круизные паромы
В разделе

Как и во всяком внутреннем море, на Балтике существует развитая сеть паромных линий. Море условно делится на Северную и Южную Балтику. Паромные маршруты северной части исторически контролируются скандинавами. В южной части есть и международные компании. В этой статье мы расскажем о «Silja Line», чьи паромы ходят по регулярным линиям Северной Балтики.

Немного о географии и истории

Акватория Северной Балтики включает в себя Ботнический и Финский заливы, а также часть моря до шведского острова Готланд. Исторически города на землях по берегам Северной Балтики были связаны морскими пассажирскими и грузовыми линиями. Основными портами, в которые приходили, и откуда уходили пароходы были Гельсинфорс и Або (сегодня Хельсинки и Турку), Ревель (сегодня Таллин), Рига, Стокгольм и Висбю. С начала ХХ века (а именно об этом времени статья) эти линии стали регулярными, на них работали небольшие пароходы, так называемого, балтийского типа. Об одном из таких пароходов, карьера которого началась с регулярных линий между портами Великого Княжества Финляндского, а завершилась спустя 62 года плавбазой испытателей первого атомного ледокола «Ленин», смотри статью «Пароход с судьбою страны». Судоходных компаний было много, часто они владели одним-двумя пароходами. Но прогресс не остановить, после Первой мировой войны размеры пароходов увеличивались, началось укрупнение и союзы. Мы начнем рассказ с двух скандинавских судоходных паромных компаний, сотрудничество и соперничество которых стало знаковым во второй половине ХХ века.

Компания «Silja Line» – Линия тюленя

История этой известной судоходной компании началась более 100 лет тому назад – в 1904 году. Тогда две финские судоходные компании «Finland Steamship Company» («Finska Ångfartygs Aktiebolaget» – FÅA) и «Steamship Company Bore», заявили, как сказали бы сегодня, о совместных планах по перевозке пассажиров и грузов между портами Финляндии и Швеции. Обе компании синхронизировали расписание своих пароходов, создав единую пассажирскую линию. Соглашение по каким-то причинам расторгли в 1909 году. Но очень быстро – через год, в 1910 году – восстановили. Тогда пароходы ходили между Або и Стокгольмом с остановкой в Мариехамене на Аландских островах. Вероятно, выгод от совместной эксплуатации было больше. После окончания Первой мировой войны было подписано новое соглашение, в которое вошла уже шведская судоходная компания «Rederi AB Svea». Расширилась и география маршрутов. В дополнение к линии Турку (так стали называть Або) – Стокгольм, в 1928 году появилась линия Хельсинки – Стокгольм. Соглашение и линия развивались, а в преддверии Олимпийских игр 1952 года, которые проводились в Хельсинки, для перевозки гостей Олимпиады, каждая из трех компаний обязалась построить по одному из новых лайнеров с похожими эксплуатационными характеристиками. Но, увы. К началу игр были готовы только два парохода – SS «Aallotar» компании «Finland SS Co» и SS «Bore III» компании «Steamship Company Bore». Теплоход SS «Birger Jarl» компании «Rederi AB Svea» был готов только через год. Именно тогда в Южной гавани Хельсинки построили терминал «Олимпия», к которому до сих пор швартуются паромы компании.

По теме

Структура пассажиропотока и перевозки грузов между Швецией и Финляндией не отличался от аналогичных между другими странами. После Второй мировой войны все больший объем занимала перевозка автомобилей, как легковых, принадлежащих пассажирам, так и грузовиков с грузами. Поскольку специфика паромной линии отличается от пассажирской, три компании, входящих в соглашение, приняли решение о создании дочерней структуры, занимающейся только паромными перевозками межу двумя странами – «Oy Siljavarustamo / Siljarederiet Ab». Именно тогда появился знаменитый сегодня бренд Silja Поскольку опыта строительства паромов в Финляндии не было, первые суда купили в Великобритании, которая успешно эксплуатировала паромные линии через Ла-Манш. Только в 1961 году был введен в строй первый автомобильно-пассажирский паром MS «Skandia». После этого такие паромы стали строить серийно: MS «Nordia» в 1962 году, две модернизированные «Скандии» – MS «Botnia» и MS «Floria» – были введены в строй в 1967 и 1970 годах соответственно. В 1966 году был построен гигант той эпохи – паром MS «Fennia», водоизмещением 6 200 тонн.

Сложилась парадоксальная ситуация. Три компании и их паромная «дочка» работали одновременно по единому расписанию каждая со своими судами. Интересна реакция пассажиров. В Финляндии всю четверку называли Ruotsinlaivat – «Шведские корабли» или «Корабли в Швецию». В Швеции – Det Samseglande («Те, которые плывут вместе»), Finlandsbåten («Финские корабли») или Sverigebåten («Шведские корабли»). Что интересно, в рекламе и в расписании названия компаний и их эмблемы всегда располагались вместе. Естественно, по законам маркетинга, долго это продолжаться не могло, и все четыре бренда объединились под названием «Silja Line» – Линия тюленя. Эмблемой линии стал симпатичный тюлень Гарри. Забегая вперед, скажем, что с 2014 года он стал улыбаться. Изображение тюленя менялось три раза. Есть несколько версий такого странного названия судоходной компании. По одной из них, во время мозгового штурма в 1967 году, был задан по-шведски вопрос: «Кто мог бы принести утешение жаждущей душе?» По-шведски слово душа – это «själ». Неведомыми путями душа трансформировалась в тюленя по-фински – silja. Как бы то ни было, «Silja Line» сегодня – это символ круизного парома, о чем чуть ниже.

Компания и соответственно, две линии Хельсинки – Стокгольм и Турку – Стокгольм стали бурно развиваться. Интересна особенность маршрутов. С 1999 года оба стали проходить через столицу Аландских островов Мариехамен. Сходят с борта и садятся в Мариехамене единицы. Для чего огромные паромы делают крюк, тратя деньги на топливо для захода в небольшой порт? Оказывается, это делается специально для получения дополнительной и существенной прибыли. Заход на острова означает покидание территории Евросоюза, что даёт право вести беспошлинную торговлю на борту паромов. Дело в том, что Аландские острова имеют автономный статус, и формально в Евросоюз не входят.

По теме

Для «Силья Лайн» стали заказываться паром за паромом, причем последующие были значительно больше предыдущих. Этот период развития компании совпал со значительным увеличением туристических потоков в мире вообще, и между двумя странами в частности. Финны и шведы создали новый тип пассажирского судна. В 60-х годах было четкое разделение на круизные лайнеры и автомобильно-пассажирские паромы. Круизный лайнер предоставлял туристу массу развлечений и удовольствий – рестораны с различной кухней, множество магазинов, театр и кинотеатр, различные спортивные тренажеры и так далее. Паром был значительно более аскетичен, ведь он просто доставлял людей из пункта А в пункт Б. На паромах есть комфортабельные каюты, кафе, но нет никаких развлечений. Придуманный скандинавами круизный паром находится в пути меньше суток, но на его борту есть почти все (за исключением театра и скалодрома), что есть на современном круизном лайнере. При этом, паромами пользуются простые дальнобойщики, которые на своих фурах перевозят товары по Европе. Это дополнительный стимул для туристов прибывать в страну не самолетом, а на пароме. Появился новый туристический бренд – «скандинавский круизный паром». О современных паромах «Силья Лайн» много написано в Интернете, желающие могут прочитать. Упомянем лишь несколько. Печально известный погибший паром «Эстония» был построен для компании «Викинг Лайн» как «Viking Sally», а потом продан «Силье Лайн» и переименован в «Silja Star». Знаменитый паром-эпоха газотурбинный GTS «Finnjet» был первым, и, наверное, единственным автомобильно-пассажирским паромом в мире, который изначально создавался как судно двойного назначения – паром и войсковой транспорт. Свидетельством этого служит участие «Finnjet» в учениях финской армии и ВМФ.

Вершиной судостроительной программы стали флагманы – паромы «Silja Serenade» и «Silja Symphony» гигантские 12-ти палубные красавцы-паромы водоизмещением 58 400 тонн. Они могут принять на борт 3 000 пассажиров и 450 автомобилей в различных вариантах – длина автомобильных палуб этих паромов – 950 метров. Кроме новых лайнеров, руководство «Сильи» прикупило и компанию, эксплуатировавшею грузовые паромы на этих же маршрутах – «SeaWind» Всё закончилось в середине нулевых. В чём-то топ менеджеры «Сильи Лайн» ошиблись. Постоянные заказы новых паромов, их дальнейшая продажа – не приводили к стабильной финансовой ситуации, равно как и слияния подконтрольных «Силья лайн» компаний. Банкротство же в конце 1989 года финской судостроительной компании «Wärtsilä Marine», чья верфь, строила новые круизные паромы Silja, привело к серьезным сдвигом в сроках ввода в строй новых судов. А появление на линии Хельсинки – Стокгольм «Silja Serenade» и «Silja Symphony» – очень дорогих паромов – совпало с экономическим спадом начала 90-х. Компания пыталась найти новые прибыльные маршруты. Так, «Силья Лайн» организовала маршрут Хельсинки – Таллин на скоростных пассажирских автомобильных паромах «Морская кошка», а газотурбоход «Финнджет» несколько лет ходил на дальних маршрутах Хельсинки – Таллин – Росток и Санкт-Петербург – Таллин – Росток. Не помогло. Банкротство «Silja Line» стало неизбежным.. Как говорит народная мудрость – свято место пусто не бывает. В 2006 году «Silja Line» купил конкурент, который за несколько лет возник буквально ниоткуда. Это эстонская судоходная компания AS «Tallink Grupp». Об этой компании смотри во второй части статьи. «Таллинк» был инициатором поглощения «Silja Line», но именно в «Tallink Grupp» настояли на сохранении бренда. В состав объединенного бренда «Tallink Silja Oy» вошли паромы под эстонскими, финскими и шведскими флагами. В «Tallink» заявили, что намерены сохранить бренд «Silja Line» отдельно от «Tallink» Но все продажи проходят под объединенным названием «Tallink Silja», а некоторые паромы передают из «Silja Line» в «Tallink» и наоборот..

Но конкуренция на Северной Балтике не прекратилась.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.07.2024 10:25
Комментарии 0
Наверх