Версия // Культура // В одном из крупных столичных залов сыграл блюзмен Коко Монтойя

В одном из крупных столичных залов сыграл блюзмен Коко Монтойя

4267

Коко Великолепный!

В одном из крупных столичных залов сыграл блюзмен Коко Монтойя (фото: Wikimedia Commons/ Bengt Nyman)
В разделе

Политические и экономические реалии апреля 2024 года остаются весьма сложными. Многим людям, к сожалению, нынче не до посещения концертов. А как жить без музыки в трудные и странные времена? Иногда очень полезно послушать что-то в меру вдохновляющее, чтобы «не сойти с ума и не опухнуть» Поэтому наша приглянувшаяся читателям свежая рубрика «Как это было», продолжается. Напомню, что здесь мы предаёмся воспоминаниям о выступлениях некоторых культовых групп и артистов.

Сегодня мы расскажем о концерте блюзмена Коко Монтойя. Начнём с того, что в 1951 году в Калифорнии родился мальчик по имени Коко. Фамилия юноши была, соответственно, Монтойя, намекающая на его латиноамериканские корни. Ничего особенного в его появлении на свет и взрослении до поры до времени не было. Коко рос, хулиганил, учился, работал барменом, поигрывал на барабанах в различных заведениях. Пока однажды в 1972 году на его пути не встретился знаменитый блюзмен Алберт Коллинз, взявший юного Монтойю под своё крыло.

Встреча стала судьбоносной. С неё, собственно, и начинается история знаменитого блюзмена Коко Монтойя (Coco Mоntoya). Барабаны ушли в прошлое. Игра на гитаре и блюз становятся предметом вожделения, целью и главным занятием в жизни молодого музыканта. Интересной подробностью является тот факт, что Коко стал обучаться нестандартной левосторонней игре на гитаре, где струны расположены в порядке противоположном обычному.

Такой подход определил его дальнейшую судьбу, благодаря которой он обрёл славу. Чем отличился наш герой? Монтойя известен благодаря признанной во всем мире технике игры, обеспечивающей эффект «ожившего» блюза, которую Коко сам придумал и разработал. Но это будет впоследствии. А пока наш уникальный гитарист-левша поиграл до 1978 года вместе с Коллинзом, освоив различные стили блюза – от парящей «лёгкости» Би Би Кинга, тягучего «техасского» южного американского блюза дельты реки Миссисипи до чётко очерченного английского ритм-н-блюза в стиле Клэптона и Брюса.

Потом случился перерыв. Коко занимается делами, лишь отчасти связанными с музыкой. Он снова подрабатывает барменом, играя блюз лишь по случаю. Но тяга к блюзу и желание играть музыку, никуда не пропали, становясь всё сильнее. И снова фортуна улыбается Монтойе. В 1984 году на его жизненном пути происходит новая судьбоносная встреча. С самим легендарным Джоном Мэйоллом, который послушав запись никому не известного музыканта, берёт его в состав своих Bluesbreakers (подрастерявших, конечно, к 1980-м свою былую славу, но, тем не менее, никогда не выходивших из поля зрения меломанов) да ещё в качестве лидирующего гитариста!

Период сотрудничества Монтойи с Мэйоллом продлился в течение 10 лет. Он отмечен великолепным концертным альбомом «Behind the Iron Curtain» (1986), записанным по итогам поездки Bluesbreakers по странам Восточной Европы, многочисленными гастролями и выпуском сборников. Напомню, что до Монтойи в Bluesbreakers играли такие замечательные гитаристы, как Эрик Клэптон (1965-1966 гг.), Питер Грин (1966 – 1967), который впоследствии сформировал Fleetwood Mac и Мик Тейлор, позже приглашённый в The Rolling Stones на место погибшего Брайана Джонса.

По теме

Школа Мэйолла (кардинально «раздвинувшего» границы блюза как музыкального направления своим «ломаным», полифоничным стилем) не прошла даром для Монтойи. Накопив опыт и собственный материал, требующий студийного воплощения, в 1994 году Коко принимает непростое решение, уйти от Мэйолла, начав выступать самостоятельно. В 1995 году Монтойя записывает свой дебютник «Gotta mind to travel», весьма порадовавший публику и критиков.

Следующие пластинки: «Ya think I’d know better» (1996), записанная в жёстком блюз-роковом ключе, «Just let it go» (1997), «Suspicious» (2000) с явным налетом «техасского» южного блюза, «Can’t look back» (2002), когда Коко принял участие в трибьюте Бо Диддли, «Dirty deal» (2007), вплоть до взвешенной компиляции «The essential Coco Mоntoya» (2009) и «I want it all back», выпущенного в преддверии 60-летия музыканта в 2010 году, также не вызвали отрицательных эмоций.

Последовавшие далее: «Songs From The Road (Live)» – 2014 года, «Hard Truth (2017) и «Coming In Hot» (2019) укрепили всемирную репутацию самобытного гитариста-левши. Особенно в этом преуспел последний диск, который был назван «Favourite Blues Album» по оценке авторитетного портала Allmusic!

Полноценно овладев музыкальным ремеслом, Монтойя приобрёл вкус к минимальному конструированию зрелища и навык пространственно-личного построения музыкальной формы через обращение к каждому зрителю, что он сполна продемонстрировал на своём первом в истории московском концерте. Сам Коко был этим фактом чрезвычайно горд, о чём не преминул заявить несколько раз со сцены.

Новатор и экспериментатор в блюзовой технике, воплощаемой в нестандартной манере левосторонней игры на гитаре, Монтойя во время концерта придерживался блюзовых стандартов ХХ века. Он предстал прежде всего внимательным и проницательным читателем текстов классического и современного блюза, в котором находится место соулу, приджазованному фанку, плотному ритм-энд-блюзу. «Зачем играть, если всё уже сыграно?» – вопрос не к Монтойе! Его главный приём – обострить музыкальными средствами образную систему блюза, дать его яркую звуковую интерпретацию!

Что он и сделал, продемонстрировав свое видение широкого спектра блюза в прозвучавших на концерте композициях, взятых из альбомов разных лет. Например, заглавной пошла композиция «You didn’t think about that», продолжившись насыщенными «Don’t go making plans», «Dirty deal», «The one that really loves you», «Hey senorita». Звучали разнокалиберные «Have you heard», «My side of the fence», «Am I loosing you?» и другие песни.

Пришедшие 29 сентября 2011 года на шоу артиста зрители, наслаждались не только великолепной игрой Коко. Кино-концертный зал «Мир» на Цветном бульваре (не самое традиционное место для концертов) порадовал неожиданно хорошо отстроенным звуком и грамотным светом. Настоящим открытием стало завершение концерта, где артист исполнил «Shoe on the other foot», «If you like me like you say», бисовые «I want it all back» и «Trip, stumble, & fall», после выйдя для раздачи автографов и фотографирования со всеми желающими. Монтойя, судя по всему, хотел одного – с помощью музыки продлить впечатление от великого наследия блюза, которое в его руках становится удивительно современным.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.04.2024 10:12
Комментарии 0
Наверх