Версия // Общество // В России могут утилизировать последний авианосец

В России могут утилизировать последний авианосец

1671

Прощай, «Адмирал Кузнецов»?

В России могут утилизировать последний авианосец (фото: Лев Федосеев/ТАСС)
В разделе

Авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», некогда гордость и символ флотских амбиций России, может быть порезан на иголки. После семи лет ремонта, сопровождавшегося катастрофами, скандалами и затягиванием сроков, работы по модернизации корабля приостановлены на неопределённый срок. Судя по всему, «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй вообще.

Сюжет: Армия

Официальных заявлений о прекращении ремонта не прозвучало – о печальной судьбе крейсера со ссылкой на источники сообщили «Известия». Тем не менее в публичной риторике оборонных чиновников и представителей судостроительной корпорации произошла ощутимая перемена: теперь вместо точных сроков окончания ремонта звучат расплывчатые формулировки. Также известно, что работы на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где находится корабль, заморожены, а состав экипажа больше не комплектуется. Отсутствуют и какие-либо признаки подготовки к ходовым испытаниям.

Всё это действительно указывает на то, что судно, на ремонт которого потрачены миллиарды рублей, готовят не к возрождению, а к утилизации. Но делают это тихо, словно желая избежать ненужных обсуждений. Вполне возможно, что списание флагмана будет оформлено под видом «приостановки модернизации» или «перераспределения ресурсов».

Многострадальный корабль

Судьба «Адмирала Кузнецова» с самого начала была непростой. Его заложили в 1982 году, и в состав ВМФ корабль вошёл уже после распада СССР. Он стал единственным авианесущим кораблём в составе ВМФ России и выполнял функции «плавучего аэродрома» в Средиземноморье и Атлантике. Свой последний крупный боевой поход он совершил в 2016–2017 годах во время сирийской кампании. Тогда в адрес «Адмирала Кузнецова» звучало много критики: из-за проблем с авиафинишёрами было потеряно два самолёта – Су-33 и МиГ-29К. Также большой резонанс вызвал густой чёрный дым, который авианосец выбрасывал из трубы на всём пути следования. Видео и фотографии с чадящим кораблём моментально разошлись по международным СМИ и соцсетям, вызвав волну иронии и мемов. Этот эпизод нанёс имиджевый удар по ВМФ России, продемонстрировав технологическое отставание. Причиной столь сильного дымления стала устаревшая котлотурбинная энергетическая установка, работавшая на мазуте и отличавшаяся низкой эффективностью с высоким уровнем выбросов.

После возвращения корабля в Россию в 2017 году было объявлено о его капитальном ремонте с элементами модернизации. Так начался очередной скандальный этап истории «Адмирала Кузнецова». Сначала произошло затопление плавдока ПД-50, в котором проводились основные работы. Кран, упавший при аварии, пробил палубу и вывел из строя часть корабельных систем. Затем в 2019 году на корабле случился пожар, в результате которого погибли два человека. Ещё один пожар произошёл в 2022 году. Всё это сопровождалось постоянными задержками, пересмотрами бюджета и непониманием, зачем тратить на ремонт корабля огромные деньги, если нет ясной концепции развития авианосного флота.

Резать или чинить?

Сомнения касаются не только состояния авианосца, но и актуальности его как класса боевых единиц. Противники авианосной концепции утверждают, что подобные корабли в современных условиях слишком уязвимы, требуют масштабного эскорта и плохо вписываются в картину современной войны, в которой доминируют ракеты, беспилотники и высокоточное оружие. Потому, полагают многие эксперты, авианосцы в классическом виде российскому флоту попросту не нужны. В эпоху гиперзвуковых ракет, автономных ударных систем и роев дронов такой корабль превращается из флагмана в уязвимую цель. В результате авианосец становится скорее символом, а не эффективным инструментом ведения войны XXI века. Будущее же за компактными и менее уязвимыми носителями роботизированных комплексов, гиперзвуковых беспилотников и модульных платформ, способных действовать в распределённой и быстро адаптирующейся системе морских операций.

Эти выводы подтверждаются международной практикой. Даже США, располагающие крупнейшим авианосным флотом в мире, сталкиваются с нарастающими трудностями при применении этих гигантов в конфликтах низкой и средней интенсивности: они слишком дороги и слишком заметны для асимметричного противника.

Тем временем другая часть экспертов предупреждает: списание «Адмирала Кузнецова» без создания ему полноценной замены грозит стратегическими потерями. Военно-морской флот, не имеющий палубной авиации, ограничен в действиях за пределами прибрежной зоны. В случае масштабных конфликтов, особенно вдали от российских берегов, без авианосного прикрытия надводные силы становятся уязвимыми для авиации противника. Также велико и символическое значение «Адмирала Кузнецова». Его списание будет означать окончательный отказ от океанских амбиций. А это мощный геополитический сигнал.

Кроме того, даже в условиях санкционного давления Россия располагает опытом авианосного проектирования, фрагментами производственной базы и инженерной школой. Потеря всего этого без создания «Адмиралу Кузнецову» преемника приведёт к деградации отрасли на десятилетия вперёд.

Россия на обочине

Особенно показательно ситуация с «Адмиралом Кузнецовым» выглядит на фоне развития авианосного флота в других странах. Китай, начавший с покупки недостроенного советского «Варяга», уже построил два авианосца, а третий – с электромагнитными катапультами – готовится к вводу в строй. Индия также строит собственные авианосцы и модернизирует купленные советские крейсеры. Даже Турция развивает флот десантных кораблей с возможностью применения беспилотников и самолётов вертикального взлёта.

На этом фоне Россия, единственная из бывших супердержав, теряет единственный авианесущий корабль и не планирует ничего взамен. Проекты вроде «Шторма» или «Варана» существуют исключительно в презентациях, и вряд ли дело когда-нибудь дойдёт до их воплощения. Во-первых, их реализация потребует десятилетий и сотен миллиардов рублей. Во-вторых, встаёт вопрос: зачем строить новый авианосец, если даже старый, пусть и несовершенный, не удалось довести до ума?

Отдельные инициативы по созданию морской версии перспективного истребителя пятого поколения или разработке палубных дронов также не покидают стадии НИОКР. Заявлений много, реальных сдвигов – минимум. В этой ситуации разрабатывается альтернативный сценарий – создание так называемых гибридных платформ, способных нести лёгкие беспилотные системы и использоваться в роли авианосцев нового поколения. Но для этого потребуется не только время, но и кардинальная перестройка судостроительной отрасли.

Конкретно

Судьба «Адмирала Кузнецова» – не просто техническая проблема. Это симптом. Символ того, что стратегическое планирование в сфере Военно-морского флота столкнулось с реальностью: ограниченные ресурсы, устаревшие мощности, отток квалифицированных кадров и отсутствие ясной доктрины.

Решение о списании, вероятно, уже принято. Но официально это пока не признаётся. Возможно, чтобы избежать скандала. Возможно, чтобы оставить пространство для манёвра. А может быть, чтобы просто «забыть» про корабль, оставить его ржаветь в доке, а затем порезать на металл. Однако, если это произойдёт без запуска нового проекта, Россия рискует остаться без флотского будущего. Потеря «Адмирала Кузнецова» без появления наследника – это не конец одной эпохи, это отказ от целого направления развития.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2025 09:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх