Версия // Общество // Министерство обороны объявило о создании первой в новейшей истории России речной флотилии

Министерство обороны объявило о создании первой в новейшей истории России речной флотилии

2819

Речные флотилии Советского Союза. Волга, Днепр и Дон

Министерство обороны объявило о создании первой в новейшей истории России речной флотилии
В разделе

Реки европейской части страны, особенно такие крупные, как Волга, Днепр и Дон, во все времена играли важную роль, как в экономической жизни, так и в обороне страны. Не стал исключением и ХХ век. На некоторых реках военные флотилии создавались заблаговременно. Такие флотилии состояли из речных боевых кораблей специальной постройки. Были флотилии, которые создавались на время ведения боевых действий в конкретном регионе.

Иногда, корабли и катера таких флотилий в полном составе переходили на другую реку, создавая при этом уже другую флотилию. В этой статье мы расскажем об истории речных флотилий на европейской части страны, и попробуем понять, что скрывается за объявлением о формировании новой, первой речной флотилии современной России.

Днепровская флотилия

Свой рассказ мы начнем с Днепровской военной флотилии. Причина в следующем. В советской военной доктрине 30-х годов важная роль отводилась Киевскому особому военному округу. Он был одним из основных в планах Генштаба СССР на отражение нападения, к которому наши военные готовились. Кроме развития сухопутных сил и ВВС, военное руководство страны так же приняло решение о формировании флотилии на Днепре, которая давала возможность как оборонительных, так и наступательных операции на Днепре, Припяти и Дунае.

Первый раз военная флотилия на Днепре существовала с 1736 по 1739 годы, во время одной из многочисленных русско-турецких войн. Второй раз корабли под военно-морскими флагами появились на реке с 1919 по 1920 годы – во время Гражданской войны. Советское военное руководство задумалось о создании Днепровской флотилии в конце 20-х годов. Возможно, причиной послужил успех Амурской флотилии во время конфликта на КВЖД. Как бы то ни было, официально, Днепровская флотилия была сформирована в 1931 году. Приняли решение о проектировании и строительстве мониторов специально для Днепра. Они были значительно слабее амурских, но, как посчитали в Наркомате обороны, такие мощные корабли для Днепра не нужны. Проектировались два типа мониторов. Большой, проект СБ-12 был построен в единственном экземпляре. Иногда даже монитор «Ударный» называли плавучей батареей. Главным калибром корабля были два 130-мм орудия. Проект получился таким, каким получился, из-за того, что заказчик постоянно изменял и улучшал технические требования в ТЗ на разработку проекта. Второй тип монитора, малый, главный калибр которого состоял из двух 102-мм орудий – проект СБ-37 – строился серийно. Было построено 6 мониторов. Все эти корабли, а также монитор «Активный» для Амура спроектировали и построили в Киеве, на судостроительном заводе «Красная Кузница». После постройки, «Ударный» и 4 монитора проекта СБ-37 перешли на Дунай, а два остались на Днепре. С позиций сегодняшнего дня не совсем понятно, почему днепровские-дунайские мониторы были вооружены так откровенно слабо – 2 130-мм или 2 102-мм орудий. Напомним, что восстановленные в 30-е годы амурские мониторы имели три варианта орудий главного калибра: 4 152-мм, 4 130-мм, или 8 120-мм орудий. То, что называется, почувствуйте разницу. В Днепровскую флотилию третьего формирования (так иногда называют флотилию, действующую с 1931 по 1940 годы), входили также бронекатера проектов 1124 и 1125. минный заградитель «Колхозник» специальной постройки и вспомогательные суда. Штаб флотилии располагался в Киеве. Из-за геополитической обстановки того времени, Днепровская флотилия просуществовала недолго, В июне 1940 года её расформировали, а входящие в нее корабли и катера распределили по двум вновь сформированным флотилиям Дунайской и Пинской.

По теме

Пинская речная флотилия. Основой флотилии послужили польские малые мониторы. Дело в том, что в межвоенной Польше существовала своя Пинская флотилия. Польский Генштаб руководствовался похожими соображениями, и посчитал целесообразным иметь свою речную флотилию с 6 малыми мониторами типа «Гданьск» и «Варшава». После событий 1939 года, флотилия перешла под советский флаг, 5 польских монитора были переименованы, а корабельный состав усилили 4 мониторами проекта СБ-37 и катерами расформированной Днепровской флотилии.

Дунайская флотилия. Одновременно с вводом Красной Армии на территорию Польши, войска были введены в Бессарабию и Северную Буковину. Дунайская флотилия включала в себя, кроме мониторов, построенных в Киеве, катера и вспомогательные корабли, выделенные из состава Черноморского флота.

Пинская флотилия была расформирована 6 октября 1941 года, а Дунайская – 21 ноября 1941 года. Такова была логика начального этапа Великой Отечественной войны. Из 7 мониторов, построенных в Киеве для днепровской флотилии, войну пережил только один – «Железняков» проекта СБ-37. Он прорвался в Черное море и воевал в составе Черноморского флота. После войны монитор «Железняков» установлен на постаменте в Киеве.

Днепровская флотилия четвертого формирования существовала с 1943 по 1951 годы. В её состав входили 23 бронекатера, 70 катеров различных классов и 6 плавучих батарей. По мере переноса линии фронта на запад, катера различных флотилий переходили на новые реки. Так, корабли Онежской флотилии передали в состав Волжской флотилии, а Онежскую – расформировали. После Сталинградской битвы корабли и катера с Волги передали в Азовскую и Днепровскую флотилии, а саму Волжскую флотилию после завершения разминирования Волги расформировали. Азовскую флотилию, после освобождения Таманского полуострова и Крыма переформировали в Дунайскую. А в зону ответственности Днепровской флотилии входили города Бобруйск, Варшава и Берлин.

Волжская военная флотилия второго формирования была создана 23 октября 1941 года. Главной базой флотилии стал Сталинград. Основой стали 7 канонерских лодок, переоборудованных из буксирных пароходов. Кроме них, в состав входили 14 бронекатеров проектов 1124 и 1125, 33 катерных тральщика (бывшие волжские речные разъездные катера) и две плавучие зенитные батареи. Это была классическая речная флотилия военного времени.

Днепровская флотилия. Наше время

В конце октября 2023 года появилась информация о проработке возможности формирования в составе Российского ВМФ флотилии, причем не указывалось, какой. В интернете появись статьи, рассматривающие различные варианты. Одним из основных кандидатов тогда была Ладожская флотилия. Дело в том, что два МРК проекта 22800 «Советск» и «Одинцово» осуществили опытно-боевое дежурство в Ладожском озере. Это давала значительные преимущества Балтийскому флоту, так как МРК могли наносить удары «Калибрами» и «Цирконами» находясь во внутренних водах России, не опасаясь ответного удара. Подробнее о том, что могло иметься ввиду в заявлении Замглавы Совбеза Дмитрия Медведева, смотри статью «Новая флотилия России».

По теме

В марте этого года ТАСС и РБК сообщили о заявлении теперь уже бывшего Министра обороны Шойгу о формировании Днепровской флотилии. Это заявление породило массу комментариев. Попробуем разобраться, что стоит за этими словами. На самом деле, всё не так однозначно.

Речной военный флот на Украине есть, но его очень мало. Несколько бронекатеров проекта 1204 (об этом проекте чуть ниже) служат в Морской охране Украины на Дунае. В марте 2022 года Украина воссоздала Днепровскую военную флотилию, мобилизовав в неё несколько речных прогулочных теплоходов типа «Москва» проекта Р-51 и разъездных катеров типа «Ярославец» проекта 376. Речной трамвайчик с тяжелым пулеметом в армейском камуфляже выглядит на реке несколько странно. Но на сегодня это все, что может Украина выделить для боевых действий на реке. Правда, западные страны передали и передают Украине несколько типов боевых катеров, но почти все они предназначены для патрулирования морских акваторий, хотя никто не сможет гарантировать, что их не будут использовать и на реках. Реально возможно – это использование полужестких надувных скоростных лодок для спецназа.

Рассмотрим, что на сегодня известно о российской Дунайской флотилии. Известно не много, а что знаем, рождает немало вопросов. Во-первых, зона ответственности флотилии, судя по названию, река Днепр. Сегодня как-то не упоминаются, что реки, протекавшие в европейской части СССР, такие, как Волга, Днепр и Дон, фактически, реками уже и не являются. Это цепочка водохранилищ, разделенных плотинами гидроэлектростанций и шлюзами для прохода судов. Учитывая, что Днепровская и Каховская плотина и шлюзы, расположенные на них, выведены из строя, то маневр катерами флотилии вдоль реки будет сложным и маловероятным. В перетаскивание катеров по берегу не очень-то верится. Надо учитывать господство в небе ударных беспилотников с обеих сторон. Танки поражаются регулярно и в большом количестве. То, что бронекатера будут защищены от ударов дронов с воздуха, маловероятно. Во-вторых, это задача, которую предстоит решать. Если главной целью является обеспечение переправ через Днепр, то для этой цели нужны армейские понтонные парки и надувные лодки, но никак не речные боевые корабли. Если задача новой флотилии будет в охране новой Государственной границы, то создавать флотилию должна Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России по образцу Пограничной флотилии на Амуре, а не ВМФ России. В-третьих, анализ корабельного состава и береговой обороны флотилии. Министерство обороны официально объявило, что в состав Днепровской флотилии войдет береговой подвижный артиллерийский комплекс А-222 «Берег». Что это такое? На базе колесной платформы смонтирована башня с 130-мм артиллерийским орудием АК-130, которым вооружали ракетные эсминцы и крейсера. В состав батареи, кроме 4 – 6 орудий, входит машина с мобильным центральным постом с системой управления МР-195 и две машины на той же платформе для обеспечения боевого дежурства. Это место, где расчеты орудий отдыхают и принимают пищу. После выдвижения с места постоянного базирования, дивизион пребывает в указанную точку на побережье, где может находиться несколько суток в режиме боевого дежурства. Дальность стрельбы орудий до 23 км. Интересно судьба этого комплекса. Он был принят на вооружение в 1996 году. По данным открытых источников, было выпущено 4 – 5 батарей (всего 36 орудий комплекса А-222). Известно об одном дивизионе, который первоначально входил в состав Береговой обороны Каспийской флотилии, потом был включен в состав Черноморского флота с базированием в Новороссийске. В 2014 году дивизион был перебазирован в Крым.

По теме

На сегодняшний день комплекс А-222 «Берег» стоит на вооружении только Черноморского флота. Это орудия с большим потенциалом, позволяющие поражать все виды целей, морских и воздушных. Орудия АК-130 входили в контур ПВО кораблей и могли наносить удары по берегу. Для чего комплекс А-222 нужен в Днепровской флотилии? Ответ однозначен. Он необходим только для ведения боевых действий в низовьях реки и в Днепровском и Бугском лиманах. Выше Каховки он просто не нужен. Появившаяся и широко тиражируемая информация о планируемом корабельном составе флотилии ставит еще больше вопросов. Интернет сообщает, что в состав флотилии войдут бронекатера (по официальной классификации артиллерийские катера) проекта 1204 шифр «Шмель» и десантные катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар». Вроде все логично. Но если начать разбираться, возникают вопросы. «Шмели» – это старые корабли постройки 60-х – 70-х годов ХХ века. Сегодня, в российском флоте их осталось всего несколько единиц в составе Каспийской флотилии – они охраняли акваторию дельты Волги и двенадцатифутовый рейд. Их еще в 2022 году перегнали на Азовское море. В интернете есть несколько фотографий, где эти бронекатера стоят в Керчи. Судя по всему, зона их ответственности – Азовское море. Они идеально подходят для службы на речной флотилии – собственно говоря, именно для этого они и были созданы – но их всего три – четыре единицы. Аналогичная ситуация и с «Кальмарами». В советском флоте их было достаточно много. «Кальмары» и их модификации («Касатка», «Мурена» и телеуправляемые тральщики) серийно строились в 70-х – 80-х годах ХХ века. Они использовались как самостоятельно, так и как средство для высадки десанта с БДК проекта 1174 шифр «Носорог». В советском флоте было три БДК этого проекта. Есть серьезные опасения, что на сегодня боеготовых катеров просто нет. Появились публикации, в которых высказывается мысль и об авиации флотилии – десантно-штурмовых вертолетах Ка-29. Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод – или флотилия, не смотря на название, должна будет действовать не на реке, а в прибрежных районах Днепро-Бугского лимана, или подобного рода информация – дезинформация, и об истинном назначении флотилии (если она реально будет создана) мы узнаем только после первых боев с её участием.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.05.2024 17:00
Комментарии 0
Наверх