Версия // Общество // Теракт в православной гимназии был предрешён?

Теракт в православной гимназии был предрешён?

2374

Довести до греха

Теракт в православной гимназии был предрешён?
(рисунок - Темур Козаев)
В разделе

13 декабря бывший ученик православной гимназии при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове Владислав Струженков взорвал на крыльце учебного здания самодельную бомбу. В результате взрыва пострадали 12 гимназистов, сам Струженков выжил. Прежде «колумбайны» происходили только в светских школах. Так ли случаен был теракт в православной гимназии?

Сюжет: Терроризм

Что установит следствие, пока можно только гадать, – сам Струженков находится в больнице, и не факт, что выживет. Опять-таки, сам он может найти любое оправдание своему поступку: когда светит 15 лет тюрьмы, чего только не придумаешь. Хотя уже звучат свидетельства – дескать, версия, что Струженков пришёл взрывать гимназию не просто так, имеет под собой основания. Во время учёбы над ним, толстым нескладным подростком, постоянно издевались. Причём не только соученики. «Обзывали дрянью, говорили, что он ничего не добьётся, ничего не стоит и вообще попадёт в ад», – приводят телеграм-каналы слова его соучеников. Врут, преувеличивают? Не исключено. Тем не менее факт есть факт: только в октябре патриарх Кирилл, комментируя расстрелы в школах, отметил: они происходят оттого, что подросткам не преподают основы религий. Прошло полтора месяца, и вот уже массовое убийство едва не произошло как раз в религиозной школе. И как не усмотреть в этом господнее попущение? Хотя, если не призывать высшие силы, ситуация становится вполне объяснимой.

Здесь стоит вспомнить о скандале двенадцатилетней давности. Тогда 16-летняя девушка, учившаяся в приюте Боголюбского женского монастыря, обратилась с открытым письмом к президенту, патриарху и генеральному прокурору, описав царящие в обители нравы. По её словам, воспитанниц приюта били до синяков и лишали еды, заставляя в наказание за провинности бить по тысяче поклонов, а также держали по 12 дней в холодной камере на хлебе и воде, приводя в качестве примера радикалов-ваххабитов. Прибывшая комиссия и правда выявила множество нарушений как светского (у воспитанниц даже не было документов), так и духовного характера (в молитвах призывали избавить страну от иудейского ига). «Провал в Боголюбове – хороший повод убрать из монастырей детские образовательные учреждения», – писал игумен Спиридон (Баландин).

Позже произошло ещё несколько похожих скандалов: три года назад суд вынес приговор основательницам православного приюта в деревне Мосейцево Ярославской области. Как выяснилось, воспитанниц приюта за провинности били, вырывали им волосы в форме креста и сажали до утра на цепь. Возможно, это не система, а совпадение, но нравы в православных учебных заведениях и правда царят строгие – куда там обычной школе. Достаточно посмотреть на правила поведения учащихся – они опубликованы на сайте Введенской гимназии, где учился Струженков. «На спинку стула не откидывайся, не качайся на стуле, ногу на ногу не клади, не охай и не вздыхай, не потягивайся и не зевай, ногтей на руках своих не осматривай, руками при разговорах не маши, а держи их на коленях; не следует громко чихать или сморкаться». Также запрещено шутить, смеяться, громко разговаривать, быстро ходить, зато нужно читать молитвы, во всём слушаться наставников и «в случае провинности – смиренно принять заслуженное наказание».

По теме

В этой связи опальный протодиакон Андрей Кураев отмечает: виновата всё же система. Родители отдают детей в православные школы, будучи уверены, что там их сделают высококультурными и образованными людьми. А что встречают ученики? «Православная субкультура в её сегодняшней конфигурации даёт дополнительные основания для ограничения свободы человека и для оскорбления и унижения его. Иерархизация отношений, насаждаемая культура лести и лицемерия, оправдание любых своих поступков высочайшим статусом цели («это ради его духовного спасения»), выведение церковных лидеров за рамки критики – таковы слагаемые, обеспечивающие процветание буллинга в церковных коллективах», – пишет Кураев. Ну и вообще, зачем делать из детей маленьких монахов? Нет, взрослым, конечно, будет умильно смотреть, как мальчики в кителях и девочки в платочках поют молитвы, однако у детства свои потребности и интересы. Недаром же из литературы известно, что самые ярые атеисты получались как раз из воспитанников религиозных школ.

Андрей Десницкий, религиовед, публицист

– Вероятно, трагическое происшествие в Подмосковье заставит задуматься о том, что вообще происходит в школах при монастырях и зачем они нужны. Я понимаю, зачем они были нужны 300–400 лет назад: а кто ещё будет учить детей грамоте? Я также понимаю, чего от них ждали 20–30 лет назад, когда стремились возродить «святую Русь». В общем и целом получилось не очень, надо признать.

Зачем такие школы нужны сегодня, я не понимаю совершенно. Монахи по определению бегут от мирского, в том числе от сопливых носов, разбитых коленок, двоек по алгебре, подростковых бунтов, поцелуйчиков в подъезде и портвейна в подворотне. Не их это, не надо им этого, не умеют они с этим. А есть ведь и те, кто умеет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.12.2021 09:00
Комментарии 0
Наверх