Версия // Культура // В Музее истории ГУЛАГа состоялась презентация проекта «Мемориализация наследия Степлага»

В Музее истории ГУЛАГа состоялась презентация проекта «Мемориализация наследия Степлага»

2438

Казахстан-Россия: рубежи Памяти

3
В разделе

Презентацию проекта «Мемориализация наследия Степлага», прошедшую 17 октября в Музее истории ГУЛАГа, для России и Казахстана можно считать новым рубежом совместного сохранения и осмысления общего прошлого. Очевиден новый, особый подход к этим трагическим страницам нашей истории. И именно Казахстан деятельно и максимально ответственно показывает нам, как нужно беречь Память.

Директор Музея истории Гулага Роман Романов, открывая презентацию, рассказал, как его в свое время вдохновил опыт казахстанских коллег. Когда Музей ГУЛАГа в Москве занимал несколько комнат, в Казахстане эта тема была поддержана намного более серьезно.

Как в своем приветствии презентации проекта написал Посол РК в России Имангали

Тасмагамбетов, - «История пишется кровью, грязью и жестокостью. Это потом её одевают в красивые одежды, лакируют, выбрасывают что-нибудь совсем уж неприглядное». Лучше не скажешь. Ни один народ в мире не может похвастаться незапятнанной исторической репутацией. Но, другое дело, как народы переосмысляют исторический опыт. В этом смысле наши южные соседи проявляют удивительную мудрость. Во многих ныне суверенных, а прежде союзных республиках СССР до сих пор предъявляют России претензии за годы существования ГУЛАГа. А в Казахстане умеют видеть, что ГУЛАГ стал общей трагедией практически всех народов, населявших СССР.

В приветственном письме Имангали Тасмагамбетова перечисляются некоторые фамилии жертв той части ГУЛАГа, которая находилась на территории нынешнего Казахстана. И этого достаточно, чтобы понять – беда настигла всех, вне зависимости от национальности, пола, возраста, вероисповедания, образования, и даже отношения к советской власти. Люди порой так до конца и не успевали понять – за что их лишили дома, семьи, здоровья и даже самой жизни.

Сейчас дико себе представить, что человека можно было арестовать просто по доносу, или даже «по разнарядке», отправить за тысячи километров, трудиться в страшных условиях, просто убить, либо пулей, либо голодом и лишениями. Но такое реально было, и это часть нашего прошлого, это не дикое средневековье, это XX век, еще живы люди, которые ЭТО видели воочию.

Те, кто считают, что ЭТО можно и нужно забыть, преступно заблуждаются. Потому что если забыть, то ЭТО сможет повториться, и поглотить, как самих желающих забвения, так и их близких, детей, внуков. История не прощает глупости и подлости. Она всегда мстит, только люди не всегда понимают ее жесты.

Почему я считаю, что презентация проекта «Мемориализация наследия Степлага» - это новый рубеж? Объясню свою позицию. Суть проекта – сохранить найденную на стенах лагерной столовой 3-его лагпункта Степлага живопись, восстановить то, что поддается восстановлению, снять эту живопись со стены и передать в Жезказганский историко-археологический музей. Эта работа уже начата, под слоями более поздней покраски открыты композиции «Рудник» и «Горно-обогатительная фабрика», которые уже частично расчищены и закреплены.

По теме

Время не пощадило былые обители человеческих страданий. От комплекса зданий 3-его лагпункта Степлага, как показывает аэрофотосъемка, остались руины. Вот из этих руин живопись, когда-то созданная лагерным художником, переедет в музей, где ее увидят десятки тысяч посетителей. Удастся ли установить фамилию художника (художников???)? Насколько высокохудожественным окажется эта работа? Авторы проекта пока не знают ответов на эти вопросы. Но они решили, что главное – сохранить Память. Это позиция, вызывающая особенное уважение.

В ГУЛАГе были собраны многие лучшие люди страны, элита наций СССР, и они там не только умирали, они творили, насколько позволяли обстоятельства. Они тосковали, что не могут это делать в полной мере. Архитекторы строили не дворцы и города, а бараки и хозяйственные здания. Художники писали «на заданные темы», а не то, что могли и хотели. Лучшие режиссеры, актеры, музыканты в Гулаге ставили пьесы, давали концерты, но в условиях жесточайшей цензуры. Как мне кажется, этот проект – дань памяти им, тем, кому не было позволено творить в полную силу. Дань памяти и уважения тем, кто не получил возможности реализовать свои таланты и мастерство в полной мере. Это Память о репрессированных творцах. И это действительно новый рубеж.

Как написал в своем приветствии Имангали Тасмагамбетов, - «Наш народ бережно хранит память о жертвах политических репрессий. В республике ежегодно проводится День памяти жертв политических репрессий. О временах террора подробно рассказывается в учебниках истории, на эту тему издаются книги, снимаются фильмы, в городах и сёлах страны устанавливаются памятные стелы, в музеях организуются соответствующие экспозиции. Всё это очень важно для того, чтобы общество осознавало ценность мирного эволюционного развития и никогда не допустило повторения подобных событий». «Мирное эволюционное развитие» нужно оберегать. В том числе, и такими проектами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.10.2019 18:26
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх