Версия // Спорт // В Госдуме говорят об отмене Fan ID, а в планах Минцифры на 2023 год – потратить на систему еще 190 миллионов рублей

В Госдуме говорят об отмене Fan ID, а в планах Минцифры на 2023 год – потратить на систему еще 190 миллионов рублей

27430

Эхо пустых трибун

В Госдуме говорят об отмене Fan ID, а в планах Минцифры на 2023 год – потратить на систему еще 190 миллионов рублей
(фото: fclm.ru)
В разделе

Рестарт Российской Премьер-лиги после зимней паузы наконец открыл глаза законотворцам: в Госдуме увидели, как Fan ID, без которого теперь нельзя попасть на матчи чемпионата, влияет на посещаемость стадионов. Фанатский бойкот продолжается, людей на трибунах все меньше, и это негативно влияет на атмосферу во время игр, за которую многие и любят футбол. Происходящее заставило депутатов задуматься о целесообразности «паспорта болельщика».

18-й тур Российской Премьер-лиги (РПЛ), ознаменовавший рестарт чемпионата после зимнего перерыва, оказался более чем показательным. Дело в том, что со второй половины сезона посещение матчей российского чемпионата невозможно без «паспорта болельщика», которому был объявлен бойкот еще несколько месяцев назад. Система Fan ID крайне негативно отразилась на посещаемости игр еще осенью, хотя введена была только на пяти стадионах. Болельщики, заявившие, что не будут посещать матчи, для которых необходима идентификация через новую систему, сдержали обещание.

Фотографии с матчей демонстрируют практически пустые трибуны, а цифры выглядят весьма плачевно. Восемь матчей 18-го тура РПЛ собрали в общей сложности 60 641 зрителя. В среднем это 7580 человек на каждой игре.

• «Факел» – «Химки»: 10321 зритель;

• «Спартак» – «Урал»: 4500 зрителей;

• «Ахмат» – «Оренбург»: 4100 зрителей;

• «Ростов» – «Локомотив»: 4907 зрителей;

• «Зенит» – «Пари НН»: 19705 зрителей;

• «Сочи» – ЦСКА: 4419 зрителей;

• «Динамо» – «Крылья Советов»: 4943 зрителя;

• «Краснодар» – «Торпедо»: 7965 зрителей.

Если не брать в расчет ковидные показатели, в большинстве случаев это были худшие по посещаемости матчи за очень долгое время. И едва ли можно говорить о том, что ситуация изменится к лучшему в скором времени.

Трибуны стадионов РПЛ во время матчей 18-го тура (фото: соцсети)
Трибуны стадионов РПЛ во время матчей 18-го тура (фото: соцсети)

Мрачная тенденция

Относительно недавно болельщики шли на стадионы куда активнее. После ЧМ-2018 наблюдался большой всплеск интереса к футболу, и в сезоне 2018/19 средняя посещаемость матчей резко увеличилась – сразу на 3 тысячи человек, до 17 тысяч зрителей. В следующем сезоне рост аудитории продолжился, хотя и не такими стремительными темпами, и средняя посещаемость матчей перевалила за 18 тысяч человек. Но пандемия коронавируса сначала поставила футбол на паузу, а потом на некоторое время заставила власти закрыть трибуны из соображений эпидемиологической безопасности. К слову, многие футболисты тогда говорили, что играть при пустых трибунах, без привычной поддержки болельщиков – совсем не то.

Коронавирусные ограничения были сняты с футбольных соревнований весной 2022 года и, казалось бы, фанаты должны были вернуться на стадионы. Но с осени сезона 2022/23 наметился резкий спад посещаемости по сравнению с доковидными цифрами. Причина на поверхности: вступивший в силу 1 июля 2022 года закон о Fan ID. В соответствии с ним допуск на стадионы осуществляется только при условии обязательной идентификации болельщиков.

По теме

После введения Fan ID фанаты российских клубов заявили, что бойкотируют соревнования, для посещения которых нужен «паспорт болельщика». В данный момент это все матчи РПЛ – соответствующее ограничение вступило в силу с 1 декабря 2022 года.

Fan ID – это карта болельщика, без которой допуск на стадион будет закрыт. Оформить ее можно через портал «Госуслуги». Для этого необходимо заполнить анкету и загрузить свое фото. Кроме того, необходимо лично посетить МФЦ. 7 февраля в Минцифры объявили о запуске приложения «Карта болельщика», которое позволит получить Fan ID без пвизита в учреждение.

Болельщику могут отказать в выдаче карты в том случае, если ранее с его стороны допускались нарушения общественного порядка на спортивном мероприятии, в том числе, за пределами РФ. Кроме того, причиной отказа может стать информация «о намерении совершить соответствующие противоправные деяния». Именно последний пункт вызвал наибольшее возмущение футбольных фанатов.

Забота о безопасности?

Впервые в России Fan ID использовали на ЧМ-2018. Документ одновременно выполнял функции визы и пропуска на стадион. Президент России Владимир Путин посчитал соответствующий опыт удачным, отметив, что его можно масштабировать. Обсуждения по этому поводу велись не один год, причем поддерживали его в МВД и ФСБ, а футбольные клубы и функционеры считали, что в нововведении нет практического смысла. Процесс немного подтолкнул Евро-2020, где для прохода на «Зенит Арену» тоже использовался «паспорт болельщика», но реальным драйвером стали события, развернувшиеся на матче ЦСКА – «Зенит» в ноябре 2021 года. На игре был устроен масштабный перфоманс с использованием пиротехники, а после встречи на «ВЭБ-Арене» задержали более 400 человек. По некоторым данным, камеры на стадионе работали некорректно, и вычислить нарушителей с их помощью, как это обычно практикуется, не удалось. Это стало поводом для того, чтобы заявить о несовершенстве имеющихся средств обеспечения безопасности. Далее законопроект о Fan ID был очень быстро принят в трех чтениях в Госдуме, а уже 30 декабря 2021 года его подписал президент.

Убытки и расходы

Отсутствие зрителей на трибунах – это не только убитая футбольная атмосфера, но и финансовые потери. Как отмечает Sports.ru со ссылкой на источники, близкие к клубам РПЛ, клубы рискуют потерять за сезон огромные деньги. Для «Зенита» и «Спартака» это, по предварительной оценке, до 400 миллионов рублей. А совокупные потери РПЛ могут составить 1,5 миллиарда рублей.

Не стоит забывать, что система идентификации не только способствует снижению доходов, но и предполагает дополнительные расходы. Из федерального бюджета на ее установку выделили 773,6 миллиона рублей. На некоторых стадионах ЧМ-2018 часть инфраструктуры сохранилась с мирового футбольного первенства, соответственно, вложений им потребовалось меньше. Частным аренам оборудование пришлось закупать с нуля, при условии компенсации из федерального бюджета. Но не все так просто. По данным СМИ, возмещение предусмотрено в тех объемах средств, которые были потрачены на государственные стадионы. Кроме того, размер компенсации привязан и к статусу стадиона.

Как следует из информации с сайта госзакупок, на сочинский «Фишт», «Екатеринбург Арену», «Ростов Арену», «Нижний Новгород» и самарскую «Солидарность Арену» выделили по 11 с небольшим миллионов рублей. Примерно такие же суммы ушли на установку оборудования в «Лужниках» и на «Зенит Арене». Не являющиеся наследием ЧМ-2018 «Арена Химки» и «Ахмат Арена» обошлись в 39,5 и 53,4 миллиона рублей соответственно.

Прочие стадионы РПЛ – негосударственные, то есть, им нужно приобрести оборудование самостоятельно и дождаться частичного возврата средств из госбюджета. Затраты, если опираться на слова президента «Оренбурга» Василия Еремякина, составляют около 30 миллионов рублей, а то и больше. Многие клубы ожидают компенсации до сих пор.

По теме

По данным Sports.ru, на переоборудование арен под требования Fan ID топ-клубы РПЛ тратили под 300 миллионов рублей.

К слову, в 2023 году Минцифры планирует потратить на развитие системы Fan ID 190 миллионов рублей. Соответствующая информация есть на портале госзакупок.

Привлечь любой ценой

Клубам РПЛ приходится идти на всевозможные ухищрения, чтобы привлечь болельщиков на стадионе. Один из способов – программы лояльности для фанатов, которые оформят идентификационную карту. К нему прибегли, к примеру, в «Динамо», где болельщикам обещают специальные сертификаты – баллы с них можно потратить на билеты и атрибутику. «Зенит» устроил розыгрыш автомобиля Lada Granta, в феврале снизил цены на билеты до 100 рублей, а также предлагал зрителям бесплатные напитки, закуски и шарфы на минувшем матче с «Пари НН». «Химки» провели розыгрыш календарей, билетов в VIP-ложу и права нанести символический удар в центральном круге. ЦСКА пошел другим путем. Клуб выпустил ролик с игроком команды Максимом Мухиным и объяснением, как оформить «паспорт болельщика». «Урал» прибегнул к помощи губернатора Свердловской области и организовал выездные сессии МФЦ для оформления Fan ID прямо на заводах и в городах, где таких центров нет. «Спартак» рассылает SMS-сообщения и обзванивает своих болельщиков, напоминая о программе лояльности и розыгрышах на каждом матче.

К акциям присоединился и РФС, который решил разыграть между обладателями Fan ID квартиру в Подмосковье, сертификаты на 40 тысяч рублей на путешествия и еще 19 тысяч призов. РПЛ тоже презентовала собственную программу лояльности. Ее участникам обещают скидки, преференции и кэшбек платежной системы «Мир», подписку на «Яндекс Плюс» и возможность поучаствовать в розыгрыше 1 и 15 миллионов рублей.

Вопрос не стоит

После откровенно провального с точки зрения посещаемости стадионов рестарта РПЛ по поводу Fan ID высказался депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов, который заявил, что в настоящее время ведется подготовка инициативы об отмене «паспорта болельщика.

Виталий Милонов: «Это полное безумие какое-то с Fan ID. Кто это вводил, добились противоположного эффекта. Полный порядок на стадионах настанет, если там вообще никого не будет. Никто не будет хулиганить, не возникнет никаких проблем. Сейчас я готовлю соответствующую инициативу, в ближайшее время передам ее. Потому что это неправильно. Лично я считаю, что Fan ID себя не оправдал. Мы сейчас на заключительном этапе, редактируем нашу инициативу».

Как сообщил РИА «Новости» парламентарий Сергей Обухов, фракция КПРФ, которую он представляет, готова разработать законопроект о частичной отмене «паспорта болельщика» в соавторстве с «Единой Россией».

Сергей Обухов: «Мы предлагаем, давайте частичные меры какие-то, давайте какой-то законопроект, который оставляет, не вообще отменяет закон о карте болельщика, а оставляет его только для международных соревнований, а для внутренних отменяет».

Депутат также отметил, что у КПРФ есть собственная законодательная инициатива на этот счет. Она предполагает полную отмену Fan ID, однако уже полгода «лежит без движения».

Впрочем, в Госдуме есть и другие мнения. Противоположную позицию выразил депутат от «Единой России» Олег Матвейчев, который посчитал, что «паспорт болельщика» необходимо более активно пропагандировать.

Олег Матвейчев: «Я сторонник того, что нужно эту штуку просто пропагандировать. Многие люди не понимают, как это работает и что это такое. А некоторые, что называется, уперлись – вот мы типа не хотим и вот такую фигу показываем. Но нужно привлекать лидеров общественного мнения и так далее, самим клубам работать с аудиторией. Нужно, чтобы это, наоборот, стало модным».

Дискуссия на этот счет может продолжаться, но, по всей видимости, Fan ID и минимальная посещаемость стадионов станут новой реальностью, ведь в Кремле не настроены что-то менять в этом вопросе. Как заявил помощник президента Игорь Левитин, вопрос отмены идентификационных карт болельщиков в настоящее время не рассматривается.

Игорь Левитин: «Решение принято, система задействована. Если есть какие-то вопросы по оформлению, это нужно поправить. Вопрос по отмене карты болельщика сегодня не стоит».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.03.2023 07:00
Комментарии 1
Наверх