Версия // Власть // Торговлю депутатскими мандатами могут легализовать

Торговлю депутатскими мандатами могут легализовать

2997

Распродажа крупных партий

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В нижнюю палату парламента внесены поправки в федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы», по которым руководство партий само будет решать после выборов, кому из избирательного списка достанутся депутатские мандаты. Авторы инициативы уверяют, что это справедливо, поскольку, дескать, позволит учесть вклад каждого кандидата в общий успех и наградить желанным мандатом действительно достойных. Однако независимые эксперты считают, что новый порядок фактически легализует торговлю депутатскими мандатами.

Согласно действующему закону персональный состав фракций-победителей определяет Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ. По итогам выборов выясняется, сколько партий преодолели проходной барьер. В зависимости от количества голосов избирателей, отданных за ту или иную партию, она получает определённое число депутатских мандатов. Вначале их получают кандидаты, которые находятся в главной, общефедеральной части избирательного списка. А затем настаёт черёд кандидатов из территориальных групп.

Тот же ЦИК РФ согласно статье 83 федерального закона о выборах депутатов Госдумы определяет обладателей мандатов по сложной системе: в соответствии с количеством голосов избирателей, набранных той или иной территориальной группой, и порядком размещения кандидатов в ней. Преимущество при такой схеме получают кандидаты, которые избираются от более густонаселённого субъекта Федерации. Если кандидат отказывается от мандата или выбывает из списка, то ЦИК же решает, кто получит ставший вакантным мандат – также исходя из очерёдности кандидатов в избирательном списке. Внесённый в Госдуму законопроект в корне меняет эту систему.

Авторы инициативы – члены фракции ЛДПР Сергей Иванов, Юрий Коган, Юрий Напсо и Максим Рохмистров – предлагают предоставить политической партии право самостоятельно определять обладателей депутатских мандатов в территориальных группах. То, что вначале депутатами становятся кандидаты, входящие в общефедеральную часть списка, пересмотру не подлежит. Но вот распределение мандатов в территориальных группах авторы законопроекта предлагают поручить руководству самой политической партии.

В качестве аргумента приводится тот факт, что фактически на выборах так нередко уже происходит. По решению федерального руководства партии кандидаты-«паровозы» в территориальных группах (главы субъектов РФ, спикеры региональных парламентов, мэры, звёзды спорта и масскульта) отказывались от положенных им депутатских мандатов, что позволяло передать их нужным кандидатам из той же региональной группы. Иногда, чтобы очерёдность перешла к нужному кандидату из другой территориальной группы, приходилось пожертвовать всеми кандидатами из группы, стоящей выше в очерёдности ЦИКа, и добиться их поочерёдного отказа от мандатов. Тогда по закону очередь переходит к другому региону.

, как говорится в пояснительной записке к законопроекту. Только собственное руководство, как уверяют либерал-демократы, может объективно оценить эффективность каждого кандидата в избирательной кампании партии.

Согласно законопроекту в течение недели после выборов партия на съезде должна будет определиться с перечнем своих депутатов и уведомить о нём ЦИК. Только в том случае, если партия не уложилась в недельный срок, ЦИК будет брать миссию определения персональных победителей выборов на себя – в соответствии с нынешними нормами, то есть по порядку размещения кандидатов в федеральном списке.

По теме

По словам первого заместителя руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Рохмистрова, изменения должны повысить эффективность работы фракций: «Оппозиция, имея маленькое число мандатов, заинтересована в том, чтобы выбрать наиболее способных для работы в Госдуме. В нашей фракции есть депутаты, которые занимаются шестью-восемью регионами, а есть такие, кто не может вытянуть и одного».

Другой соавтор законопроекта, депутат Иванов, считает, что новация должна помочь и борьбе с продажей депутатских мест: «Если дать возможность партии самой распределять мандаты, количество «блатных» депутатов снизится в разы. Во многих региональных парламентах уже существует подобная система, и туда попадают только те, кто работает эффективно».

Однако немалое число экспертов считают, что, напротив, нововведение упростит и легализует продажу депутатских мандатов руководством политических партий. Об этом заявляет, например, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Сейчас партии, для того чтобы провести в парламент спонсора или не очень популярного своего функционера, должны ставить его первым или вторым номером в региональном списке либо договариваться со всеми, кто стоит выше него в списке о снятии кандидатур. При этом далеко не факт, что так называемые паровозы не скажут «хочу быть депутатом» и не получат мандат. Если закон вступит в силу, то, чтобы провести в парламент электорально непривлекательного человека, достаточно будет решения руководства партии. Но это будет нечестно по отношению к избирателям, которые будут голосовать за одних, а в парламент пройдут совсем другие люди».

Согласен с ним и член фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Антон Беляков: «В ЛДПР предлагают кота в мешке, когда распределение мандатов превращается в политический или экономический аукцион, результаты которого будут зависеть от субъективных факторов. Возможно, появление подобного законопроекта свидетельствует о желании руководства партии, несмотря на кризис, сохранить свои материальные блага и уровень доходов».

Общественности прекрасно известно, что торговля депутатскими мандатами всегда была прибыльной статьёй доходов политических партий, несмотря на вполне понятное отсутствие документальных свидетельств по этому поводу. По общему убеждению депутатов, более или менее честными были только первые думские выборы – в 1993 году, но уже в 1995-м партии стали приторговывать местами. Все знали и негласный прейскурант цен на подобные услуги. Так, примерно в 1995 году, когда партийный плюрализм достиг апогея (в Думу баллотировались свыше 40 партий), сумма такого взноса составляла в среднем сотни тысяч долларов. С уменьшением конкуренции цены росли: в конце 90-х для денежных мешков проходное место стоило около миллиона долларов.

Нынешняя политическая ситуация, когда практически утвердилась стабильная четырёхпартийная модель, резко подняла и «расценки» на обладание проходными местами. Бывший координатор ЛДПР в Удмуртии Александр Иванов публично заявлял, что «пройти в Госдуму по списку ЛДПР в той региональной группе, которая имеет хорошие перспективы, стоит 5 млн долларов».

Такие «расценки» звучали в политических кругах в середине 2000-х. Дальневосточный депутат Госдумы из фракции «Родина» Виктор Черепков говорил, что на предварительной стадии подготовки к выборам за проходное место в списке «дают по 5 млн долларов, а в пик сезона – 7 млн долларов». Брянский экс-депутат от КПРФ Василий Шандыбин, ссылаясь на пересуды коллег, предрекал, что цена дойдёт до 10 млн евро.

Не прошло и нескольких лет, как эта сладкая для руководящих партийных бонз сказка, по кулуарной информации, стала былью. По нашей информации, сейчас цена проходного места в списках партий-фаворитов может составлять 12–15 млн долларов. Более того, как считают эксперты, летом эта сумма резко подскочит.

По мнению бывшего зампреда Госдумы от тогдашней партии власти «Наш дом – Россия» Владимира Рыжкова, в нынешней Думе, избранной в 2007 году, продано две трети мест. А, например, Шандыбин и Черепков полагали, что куплено не менее 80% депутатских мандатов. Не надо быть циником, чтобы уверенно предполагать – на выборах 2011 года торговля мандатами как минимум не сократит своих прежних масштабов. Предложенный ЛДПР законопроект станет ещё одной подпоркой в этом деле. Впрочем, директор центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл* – Россия» Елена Панфилова считает: «Побороть продажу мест в парламенте можно лишь путём введения серьёзной уголовной ответственности. Коррупцией у нас пронизаны все органы, и Госдума в этом смысле не оазис благополучия…»

*
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International (Трансперенси Интернешнл) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.01.2011 11:13
Комментарии 0
Наверх