Конституционный суд постановил, что срок исковой давности при рассмотрении дел о приватизации должен исчисляться не с момента перехода прав к новому собственнику, а со времени, когда прокуратура вскрыла нарушения, имевшие место много лет назад.
Даже удивительно, что эта новость на фоне прочих событий прошла почти незамеченной. А ведь именно данное решение можно считать поворотным моментом в отечественной экономической и общественно-политической жизни. Сколько лет звучали призывы пересмотреть итоги приватизации – и вот теперь Конституционный суд узаконил механизмы, позволяющие это сделать. В принципе обратная национализация проводилась и прежде – за последние годы Генпрокуратура обратила в собственность государства десятки предприятий, установив, что в своё время они перешли в частные руки с нарушением законодательства. Однако каждый раз всплывал спорный момент. Как известно, в законе существует понятие срока давности, по истечении которого к ответу призвать уже нельзя – мол, время вышло. Подобный срок установлен даже для таких тяжких преступлений, как убийство, в данном случае он составляет 15 лет. Вот и Гражданский кодекс определяет, что оспаривать дела о приватизации можно только в течение 10 лет с момента совершения сделки, и адвокаты на это каждый раз указывали. Прокуратура же настаивала, что считать нужно иначе – с того момента, когда вскрылись нарушения. Обе стороны долго ломали копья, и вот Конституционный суд постановил: верной следует считать позицию прокуроров, поскольку публичные интересы важнее.
Уместно предположить, что сейчас олигархи рвут на себе волосы, ведь самые лакомые их активы, созданные на осколках советских гигантов индустрии, могут быть отобраны в любой момент. Даже если приватизация проходила относительно честно, какие-то огрехи всё равно найдутся – сколько уже было случаев, когда выяснялось, что решение о передаче завода должно было приниматься не местными властями, а федеральными. Годами на это никто не обращал внимания, а вот теперь одна неправильная подпись решала судьбу огромного бизнеса – так, например, в собственность государства вернулся Челябинский электрометаллургический комбинат. Впрочем, главная причина для тревог заключается в другом. В конце прошлого года «профсоюз олигархов», как порой называют Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), пытался решить пугающую его членов проблему с исчислением сроков давности. Соответствующая тема была поднята даже на встрече с президентом, который поручил изучить вопрос. После чего в РСПП, давая понять, что всё уже согласовано и дело практически на мази, представили законопроект о порядке исчисления срока. Теперь же получается, что представители крупного бизнеса проиграли, а торжествуют силовики, давно ратовавшие за пересмотр итогов приватизации. К примеру, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин ещё два года назад заявлял, что все основные отрасли экономики должны быть национализированы. А это и машиностроение, и нефянка, и энергетика и пр.
Есть, однако, ряд проблем, на которые указывают эксперты. Прежде всего нынешнее решение КС фактически убивает понятие частной собственности. А потому потенциальные инвесторы, в том числе иностранные, теперь трижды подумают, стоит ли вкладываться в предприятие, если есть риск однажды узнать, что оно некогда было приватизировано. Кроме того, отмечал завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов, чрезмерная национализация может создать большие проблемы для бюджета. Ведь если собственник считает свои деньги, то госкомпания, которой отойдёт отобранный завод, может вообще махнуть на него рукой – убытки в случае чего покроет казна. Есть и ещё один момент, на который мало обращают внимание те, кто уже радуется будущему «раскулачиванию капиталистов». Доберутся до олигархов или нет, ещё поди знай, ведь практически у всех имеется серьёзный административный ресурс. Но помимо заводов-гигантов в 90-е были приватизированы миллионы небольших объектов госсобственности вроде магазинов, цехов и т.д. И вот их владельцы вполне могут оказаться под ударом. Особенно если у силовиков появится план по национализации незаконно приватизированных активов или же проявятся иные интересы, далёкие от легальных.