Версия // Общество // В крупных городах Китая население все активнее пересаживается на велосипеды

В крупных городах Китая население все активнее пересаживается на велосипеды

3628

Последняя миля

В разделе

Не так давно огромное количество велосипедов двигалось по улицам китайских городов. В качестве средства передвижения по городским дорогам двухколесный транспорт был вне конкуренции. Он был дешев (а Китай был бедным), и китайские города достаточно компактны, чтобы активно использовать велосипеды. Совсем недавно, в 1986 году, 63% пекинцев использовали велосипед в качестве основного вида транспорта.

Рост благосостояния снизил популярность велосипедов

К 2013-му году, однако, эти цифры существенно сократились, достигнув 14%. В общенациональном масштабе использование велосипеда сократилось до 5% в период с 1990 по 2010 годы.

Причина спада ни для кого ни секрет. Число автовладельцев в Китае стремительно выросло за последние 30 лет, что обусловлено ростом благосостояния населения, которое решило потратить появившиеся средства на более эффективное и удобное средство перемещения по разрастающимся городам. К сожалению, за последнее десятилетие активный рост числа автовладельцев привел к перегруженности китайских мегаполисов и невероятному загрязнению воздуха. По мере того как движение по автомагистралям становилось все более сложным, граждане, предприниматели и китайское правительство начали искать альтернативы.

Велосипеды и, в частности, программа проката - утопическая концепция, впервые была испробована (следует отметить, неудачно) в Амстердаме в 1965 году. По данным "Блумберг" (Bloomberg), только за последние несколько недель в Китае две крупнейших компании, занимающихся прокатом велосипедов, получили финансирование в размере $200 млн. Одна из них – "ОФО" (OFO), базирующаяся в Пекине – на рынке всего два года, но уже оценивается в $500 млн. "Диди" (Didi), самый крупный в стране сервис вызова и оплаты такси или частных водителей, инвестировал $100 млн в OFO и изучает возможность использования 70 тыс. велосипедов в своем приложении.

Велосипеды как объект инвестирования

Обычные велосипеды, казалось бы, являются маловероятным предметом для инвесторов из Китая, привыкших вкладываться в технологические проекты. Мало того, что велосипеды вряд ли обеспечат развитие новых технологий, они имеют репутацию отсталого транспортного средства, которое современные потребители переросли. В 2004 году, в опрометчивой попытке модернизации, власти Шанхая запретили перемещаться на велосипедах по центру, чтобы сделать город более удобным для автомобилей.

Но по мере того, как загрузка дорог и загрязнение воздуха росли, положение автомобиля как лучшего транспортного средства, пошатнулось, и власти начали призывать использовать общественный транспорт. В то же время они столкнулись с той же проблемой, что и весь остальной мир: чем дальше от остановки автобуса или метро живет человек, тем меньше вероятность, что он воспользуется общественным транспортом. Данная дилемма известна как "проблема первой/последней мили", и ее решение стало приоритетом правительств по всему миру.

В Китае сервисы по прокату велосипедов учли неудачный опыт своих предшественников. В Нидерландах все начиналось с идеалистической концепции: велосипеды оставлялись вокруг Амстердама, чтобы любой человек мог использовать их для любых целей. Неудивительно, что многие из этих велосипедов были украдены, и программу пришлось свернуть. Следующее поколение программ по предоставлению велосипедов стартовало в середине 1990-х годов, когда стали общедоступными системы идентификации на основе карт с магнитной полосой. Различные вариации подобных систем в настоящее время работают в сотнях городов по всему миру.

Велосипеды возвращаются

Они распространились с огромной скоростью в Китае, где общее число велосипедов в прокате превзошло общемировой парк велосипедов. Масштабы китайских программ поражают: сервис проката велосипедов в Ханчжоу, который был создан при содействии местных органов власти в 2008 году, в настоящее время предлагает порядка 78 тыс. велосипедов, которые можно взять и оставить на более чем двух тысячах станций. В планах компании расширить парк до 175 тыс. велосипедов к 2020 году. В среднем, по данным сервиса, на велосипедах компании совершается 240 тыс. поездок в день.

Предварительные данные указывают на то, что китайцы готовы отдать предпочтение велосипедам и общественному транспорту. Исследование 2010 года показало, что сервисом проката велосипедов активнее пользовались те, кто не имел автомобилей. При этом в последующие годы число владельцев авто, использующих велосипед, росло, достигнув 30%. Другими словами, многие из автовладельцев в Китае готовы выбрать более экологически чистый вид транспорта, если он будет легко доступен для них.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2016 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх