Версия // Общество // В Китае спущен на воду первый авианосец для беспилотных летательных аппаратов

В Китае спущен на воду первый авианосец для беспилотных летательных аппаратов

1665

Необычные корабли. Дрононосцы

В Китае спущен на воду первый авианосец для беспилотных летательных аппаратов
В разделе

Беспилотные летательные аппараты – БПЛА – доказали свою эффективность и прочно закрепились в арсеналах не только сухопутной армии, но и военно-морского флота. Крупные беспилотники-разведчики имеют большую дальность полета и могут находиться в воздухе более суток. Базируются они, как правило, на береговых авиабазах.

Сюжет: Армия

Для беспилотников среднего класса вопрос увеличения дальности применения стоит достаточно остро. Военные моряки и кораблестроители задались вопросом – можно ли приспособить авианесущий корабль со сплошной полетной палубой для базирования на нем только БПЛА? Тем самым, районом применения беспилотников становится любая акватория. В этой статье мы расскажем об истории базирования на авианосцах БПЛА и о возможной перспективе применения таких кораблей в ВМФ разных стран.

История вопроса. США

Есть разные мнения о развитии беспилотников, в том числе и морских, во времена «холодной войны», но после 1991 года, когда отечественные конструкторы встали «на паузу», американцы, действительно, совершили серьезный рывок в этом направлении. Их большие беспилотники, разведывательные и ударные, играют важную роль во всех конфликтах, в которые ввязываются США, а так же в обеспечении повседневной деятельности американской армии и флота.

Для ВМФ США первым БПЛА, который вышел из стадии испытаний, на который делается серьезная ставка, стал многоцелевой ударный БПЛА Х-47В, спроектированный и построенный компанией «Northrop Grumman». Работы начались в середине нулевых годов. Целью было создание палубного БПЛА с дальность полета более 4 000 км и продолжительностью полета не менее 14 часов. Отличий палубных БПЛА от сухопутных машин, по большому счету, два – специальное программное обеспечение, позволяющее производить взлет-посадку на палубу авианосца и складывающиеся крылья для размещения беспилотника в ангаре авианосца. Не смотря на то, что этот БПЛА летает давно и успешно, буква Х в обозначении говорит о том, что на вооружение его ещё не приняли. 2013 год стал знаковым для беспилотной авиации ВМФ США. 14 мая 2013 года Х-47В впервые совершил взлет, а 10 июля – посадку на палубу авианосца USS «George H.W. Bush» CVN-77. Авианосец находился в Атлантике, недалеко от побережья штата Вирджиния. Старт Х-47В был произведен с помощью штатной катапульты авианосца. 9 ноября Х-47В освоил палубу другого американского авианосца -USS «Theodore Roosevelt» CVN-71 Во время испытательных полетов управление БПЛА передавалось от наземного центра на авианосец и наоборот. Последним этапом испытаний стала дозаправка Х-47В в воздухе от самолета танкера полностью в автоматическом режиме. Следующим шагом стало объявление о начале в 2016 году программы UCLASS по созданию беспилотной морской авиации. На этом этапе мнения американских адмиралов разделились. Часть предлагали закрыть программу Х-47В из-за её дороговизны даже по американским меркам. Другие, в частности, министр военно-морских сил США Рей Мабус, в 2015 году заявил, что программа Х-47В должна быть продолжена, при условии, что «Northrop Grumman» не станет монополистом в рамках UCLASS. Пока чиновники спорили, ВМФ США объявили, что сохранят оба построенные Х-47В в рабочем летном состоянии. Пока новостей о новых палубных беспилотниках для американского флота почти нет. Почти – потому что ведется работа по созданию палубного БПЛА-танкера для заправки других дронов в автоматическом режиме. Он носит обозначение MQ-25. По контракту с «Боингом», к 2024 году должно быть поставлено 4 БПЛА этого типа, с возможной опцией по увеличению заказа до 72 машин. Есть две версии появления этого необычного летательного аппарата. Первая – это попытка военных моряком сэкономить на палубных заправщиках, переоборудованных из других самолетов. Вторая – это своеобразный задел для будущего американского дрононосца. Хотя, возможно, справедливы и обе версии. Единственный серийный морской БПЛА, созданный на базе MQ-9 Reaper – MQ-9B «Sea Guardian» «Морской страж» – это беспилотник, базирующийся на сухопутных аэродромах. Но можно с уверенностью сказать, что в США проектируются авианесущие корабли для работы только с БПЛА.

Турецкий вариант

По теме

В XXI века Турция, под руководством Эрдогана стремительно превращается в региональную супердержаву. К чему приведет этот курс, особенно с учетом экономических сложностей страны и политических проблем самого Эрдогана, покажет не самое далекое будущее. Но, как бы то ни было, в составе турецкого ВМФ появился первый легкий авианосец «Anadolu» L-400. О проблемах с самолетами для первого турецкого авианосца смотри статью «Турецкий дрононосец – есть ли перспективы?». Было принято решение модернизировать самый большой и раскрученный турецкий БПЛА«Bayraktar» TB2 в палубный морской беспилотник. Новая версия получила название «Bayraktar» TB3. Первый его полет состоялся 23 октября 2023 года. Этот БПЛА имеет размах крыльев 14 метров, дальность полета около 1 000 морских миль (1 900 км) и может находиться в воздухе более 24 часов. «Bayraktar» TB3 может использоваться как патрульный, разведывательный, или ударный БПЛА. В турецких СМИ появилась информация и о проектировании еще одного ударного БПЛА «Anka»-3. Надо понимать, что кроме БПЛА на турецком авианосце базируются обычные вертолеты и, возможно, в будущем, самолеты. То, что американцы проводили как концептуальные испытания (базирование БПЛА наряду с самолетами и вертолетами на авианосцах), турки повторили вынужденно.

Тем временем в Китае

Пока американцы экспериментируют с базированием тяжелых БПЛА на своих атомных авианосцах, в Китае уже построили первый в мире авианосец – носитель БПЛА. Сначала, в 2022 году, появилась информация о том, что в Поднебесной построили, по сути опытовый корабль – полуавтономный носитель морских БПЛА «Zhu Hai Yun». Это небольшой корабль водоизмещением около 2 000 тонн, длиной 89 метров, с максимальной скоростью 18 узлов – около 33 км/ч. Формально – это гражданское исследовательское судно. Оно является частью интеллектуальной мобильной системы наблюдения за океаном IMOSOS, разработанной Южной лабораторией морской науки и техники в Гуандуне. Корабль полуавтономный – в базе он управляется дистанционно с берегового комплекса, а в открытом океане управление передается искусственному интеллекту. Корабль несёт на борту 50 (!) дронов различного назначения – морских, воздушных и подводных. Военное применение «Zhu Hai Yun» подразумевается само собой. К теме статьи эта информация прямого отношения вроде не имеет, но это первый в мире полностью автоматический носитель БПЛА. Действующие американские автономные корабли – смотри статью 356 «Надводные беспилотники. «Призрачный флот»» – такой возможностью пока не обладают.

По теме

В этом году появилась информация о строительстве уже полноценного боевого корабля, предназначенного для базирования на своем борту морских БПЛА различного назначения. Портал «Naval News» сообщает и даже размещает спутниковую фотографию корабля, стоящего у достроечной стенки судостроительного завода, расположенного в пригороде Шанхая на реке Янцзы. Как сообщает портал, корабль спустили достаточно давно – еще в декабре 2022 года. Просто до сегодняшнего дня не было известна ни одна фотография, или иное изображение дрононосца. Рассмотрев этот спутниковый снимок, можно сделать несколько предварительных выводов по конструкции корабля. Во-первых, это классический авианесущий корабль, то есть у него есть полетная палуба. Во-вторых, он существенно меньше существующих китайских авианосцев. А они, напомним, ведут свою родословную от советского авианесущего крейсера проекта 1143.5 В-третьих, длина дрононосца составляет примерно 1/3 от длины американского атомного авианосца типа «Честер У. Нимиц». Вероятно, он станет своеобразным опытовым кораблем для испытаний морских палубных БПЛА. Некоторые эксперты считают, что дрононосец представляет собой катамаран с полетной палубой. Судя по снимку, с него возможна эксплуатация морских беспилотников с размахом крыльев до 20 метров – то есть аналогов американского MQ-1 «Predator».

