Версия // Общество // Правительство и военные пытаются ускорить ход реконструкции дока, где будут ремонтировать авианосец «Адмирал Кузнецов»

Правительство и военные пытаются ускорить ход реконструкции дока, где будут ремонтировать авианосец «Адмирал Кузнецов»

6552

Где будет док для «Адмирала»?

2
В разделе

В ночь на 30 октября 2018 года в Мурманске произошла крупная авария. В результате сбоя электропитания затонул крупнейший на Северном флоте плавучий док ПД-50. В этот момент в доке проходил ремонт единственный авианосец в российском ВМФ – «Адмирал Кузнецов». То, что удалось вывести из тонущего плавдока авианосец – чудо.

Упавший на полетную палубу один из кранов плавдока не в счёт. Корабль сохранил свою боеспособность, и это главное. Это происшествие само по себе неприятно для российского военного флота. Но особенно неприятно понимание того, что теперь проводить доковые работы на авианосце на Северном флоте негде. Прошел год. Чиновники сделали много заявлений по этой теме, но воз, как говорится, и ныне там. Что же произошло на самом деле, и, самое главное, что делать дальше? Вот на эти вопросы мы попробуем найти ответы в этой статье.

История вопроса

К середине 80-х годов ХХ века в составе советского ВМФ появились надводные корабли и подводные лодки большого водоизмещения. Для проведения доковых работ с этими кораблями плавучих доков необходимой грузоподъёмности в СССР не было. Речь идет об авианесущих кораблях семейства 1143, тяжелых атомных крейсеров семейства 1144. подводных лодок проекта 949. 949А и 941. Кроме Министерства обороны было ещё и Министерство морского флота, которому тоже надо было проводить доковые работы на своих судах. Рост размеров и водоизмещения морских торговых судов начался в конце 70-х годов. Для решения этой задачи в Швеции был заказан стальной плавучий док проекта 7454 грузоподъемностью 80 000 тонн. Он был построен в 1980 году. ПД-50 был огромен. Его длина составляла 330 метров, ширина 67 метров, площадь 23 тыс. кв. метров. Док двухбашенный, оснащённый 4 дизельными двигателями, 4 электрогенераторами. Он имел 2 подъёмных крана грузоподъемностью по 50 тонн. Шведам было заявлено, что плавдок будут осуществлять ремонт и обслуживание новых балкеров и танкеров, что было правдой, но не всей. После постройки ПД-50 перевели в Росляково на 82-й судоремонтный завод (СРЗ) Северного флота. Одновременно, в других странах были построены еще два больших плавдока с похожей грузоподъёмностью. ПД-41 служит на Тихоокеанском флоте. Он был построен в Японии. По слухам, в стране восходящего солнца были заказаны несколько плавдоков большой грузоподъемности. Японцы согласились на такой заказ при условии, что доки не будут использоваться в интересах ВМФ. Построили один – ПД-41- который флот тут же начал эксплуатировать в своих целях. С его помощью проводили доковый осмотр тихоокеанских авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Японцы заявили протест, и расторгли контракт. Для Черноморского флота в Югославии в 1985 году был построен плавучий стальной двухбашенный док грузоподъёмностью 60 000 тонн длиной 311 метров, шириной 75 метров. ПД-190 находится в Новороссийске и принадлежит Новороссийскому судоремонтному заводу. Есть еще один тип доков – это наливной сухой док судостроительного завода. Корабль строят в этом доке, потом его заполняют водой и построенный корабль выводят на большую воду. В России таких доков два и еще один строится. Это док в Северодвинске на заводе Севмаш, док в Керчи на заводе «Залив» и строящийся док в поселке Большой Камень на заводе «Звезда».

82 СРЗ
82 СРЗ

По теме

Теоретически, крупные военные корабли могут ремонтироваться в таких доках, но такой ремонт полностью останавливает процесс строительства в них других кораблей и судов. Все остальные доки в России, плавучие и сухие, их всего порядка двухсот, имеют значительно меньшую грузоподъемность.

