Версия // Общество // В 1915 году при катастрофе с пассажирским пароходом «Истланд» погибло 844 человека

В 1915 году при катастрофе с пассажирским пароходом «Истланд» погибло 844 человека

2493

«Титаник» Америки

В 1915 году при катастрофе с пассажирским пароходом «Истланд» погибло 844 человека
В разделе

Название «Титаник» стало нарицательным, и обозначает катастрофу с пассажирским судном, во время которой погибает большое количество пассажиров, и которая вызвана человеческим фактором. К сожалению, свои «Титаники» есть во многих странах. Произошла подобная катастрофа и в США. Её особенностью было то, что пассажиры погибли не в море, а в порту. В этой статье мы расскажем о катастрофе с пассажирским судном SS «Eastland».

Пароходы Великих озер

В мире есть интересная акватория – Великие озера. Это расположенные на границе США и Канады связанные между собой пять крупных озер (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио) и несколько средних по величине озер (Сент-Клэр, Нипигон, Ниписсинг, Симко и Уиннебейго). Великие озера связаны с Атлантическим океаном рекой Святого Лаврентия. Эти озера образуют самую большую по площади на Земле пресноводную систему – 244 тысячи квадратных километров. По озерам осуществляется интенсивное судоходство. О нем не очень часто упоминают в СМИ поскольку это судоходство внутреннее, между США и Канадой. Но при этом используется вполне современный морской торговый флот. Для примера. Когда, после начала Первой мировой войны, Правительству Российской Империи понадобились грузовые пароходы, способные работать в сложных ледовых условиях для доставки военных грузов от союзников по Антанте в порты Архангельск и Мурманск, в Канаде было закуплено восемь грузовых пароходов, работающих на Великих озерах (как тогда говорили – ледокольные пароходы). Эти пароходы прижились на Русском Севере, и почти все вписали яркие страницы в историю отечественного флота. В России они носили названия «Федор Литке», «Александр Сибиряков», «Георгий Седов», «Соловей Будимирович», «Семен Дежнев», «Владимир Русанов», «Семен Челюскин», «Садко» и «Малыгин». Некоторые из них активно эксплуатировались до середины 60-х годов ХХ века. Так что пароходы, работающие на Великих озерах, были вполне мореходными и современными судами.

SS «Eastland»

В 1903 году «Мичиганская судоходная компания» спустила на воду новый пассажирский пароход, предназначенный для прогулок по Великим озерам. Пароход назвали SS «Eastland». Портом приписки нового судна стал Чикаго. Кроме экскурсионных рейсов пароход работал на линии Саут-Хейвен – Чикаго. Водоизмещение парохода составляло 1 960 тонн. Длина 81 метр. Это было судно с острыми обводами, поэтому при относительно небольшой мощности двух паровых машин – 1 300 л.с. – оно развивало большую скорость 22 узла – около 40 км/ч. Судно 4 раза продавали и покупали. Последним владельцем была судоходная компания «Сент-Джозеф – чикагская пароходная компания». Но название было сохранено, как и район плавания – Великие озера. Среди пассажиров «Истланд» считался самым популярным пароходом на Великих озерах. Особенно он был популярен у молодежи. Возможно, потому что на его верхней палубе находился паровой орган, под музыку которого в хорошую погоду на пароходе устраивали танцы. По свидетельству современников, в тихую погоду звук от органа был слышен на расстоянии до пяти миль. «Истланд» работал по двум маршрутам. Из Чикаго он совершал однодневные прогулочные рейсы к мысу Кедровый на озере Мичиган, или недельное, как бы сегодня сказали круизные, семидневное путешествие по озеру Эри. При всех владельцах командовал пароходом капитан Гарри Петерсен. В биографии «Истланда» была только одна авария. 27 июля 1903 года в порту Чикаго «Истланд» столкнулся с буксиром «George W. Gardner», который в результате столкновения затонул.

По теме

Пароход несколько раз проходил модернизацию. Его пассажировместимость была увеличена до 2 752 пассажиров, скорость хода уменьшилась до 16,5 узлов – около 30 км/ч. Но самое главное изменение, которое, в конечном итоге и погубило пароход, было сделано из самых благих побуждений. Дело в следующем. После катастрофы в 1912 году «Титаника», судостроители, моряки и власти попытались установить какие-то правила, не допускающие таких жертв при кораблекрушении. В США, в марте 1915 года Президент Вудро Вильсон подписал Морской Акт Лафоллетта. Суть его заключалось в требовании иметь на пассажирских судах спасательные шлюпки для всех пассажиров. После подписания этот Акт стал законом, и его приняли к исполнению. Для «Исланда» это означало, что в дополнение к имеющимся 6 спасательным шлюпкам добавилось еще 5 -всего их стало 11. Кроме этого, пароход укомплектовали 37 спасательными плотами – каждый весом 500 кг – и большим количеством спасательных жилетов – по 3 кг каждый. Как не парадоксально, такое решение стало спусковым крючком катастрофы. Дело в следующем. В кораблестроении основным параметром остойчивости судна является метацентрическая высота. «Истланд» – плоскодонный пароход, изначально спроектированный для плавания по озерам. Как заявили представители верфи, построившей пароход, его изначальная остойчивость была в пределах нормы. После модернизаций, увеличивших количество пассажиров, она уменьшилась, а когда добавили на палубу дополнительные шлюпки, спасательные плоты и жилеты – этот «верхний» вес уменьшил остойчивость до критически малой отметки. Метацентрическая высота критически уменьшилась. В спокойном состоянии пароход находился без крена, но при наличии небольшого крена «Истланд» мог опрокинуться. В движении остойчивость судна была достаточной, а в порту при погрузке – нет. Во время дебатов при принятии Морского Акта главный управляющий судоходной компании «Detroit & Cleveland Navigation Company», эксплуатировавшей озерные пассажирские пароходы заявил, что некоторые судна с малой осадкой на Великих Озерах могут перевернуться, если перегрузить их в районе верхних палуб. К его мнению не прислушались. А зря.

Катастрофа в порту

Корпоративы существовали и в начале ХХ века. Американская компания «Western Electric Company» организовала для своих работников завода «Хоторн» однодневную экскурсию на пароходе из Чикаго в парк Мичиган-Сити, расположенных на берегу озера Мичиган. Арендовали сразу пять пароходов: «Theodore Roosevelt», «Petoskey», «Racine», «Rochester» и «Eastland». Правда, в отличие от сегодняшних корпоративов, билеты на пароходы нужно было покупать самим. Правда, стоил он всего 75 центов. Правление компании разрешило брать на борт бесплатно детей до 10 лет. На SS «Eastland» было продано 2 500 билетов. Это была максимальная загрузка. Всего на борту вместе с командой находилось 2 573 человека, что было больше на 300 человек, чем на «Титанике».

Прогулка должна была состояться 24 июля 1915 года. При посадке капитан Петерсен видел, что из-за большого количества пассажиров контролеры не вели учет. Сколько людей взошло на борт – они просто надрывали корешки билетов. С учётом того, что детей модно было проводить бесплатно, до сих пор неизвестно, сколько же точно было пассажиров на борту «Истланда». Посадка началась в 6-30 утра по местному времени, а к 7-10 все 2 573 человека (которые предъявили билеты) были уже на борту. Небольшая часть пассажиров спустилась в каюты, а остальные остались на верхней палубе, благо погода была хорошей. Но при этом – что, в общем-то, вполне естественно, почти все пассажиры столпились у борта, противоположному причалу, с которого был вид на реку и город. «Верхний вес» достиг своего критического значения, пароход стал крениться. В 7-28 «Истлан» резко накренился на левый борт. Экипаж попытался выправить крен заполнив балластные цистерны противоположного борта, но это не принесло результатов – пароход полностью лег на дно левым бортом. Место было не глубокое, поэтому правый борт возвышался над водой.

По теме

Те несколько сотен пассажиров, которые спустились в каюты, погибли сразу. Кто-то захлебнулся, а кого-то задавило сорвавшейся мебелью – книжными шкафами, пианино, столы. Так как катастрофа произошла в порту, где находились другие суда, помощь попытались оказать сразу. У соседнего причала был пришвартован пароход «Киноша», экипаж которого сразу приступил к спасению. Однако 844 пассажира и 4 члена экипажа погибли. Америка тех лет была своеобразным плавильным котлом. В страну приезжали в поисках лучшей доли из многих стран. Поэтому среди погибших рабочих было много иммигрантов из бывшей Австро-Венгрии (из Чехии, Венгрии и Австрии), Польши, Норвегии, Ирландии, Швеции, Дании, Италии. Поднятые из воды тела доставляли во временные морги, которые пришлось срочно обустроить из подходящих помещений. Неопознанные тела к вечеру 24 июля перевезли в оружейный склад одной из воинских частей Чикаго. Трагедия настолько поразила американское общество, что «Western Electric Company», организовавшая эту прогулку, выделена $ 100 000 на оказание помощи и компенсации семьям, в которых погибли люди.

После катастрофы

Как водится, для расследования причин катастрофы была назначена комиссия, хотя, по большому счету, всё было ясно. Подписанный Президентом США Морской Акт заставил судоходную компанию установить на пароходе дополнительные средства спасения. Тем самым, «верхний» вес резко увеличился, а метацентрическая высота уменьшилась до опасного значения. Пассажиры на верхней палубе парохода – это было существенное добавление к «верхнему» весу (ведь загрузка была максимальной) – спровоцировали крен. От переворота пароход спасла малая глубина около причала – «Истланд» просто лег на борт. Так, формальная забота о людях погубила 800 человек.

Но, поскольку, общественное мнение обвиняло регулирующие органы в игнорировании вопросов безопасности, комиссия должна была назначить виновных. Президенту и тем должностным лицам судоходной компании было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве, а капитану и старшему механику парохода – в преступной беспечности. По большому счёту, эти обвинения были справедливы. Ведь первоначально пароход был рассчитан на 500 пассажиров, а в результате модернизаций пассажировместимость стала 2 752 человека. Понятно, что на недельном круизе по озерам, количество пассажиров было равно количеству мест в каютах, а 2 752 – это только во время небольших прогулок, но всё же, вопросы остойчивости судна должны были быть учтены и проконтролированы. А среди обвиняемых чиновников надзорных органов не было. Президент компании, которая построила «Истланд» заявил, что вообще-то изначально, задача была построить быстроходное судно для перевозки… фруктов (тогда такие суда называли банановозами) и 500 пассажиров. То есть изначальный проект предусматривал постройку грузопассажирского судна, а не прогулочного парохода. Суд оправдал всех шестерых обвиняемых.

Вторая жизнь

Но на этом история парохода не закончилась. 14 августа 1915 года «Eastland» был поднят, и продан ВМФ США. Судно полностью переделали, вооружили и SS «Eastland» превратился в канонерскую лодку USS «Wilmette». В некоторых источниках упоминается, что это был эсминец, но это не так. Торпедного вооружения «Wilmette».не имела. Канонерка была вооружена 4 100-мм орудиями, 2 76-мм орудиями и 1 однофунтовой пушкой. Портом базирования USS «Wilmette» стал Грейт-Лейкс. Это была учебная база американского флота на озере Мичиган. В состав флота «Wilmette» ввели 20 сентября 1918 года, поэтому в боевых действиях в Первую мировую войну канонерская лодка участия не принимала. 7 июня 1921 года экипажу канонерки поручили потопить немецкую подводную лодку UC-97, которую передали США после окончания Первой мировой войны. Субмарину потопили артиллерийским огнем. Корабль прожил долгую жизнь – под военно-морским флагом канонерка служила 25 лет. По сути, это был учебный корабль флота. «Wilmette» с курсантами ходила по Великим озерам, обучая будущих матросов. 15 февраля 1940 года «Wilmette» был выведен в резерв. Но начавшаяся Вторая мировая война заставила вернуть на активную службу старый корабль. Канонерка получила тактический номер IX-29 и 30 марта 1942 года возобновила обучения моряков. На корабле проходили обучение военные моряки, которые потом обслуживали орудия на торговых судах, перевозящих военные грузы. Был в судьбе старого корабля и запоминающийся эпизод. Руководители стран во время войны тоже отдыхают. В августе 1943 года «Wilmette» доставил Президента США Франклина Рузвельта, адмиралов Лихи, Бирнса и соратника президента Гарри Хопкинса во время их 10-дневного отпуска с рыбалкой в Макгрегор и Уайтфиш-Бей. 19 декабря 1945 год старый корабль вычеркнули из списков ВМФ США. 31 октября 1946 году его продали на слом.

12 июля 2015 года, спустя 100 лет после катастрофы, на Богемском национальном кладбище в Чикаго был открыт мемориал в память о погибших в катастрофе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.10.2023 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх