Версия // Общество // В России утверждён ГОСТ для электросамокатов: как он может изменить этот вид транспорта?

В России утверждён ГОСТ для электросамокатов: как он может изменить этот вид транспорта?

2298

Медленнее и безопаснее

В России утверждён ГОСТ для электросамокатов: как он может изменить этот вид транспорта?
В разделе

Для электронных средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, моноколёса и подобные им транспортные средства, утверждён ГОСТ. Его требования не являются обязательными, однако их соблюдение может стать своего рода знаком качества. По мнению экспертов, ЭСИМ «по ГОСТу» могут быть значительно дороже уже имеющихся на рынке.

Росстандарт сообщил об утверждении ГОСТа для электронных средств индивидуальной мобильности российского и зарубежного производства. Новые требования вступят в силу с февраля 2023 года; они не будут обязательными, но при их соблюдении производители могут указать, что изделия соответствуют стандарту.

Как отмечают «Известия», под ЭСИМ имеются в виду электросамокаты, моноколеса и гироскутеры. В соответствии с требованиями, скорость таких средств ограничивается 25 километрами в час, при этом устройства должны иметь возможность определения их местоположения. В беседе с изданием замглавы Минпромторга Альберт Каримов пояснил, что российский ГОСТ гармонизирован с международным стандартом EN 17128-2020.

В документе отмечается, что стандарт предусматривает автоматическое ограничение скорости ЭСИМ в парках. Само устройство и его аккумулятор должны полностью исключать риск возгорания или механического повреждения. Глава Росстандарта Антон Шалаев пояснил, что требования призваны обеспечить безопасность как водителей ЭСИМ, так и других людей.

Это особенно актуально на фоне резкого роста популярности таких средств передвижения в последние годы. В связи с тем, что многие самокаты и другие средства индивидуальной мобильности способны развивать скорость, сопоставимую с автомобильной, это создаёт дополнительные риски для их владельцев, а также водителей других транспортных средств и пешеходов. За 9 месяцев текущего года зафиксировано 838 ДТП с участием СИМ, в которых погибли 19 человек, сотни получили травмы. Это в два раза больше, чем годом ранее.

Искусственное торможение

Ранее были внесены соответствующие изменения в ПДД. В соответствии с ними, скорость СИМ ограничивается 25 километрами в час. Данное требование начнёт действовать с марта 2023 года. В МВД журналистам объяснили, что нарушение этого требования повлечёт за собой штраф в размере 800 рублей. В случае, если нарушитель управлял самокатом или другим СИМ в состоянии алкогольного опьянения, штраф увеличится до 1-1,5 тысячи рублей. Если в результате аварии будет причинён серьёзный вред здоровью человека, или пострадавший скончается, виновника накажут по Уголовному кодексу.

Указанные штрафы применяются, когда мощность электродвигателя не превышает 250 Вт. В противном случае самокат может быть приравнен к мопедам и мотоциклам, для управления которыми требуется получить водительские права.

Несмотря на то, что сейчас требования ГОСТа носят рекомендательный характер, в дальнейшем документ может стать первым шагом к созданию обязательного технического межгосударственного регламента, считают в сервисе аренды электросамокатов Urent. В сервисе отметили, что разработанный стандарт достаточно строгий, однако прописанные в нём требования вполне адекватны. В беседе с изданием представители Российского института стандартизации пояснили, что ГОСТы используются в госзакупках: заказчики должны ссылаться на такой документ в случае, если он существует.

По теме

В целом, соответствие какого-либо товара ГОСТу является определённым знаком качества. Эксперты отмечают, что некоторые требования документа способны значительно увеличить стоимость ЭСИМ, например, установка на них GSM/GPS-устройств автоматического снижения скорости с SIM-картой. Кроме того, властям придётся обозначить зоны, в которых ЭСИМ должны обязательно снижать скорость. Подобные зоны уже предусмотрены в Москве и Санкт-Петербурге, но скорость в них снижается только у кикшеринговых устройств.

Поспеть за самокатом

Эксперты прогнозируют резкое увеличение количества электросамокатов в России в 2023 году – до 330 тысяч штук. Нарастить парк планируют крупные кикшеринговые операторы. Это говорит о том, что из развлечения на прогулке электросамокаты уверенно превращаются в полноценное средство передвижения, и нормативно-правовая база должна оперативно подстраиваться под эти изменения. В противном случае, этот городской транспорт будет создавать не только преимущества для своих владельцев, но и серьёзные проблемы для окружающих.

После разработки поправок в ПДД, касающихся ЭСИМ, возник ряд вопросов к контролю соблюдения данных требований. Как отмечают эксперты, комплексы фотовидеофиксации в отношении СИМ использовать не получится, а сотрудники ГИБДД не смогут осуществлять полномасштабный контроль. Решением данной проблемы могла бы стать регистрация таких транспортных средств, тогда нарушителей можно было бы выявлять с помощью дорожных камер.

Ещё одной проблемой является отсутствие у владельцев ЭСИМ страховки. Соответственно, в случае ДТП по вине самокатчика все вопросы с возмещением ущерба придётся решать в суде. Таким образом, несмотря на введение ГОСТа и изменение ПДД, в вопросе регулирования движения ЭСИМ пока не поставлена точка.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2022 19:15
Комментарии 0
Наверх