30 октября 2018 года

Для понимания того, что же произошло 30 октября прошлого года и кто в этом виноват, необходимо рассказать о технологическом процессе постановки корабля в док и о спуске его на воду. Современный плавучий док – это сложное инженерное сооружение, гарантирующее бесперебойное снабжение его электроэнергией во время погружения или всплытия. Все современные доки – а ПД-50 не смотря на возраст, был построен с учетом всех действующих правил, имеют автономную систему электроснабжения. Это значит, что в доке предусмотрены топливные танки, дизель-генераторы и насосы. Это позволяет доку в случае необходимости погрузиться и всплыть полностью автономно, без помощи берега. ПД-50 был таким автономным доком. Надо понимать, что доки работают в акватории судоремонтных заводов и на них производится подача электропитания с берега. Это разумно и правильно, так как стоимость электричества с берега значительно дешевле, чем стоимость солярки, сожженной дизель-генераторами дока при доковании. Прибавьте к этому истраченный моторесурс дизель-генераторов. Но существуют четкие правила техники безопасности, согласно которым докование проводится с помощью берегового электричества, но при этом, танки дока заправлены топливом, дизель-генераторы запущены и находятся в режиме готовности к моментальному включению. Это позволяет в случае аварийного сброса питания с берега не дать затонуть плавучему доку. При таком варианте насосы будут работать всегда. Надо сказать, что когда 82 завод входил в состав ВМФ, это правило строго соблюдалось, и в истории ПД-50 не было ни одного ЧП из-за сбоя питания. Но времена меняются. 82 СРЗ был передан из состава Северного флота был передан нефтяной компании в 2015 году. Смысл передачи заключался в том, что на его основе будет создана база для осуществления шельфовых проектов. Дополнительным условием было сохранение завода как базы судоремонта для кораблей Северного флота.

Главную роль в дальнейших событиях сыграл фактор «эффективного менеджера». Как вы знаете, «эффективными менеджерами» у нас в стране называют людей, хорошо разбирающихся в бизнесе, но ничего не понимающих в технологических процессах, которые в этом бизнесе происходят. Особо «эффективные менеджеры» опасны на приватизированных предприятиях, когда они принимают решения, не понимая, к чему это может привести. Судя по всему, это и произошло в Росляково. Кто-то (до сих пор не известно кто, так как результаты следствия не обнародованы), отдал распоряжение отменить практику дублирования дизель-генераторами дока берегового электропитания во время погружения-всплытия дока. Топлива в танках дока не было, дизель-генераторы находились в нерабочем состоянии. С точки зрения бизнеса решение абсолютно правильное. Экономия средств на топливо и ремонт дизель-генераторов. Зачем? Ведь док обеспечивается электроэнергией с берега. В реальности это привело к следующему.

Поскольку до сих пор не обнародованы результаты расследования, есть две версии произошедшего. Одну озвучил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Согласно его версии, производилось погружение дока для вывода из него «Адмирала Кузнецова». В тот день на Кольском полуострове дул сильный ветер с мокрым снегом. В результате погодных условий произошло отключение электроэнергии с берега. Насосы обесточились, система балластирования пошла нештатно при выводе авианосца из дока. «Это привело к неконтролируемому погружению одной из башен дока, что привело к существенному крену», — рассказал Рахманов. По второй версии, компания «Россетти», утверждает, что отключения электричества не было. Из-за налипания мокрого снега произошли обрывы линии электропередач и были сбои в подаче электричества в Мурманске, но 82 завод получал электроэнергию бесперебойно. Как бы то ни было, причиной сбоя стало отсутствие берегового электропитания и неготовность дока к автономной работе.

По теме

По результатам расследования состоялся суд. Он проходил в Октябрьском районном суде города Мурманска. Есть его решение по гражданскому делу №2-745/2019. Суд установил, что в 22-20 экипаж дока ощутил толчок в корпусе дока, после чего прекратилась подача электропитания с берега. Суд установил, что секции ПД-50 в течение почти 40 лет не доковались. Небольшое примечание. Доку тоже нужно докование для проверки его технического состояния. Для этого секция дока «отстыковывается» и вводится в оставшуюся часть дока для осмотра и ремонта. Так док ремонтирует сам себя. Таким образом, суд принял решение, что док затонул из-за ветхости.

Что явилось причиной затопления ПД-50: сбой берегового питания и отсутствие возможности автономной работы, или ветхость и коррозия, так и осталось неизвестным. Это будет понятно при подъёме дока.

Что делать?

Первые дни чиновники ОСК и ВМФ хранили гробовое молчание. Потом в ОСК оптимистично заявили, что произошедшее с доком никак не повлияет на срок окончания ремонта «Адмирала Кузнецова». Упавший кран на палубу авианосца особого вреда кораблю не принес. На это понимающие люди только улыбнулись, так как программа ремонта предусматривала еще один подъем авианосца в док. После паузы последовала масса заявлений по возможному ходу событий.

По утонувшему ПД-50 первоначально было заявлено, что его не только поднимут, но и восстановят. После этого заявления водолазы Северного флота детально обследовали затонувший док. Результаты обследования не разглашались, но после осмотра от идеи восстановить ПД-50 отказались, обещая только его поднять. Но и с этим возникли проблемы. Док настолько велик, что, судя по всему, плана подъёма до сих пор нет. И это учитывая то обстоятельство, что затонувший док сильно осложняет работу 82 СРЗ. Прошел год, а ПД-50 до сих пор не поднят. Док лежит на глубине 40 метров. Его масса при подъёме составляет не менее 70 000 тонн. После этого стали думать все: ОСК, Северный флот, Правительство. Дело в том, что в ПД-50 проходили докование все крупные корабли и атомные подводные лодки Северного флота. Самый мощный флот страны остался без дока, позволяющего проводить ремонт крупнейшим кораблям. Посыпались идеи. Кто-то предложил использовать ПД-190. Для этого его надо будет перевести из Новороссийска в Мурманск. Операция сама по себе очень сложная, а учитывая возраст ПД-190 (и, возможно, его техническое состояние) – просто авантюрная. Реальных вариантов три. «Адмирал Кузнецов» сейчас стоит у стенки 35-го судоремонтного завода, который является филиалом АО «Центр судоремонта «Звездочка». Завод расположен в устье реки Роста, имеет оборудованную причальную стенку с большими глубинами. Важным обстоятельством является то, что в этом месте фарватер Кольского залива удален от причальной стенки завода, что позволяет безопасно швартовать для ремонта такой крупный корабль, как «Адмирал Кузнецов». А самое главное, 35 завод имеет двухкамерный сухой док. Длина северной камеры составляет 179 метров, южной – 225 метров. Ширина обоих камер одинаковая – 22 метра.

Планировалась разборка перемычки между камерами сухого дока и строительство на его месте удлинённого и расширенного однокамерного сухого дока согласно плану технического развития производства. Но в этом плане есть много сложностей для обеспечения ремонта авианосца. Необходимо удлинить южный док на 99 метров, а северный на 148 метров. Глубина выемки скальных пород составляет 14 метров. Объем работы огромен! При этом габаритные размеры стапель-палубы должны получиться 70 на 400 метров. Данные габариты необходимы для докового ремонта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Проект по объединению камер подготовили еще в начале 2010-х годов, однако тогда на его воплощение не нашли денежных средств.

Есть и второй вариант. ВМФ СССР заложил атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск». Смотри статью «История авианосцев России. Эпоха Горшкова». Так как «Ульяновск» не поместился бы в ПД-50, то в 80-х годах начались подготовительные работы для строительства сухого дока для «Ульяновска» на северной оконечности мыса Чалмпушка в Кольском заливе. Но СССР развалился, и Главное управление судоремонтных заводов ВМФ было ликвидировано. В результате успели провести лишь первую очередь взрывных работ.

Теоретически, есть ещё варианты. В Кольском заливе начата работа по строительству верфи для буровых платформ и другой морской техники для работы на шельфе. Сухой док такой верфи можно использовать для ремонта авианосца. Можно так же использовать сухой док Севмаша, но для этого, во-первых, его надо реконструировать, а во-вторых, это бы сильно затруднило работу Севмаша.

Судя по всему, принято решение о реконструкции сухих доков 35-го завода. В конце ноября на 35 завод прибыла очень представительная делегация, состоящая из министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, командующего Северным флотом вице-адмирала Александра Моисеева, президента ОСК Алексея Рахманова и губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Свита руководителей состояла из 20 чиновников рангом пониже. Но темпы работ их явно огорчили. Министр приехал придать ускорение процессу реконструкции дока. На эти цели выделены огромные деньги – 23 миллиарда 793 миллионов рублей. «Звездочка» - владелец 35 СРЗ планирует окончание работ 15 декабря 2022 года. Есть временная схема докавания авианосца. Будет ли она применена на практике – не ясно. Но в любом случае понятно, что если эта модернизация затянется, она поставит под угрозу боеспособность Северного флота.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.12.2019 12:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх