Ближний Восток стал «горячей точкой» на карте мира в далеких 40-х годах ХХ века. К сожалению, он остался взрывоопасным и в наши дни. По мнению покойного Владимир Вольфовича Жириновского, Третья мировая война начнется на Ближнем Востоке. Сегодня это регион, где еврейское государство воюет со всем арабским миром. Но это сегодня. Было бы интересно понять, как и почему зарождалась эта атмосфера не просто неприязни, а открытой ненависти к своим соседям.
В этой статье мы расскажем о событиях, о которых сегодня практически никто не вспоминает – о роли Великобритании в создании атмосферы войны на Ближнем Востоке, и о жестком противодействии английской администрации приезду еврейских беженцев, бежавших от ужасов немецкого нацизма из Европы в Палестину.
Начало
Первая мировая война похоронила под своими обломками сразу четыре империи, в том числе и Османскую империю. Победители из Антанты не стеснялись – призы были желанными и «вкусными». Земли, входившие в Османскую империю, поделили Великобритания и Франция, но статус бывших турецких территорий был необычен для той эпохи. Колониальные империи старались в той, или иной юридической форме или присоединить новые территории, или включить их в юрисдикцию метрополии. В отношении бывших турецких земель был выбран другой вариант – «подмандатная территория». То есть органы власти и управления на этих землях оставались в руках местной элиты, но общий контроль, включая военный, полицейский, контроль над полезными ископаемыми и так далее, оставался за Великобританией или Францией. Другими словами никаких обязательств у двух держав перед населением этих земель не было, а контроль был полный. Возможно, к такому варианту подтолкнул английский опыт с Египтом. Египет всё время был независимой страной, но контроль над главным активом страны – Суэцким каналом был полностью у англичан. Вероятно, такой опыт посчитали успешным, и после окончания Первой мировой войны его масштабировали на весь регион. Франция получила от Лиги Наций – первой международной организации, предшественницы ООН – мандат на управление в Сирии и Ливане, а Великобритания – мандат на управление в Месопотамии и Палестине, которая впоследствии была разделена на Палестину и Трансиорданию.
В межвоенные годы Ирак, Сирия и Египет были фактически независимыми странами, но англичане и французы не покидали регион. С Палестиной ситуация была значительно сложнее. В 20-е годы в мире стали вестись активные разговоры о создании независимого еврейского государства. Рассматривалось несколько вариантов. Более того, между еврейским лобби Америки и большевиками было заключено соглашение о том, что под еврейское государство будет передан Крым! Об этой увлекательной детективной истории мы обязательно расскажем в одной из ближайших статей. С Крымом, слава Богу, не срослось, и всё чаще как потенциальное место под еврейское государство стали называть Палестину. Но там было всё очень сложно. Конфликт арабских националистов и сионистов не давали администрации Великобритании дистанцироваться от этого взрывоопасного региона. Ситуацию осложнила до предела приход в Германии к власти Гитлера. Для сионистких организаций вопрос создания еврейского государства в Палестине стал сверх актуальным. Если же говорить в целом, то распад Османской империи привел к созданию современного арабского мира, Турецкой республики и государства Израиль.
Начиная с 1922 года, британский мандат в Палестине регулировался правилами «Белой книги» по этому вопросу. Одним из пунктов в ней устанавливал квоты на въезд евреев в Палестину. Официально это делалось, чтобы избежать «перенаселения» Палестины евреями, и для сохранения баланса между еврейским и арабским населением. Но, как всегда, любой запрет привел к противоположному результату. Появилась массовая нелегальная миграция. О её масштабах говорит тот факт, что с момента получения мандата Лиги Наций до 1948 года (создания государства Израиль) в Палестину въехали 150 000 человек. Согласно последней редакции «Белой книги» 1939 года по Палестине разрешался въезд 75 000 человек в течение 5-ти лет. Англичане имели огромный колониальный опыт, причем опыт жёсткий и кровавый. В рамках манданта Лиги Наций они начали бороться с еврейской иммиграцией в Палестину.