Европейский вариант

В Европе тоже движутся в направлении создания небольшого авианесущего корабля для дронов. Правда, движутся несколько необычным путем. Португальский ВМФ (!!!) заказал у известной международной компании «Damen Shipyards Group» со штаб-квартирой в Нидерландах проект перспективного многофункционального судна, предназначенного для базирования на нем морских беспилотников различного класса и назначения- от морских ударных и разведывательных БПЛА, до дронов, предназначенных для океанографических, гидрографических и даже биологических исследований Мирового океана. Корабль будет иметь водоизмещение более 7 000 тонн, длину 107 и ширину 20 метров. Скорость хода будущего носителя морских БПЛА составит 14 узлов. Полетная палуба будущего португальского дрононосца имеет длину 94 метр и ширину 19 метров. На носу предусмотрен трамплин для взлета беспилотников, а в центральной части полетной палубы – аэрофинишёры, как на авианосцах. Предполагается, что на нем будут базироваться БПЛА самолетного и вертолетного типов. Кроме этого, на корабле предусмотрена док-камера для базирования подводных беспилотников водоизмещением до 30 тонн. Это серьезно повысит потенциал корабля. Корабль должен быть построен в 2025 году, и введен в состав ВМФ Португалии в 2026 году. Опубликовано его название и тактический номер – «Don João II» А-888. Известны некоторые подробности. Так, экипаж корабля будет включать 48 человек, а 42 специалиста будут работать для обеспечения полетов БПЛА. На корабле спроектировано два раздельных мостика. С одного из них будет осуществляться управление кораблем, с другого – управление всеми БПЛА в полете. Вероятно, с помощью такого корабля ВМФ Португалии планируют контролировать значительные акватории Атлантического океана. Ударные возможности БПЛА на «Don João II», вероятно, использоваться не будут. Главная задача – патрулирование и разведка.

Чем любопытен этот проект? Подходом ведущих европейских стран к теме. Безусловно, европейские морские державы ведут исследовательские работы по созданию своих дрононосцев. Но что интересно – в публичном поле нет никакой информации о намерениях таких стран, как Германия, или Италия, например, по строительству подобных судов. Такое впечатление, что все чего-то ждут, несмотря на то, что БПЛА прочно вошли в арсенал вооружений всех стран. Пока что только морская малая страна Европы Португалия рискнула заказать подобного типа корабль. Можно быть уверенным в том, что все ведущие европейские КБ и военные моряки весьма внимательно следят за осуществлением этого проекта.

Российский вариант

Отечественный флот славится сложными отношениями с авианесущими кораблями. Пока из опубликованных материалов известно о двух проектах. Во-первых, в состав авиакрыла УДК проекта 23900 шифр «Прибой» кроме вертолетов должны войти и несколько типов БПЛА большого радиуса действия. Важным является утверждение, что с «Прибоя» можно управлять несколькими БПЛА, находящимися в воздухе. Оба корабля в настоящее время строятся в Керчи в Крыму на судостроительном заводе «Залив». Во-вторых, известно о проекте авианосца шифр «Варан». Более подробно об этом проекте смотри статью «Загадки «Варана»». Кроме палубных истребителей и вертолетов на нем так же предусмотрено базирование тяжелых морских беспилотников. Сказать что-то определенное по этому направлению нельзя. Дело в том, что Министерство обороны и ВМФ время от времени делают взаимоисключающие заявления по вопросу «Нужен ли России авианосец». А судя по проекту 23900 в России приняли решение интегрировать беспилотники в авиационную группу авианесущего корабля, а не строить специальные дрононосцы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.05.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх