Версия // Бизнес // В России продукцию Apple, Samsung, Tesla и других компаний разрешили ввозить без согласия их правообладателей

В России продукцию Apple, Samsung, Tesla и других компаний разрешили ввозить без согласия их правообладателей

8175

Параллельно-серый

В России продукцию Apple, Samsung, Tesla и других компаний разрешили ввозить без согласия их правообладателей
(фото: pixabay.com/Gerd Altmann)
В разделе

В России подготовили перечень товаров, в отношении которых разрешат параллельный импорт. Список разработал Минпромторг, соответствующий приказ сейчас находится на регистрации в Минюсте. Иными словами, российские власти дали добро на ввоз в страну продукции Apple, Samsung, Tesla, Bentley и других ушедших из России брендов, без их разрешения.

Правительство России 30 марта легализовало параллельный импорт, разрешив ввоз товаров без разрешения правообладателя. Далее к работе подключился Минпромторг, задачей которого стало определения перечня брендов, для которых официально будет разрешен параллельный импорт.

Как сообщают «Известия», список готов, и в его состав вошли две сотни брендов.

Бренды возвращаются

По данным источника, без соответствующего разрешения правообладателя предлагается разрешить продавать свыше пятидесяти групп товаров. Причем речь идет не только о готовых товарах, но и о различных комплектующих.

Среди них оказались автозапчасти, изделия из кожи и меха, а также средства гигиены, компьютеры, смартфоны, транспорт.

Стоит отметить, что при работе над данным вопросом ведомство использовало два принципиально разных подхода - в некоторых случаях предлагается разрешить параллельный импорт для всей категории товаров, а в других - лишь для отдельных брендов.

В частности, будет разрешен параллельный импорт для смартфонов, наушников и часов от Apple, гаджетов от Siemens, HP, Nokia, Sony, Samsung. Также Минпромторг планирует наладить поставки авто марок Tesla, Volvo, Cadillac, Jeep, Jaguar и многих других.

Важно, что в списке оказалось большое количество комплектующих для машин: шины Continental, Goodyear, Michelin, Bridgestone, датчики и блоки Wabco, моторы от Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Deutz, Kubota.

Также в перечень вошло оборудование для различных отраслей - добыча полезных ископаемых, электроэнергетика, железнодорожный и судоходный транспорт, сельское хозяйство, лесопереработка и другие.

Обращает на себя внимание тот факт, что в итоговом списке не оказалось ювелирных украшений и мебели. В Минпромторге отметили, что первые лишены какого-либо стратегического значения, а в остальном отечественные производители способны успешно занять освободившуюся нишу.

Если говорить о том, в каких категориях ведомство отказалось от точечного подхода, то это, например, одежда и обувь. Это означает, что данные товары предлагается допустить полностью, без каких-либо ограничений.

Позиция ФАС

В Федеральной антимонопольной службе, которая ранее выступала за запрет параллельного импорта, теперь изменили точку зрения, отметив необходимость защиты в сложившихся условиях предприятий, обеспечивающих непрерывное производство товаров на территории России.

Ранее подобные действия поставщиков считались нежелательными и при выявлении таких схем нарушитель должен был не только уничтожить всю ввозимую партию, но и выплатить правообладателю приличную компенсацию в размере от ста тысяч до пяти миллионов рублей.

Отметим, в России, как стране ЕАЭС, действует региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Однако теперь за ввоз параллельного импорта по списку компаниям не будет грозить ответственность.

По теме

«Сейчас сотрудники таможни сверяют, есть ли компания, которая хочет ввезти товар, в списке уполномоченных лиц правообладателя, - если есть, то пропускают, если нет, то уведомляют правообладателя, а при разрешении параллельного импорта мы это делать не будем», - ранее пояснял первый замглавы ФТС Руслан Давыдов.

Хорошо или плохо?

Мнения экспертов по поводу легализации параллельного импорта разделились. Несмотря на то, что большинство из них отмечают очевидную необходимость и плюсы такого решения, некоторые переживают за возможные негативные последствия.

В частности, импорт в Россию уже сократился примерно на треть. Новый режим поставок позволит компенсировать добровольный уход с рынка западных компаний, однако не решит проблемы санкционных ограничений, отмечают эксперты.

Например, параллельный импорт запчастей многие считают «спасением для отрасли», иначе в будущем вся техника, особенно коммерческая, будет останавливаться.

Ведь сейчас по закону отремонтировать по гарантии транспорт можно только с использованием оригинальных запчастей, в то время как ввезти их в страну может лишь правообладатель бренда. При этом важно уточнить, что ввоз продукции параллельными импортёрами в Россию не лишает потребителей права на гарантийное обслуживание и техподдержку.

Директор Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС при НИУ ВШЭ Алексей Иванов отмечает, что мера не является полноценным переходом на международный принцип исчерпания прав, однако даст возможность создать актуальные сейчас альтернативные каналы поставок.

Теперь импортеры смогут закупать запчасти, например, в Турции, ОАЭ или Казахстане, что приведет к изменению логистических потоков.

При этом мера не решит проблемы импорта тех товаров, которые попали под санкции, поскольку за их оборотом наверняка будут тщательно следить американские и европейские регуляторы, поэтому любая компания-поставщик также рискует попасть в черный список.

По мнению партнера Deloitte Татьяны Кофановой, в текущей ситуации абсолютно логичным является решение разрешить параллельный импорт премиальных брендов автомобилей. Ведь из-за действующих санкций другим способом доставить их в Россию просто не получится.

Однако эксперт также отмечает возможный риск вторичных санкций США или Евросоюза в данном вопросе. Не стоит забывать и о сложностях доставки запчастей для таких авто.

Зеленый свет для контрафакта?

В правительстве особо подчеркивают тот факт, что параллельный импорт подразумевает поставки исключительно брендовой продукции. Просто товары будут покупаться в «другом месте» и по «другой схеме». Однако очевидно, риск контрафакта в такой ситуации сильно возрастет.

Как уверяют чиновники, ввезенная из Турции или Казахстана оригинальная запчасть для автомобилей японских или европейских брендов ничем не будет отличаться от той, которую ранее поставляли в страну сами концерны и официальные дилеры.

При этом техподдержка и гарантийное обслуживание для клиентов будут сохранены в том же объеме, что и раньше.

Однако здравый смысл подсказывает, что полностью доверять этим утверждениям не стоит. Риск ввоза контрафакта повышается хотя бы потому, что без представительства бренда на территории России доказать происхождение поставляемой под его товарным знаком продукции невозможно. А раз так, то зачем закупать дорогой оригинал, если можно обойтись более дешевой подделкой?

Как заверяет глава Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин, легализация параллельного импорта не откроет границы для контрафактных товаров. Он настаивает на том, что эти нововведения предполагают ввоз только оригинальной качественной продукции.

Однако не стоит забывать, что целью любого бизнеса является заработок, а контрафакт в этом смысле является более выгодным, особенно, если учесть серьезные издержки компаний при организации схемы параллельного импорта.

Кроме того, пока нет явности в том, кто именно будет выдавать обещанную ФАС гарантию на ремонт и сервисное обслуживание ввезенной по альтернативным каналам бытовой техники и другой сложной продукции и выполнять обязательства перед потребителями.

Вдобавок легализация параллельного импорта приводит к ослаблению таможенного контроля, что, в свою очередь, становится причиной роста теневого сектора экономики.

Еще один важный момент при условии использования схемы параллельного импорта отметил представитель ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. По его словам, важно организовать процесс таким образом, чтобы исключить вероятность ухудшения положения работающих в России производств, а также тех производителей, которые занимаются поставками товаров, используя механизмы прямого импорта

Сложный вопрос цены

Какой будет цена товаров, ввезенных в Россию по параллельному импорту, пока не берутся прогнозировать ни производители, ни эксперты.

Из-за сложности схемы стоимость такой продукции может значительно вырасти.

Однако не исключено, что в отдельных случаях продукция может быть и дешевле по сравнению с теми товарами, которые ввезли в страну при наличии согласия правообладателя.

Дело в том, что не исключено, что заняться подобными поставками в Россию в одном и том же сегменте захотят сразу несколько компаний, поэтому, конкурируя между собой, они могут не допустить роста стоимости, а иногда сыграть и на ее понижение.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.04.2022 10:22
Наверх