История пассажирского лайнера SS «Patria»
В 1947 году еврейских беженцев вернули из Палестины в Германию
SS «Patria» был французским океанским пассажирским лайнером 1914 года постройки. Англичане захватили его в Хайфе после того, как войска Гитлера вторглись во Францию. Поскольку возникли определенные юридические сложности, и власти Великобритании сразу же не могли использовать «Патрию» как войсковой транспорт, лайнер находился в Хайфе. В 1940 году нацисты проводили политику выдавливания евреев из захваченных стран Европы. Комитет по высылке евреев из Европы, руководителем которого был «архитектор Холокоста» Адольф Эйхман, зафрахтовал три торговых судна «Милос», «Пасифик» и «Атлантик» для вывоза евреев из захваченных Германией стран Европы. В румынском порту Тулча на эти три судна были посажены 3 600 еврейских беженцев из Вены, Данцига (ныне польский Гданьск) и Праги. Нацисты решали для себя две задачи. Во-первых, они избавлялись от евреев из трех европейских городов, а, во-вторых, они, зная позицию Великобритании в Палестине, сильно напрягали англичан, отправляя в их подмандатную территорию 3 600 человек. В ноябре 1940 года первые два судна подошли к берегам Палестины. Там они были перехвачены английскими кораблями и отконвоированы в порт Хайфа. Английский Комиссар в Палестине сэр Гарольд Макмайкл категорически не желал видеть такого количества нелегалов, поэтому издал постановление о направлении беженцев на острова Маврикий в Индийском океане и на Тринидад в Карибском море. Разрешалось сойти на берег в Суэце только 100 человек, которые изъявили желание вступить в чехословацкую армию в составе сил союзников. Поскольку фрахт пароходов заканчивался Хайфой, то было принято решение перегрузить всех беженцев на реквизированную «Патрию».
В Палестине в те годы действовали несколько радикальных сионистских организаций. Одна из них – еврейская военизированная организация «Хагана» (оборона, или защита). Эта подпольная сионисткая структура существовала с 1920 по 1948 годы. Английская администрация запретила её в Палестине, но такой шаг никак не повлиял на деятельность «Хаганы». В 1948 году, после образования государства Израиль, «Хагана» стала основой Армии обороны Израиля. Руководство «Хаганы» поставило задачу воспрепятствовать отправке еврейских беженцев на острова в далеких морях. Единственный способ это сделать было вывести из строя пароход, на котором находились беженцы. Было принято решение взорвать бомбу, чтобы вывести из строя паровые машины лайнера. Но, судя по всему, тогда опыта в проведении диверсий было маловато. Под паровые машины заложили бомбу такой мощности, что она не только вывела из строя главные двигатели парохода, но и проделала огромную пробоину в днище лайнера.
После взрыва, вся Хайфа бросилась на спасения еврейских беженцев. Совместно работали еврейское и арабское население, матросы с английских кораблей, стоящих в порту, местная полиция. Но, увы, спасателям не удалось проникнуть в нижние отсеки лайнера, и находящиеся там люди погибли. «Патрия» затонула в течение 15 минут. Точных данных нет, но погибли от 250 до 267 иммигрантов.
Английская администрация разрешила всем спасенным остаться в Палестине. Сначала их разместили в лагере для иммигрантов, потом выпустили. Не повезло тем, кто шел из Румынии на пароходе «Атлантик». Дело в том, что он задержался на переходе, и прибыл в Хайфу 24 ноября. Поэтому на «Патрию» перевели только незначительную часть иммигрантов «Атлантика». Всех остальных без разговоров отправили на остров Маврикий в Индийском океане. Ради справедливости, нужно сказать, что с еврейскими беженцами Великобритания конфликтовала только в Палестине. В других местах они всегда находили приют в королевстве. Об одном из таких случаев смотри статью «Плавание обреченных».
После окончания Второй мировой войны острота противостояния английской администрации и сионистских организаций только увеличилась.
Окончание следует