// // «Тени» Владимира Якунина и Андрея Крапивина побеждают в судебных спорах

«Тени» Владимира Якунина и Андрея Крапивина побеждают в судебных спорах

1761

РЖД против ФАС

Фото: http://kad.arbitr.ru
Фото: http://kad.arbitr.ru
В разделе

Поражением закончилась попытка ФАС оспорить контракт между  РЖД и «Объединенной строительной компанией 1520» («ОСК 1520») на 28 млрд. руб. Это может быть данью ушедшим порядкам. Но также может быть и грозным предзнаменованием.

Апелляционный суд поставил точку в споре между ФАС и РЖД о признании недействительным контракта на 28 миллиардов рублей. Таким образом в силе сохранилось решение Арбитражного суда Москвы, отклонившего иск антимонопольной службы в  феврале 2016 года

Заветные цифры

«ОСК 1520» выиграла конкурс РЖД за 28 млрд. рублей еще осенью 2014 года. Эта сумма выплачивалась за модернизацию электроснабжения станций и перегонов на БАМе и Транссибе.

«ОСК 1520» входит в «Группу компаний 1520». Общая цифра в названии – это ширина российской железнодорожной колеи в миллиметрах, простая метрика, которая, тем не менее, имела совершенно сакральное значение лично для Владимира Якунина. В эпоху, когда он возглавлял РЖД, цифра «1520» продвигалась в качестве бренда на всех уровнях и площадках. Этим занималась любимая команда Якунина – от подрядчиков до штатных геополитиков. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что фирма с «заветной цифрой» в названии выиграла конкурс, как и в том, что в число бизнесменов, контролирующих «Группу компаний 1520», к которой она принадлежит, входит Алексей Крапивин. Сын Андрея Крапивина, старого знакомого Владимира Якунина. Сам Андрей Крапивин ушел из жизни в начале 2015 года. Обстоятельства этого ухода остаются невыясненными. Так же, как и судьба личного ноутбука Крапивина-старшего, в котором советник Якунина мог делать важные заметки.

Дело было в Швейцарии – и по некоторой информации, просочившейся в российские СМИ, ноутбук попал в руки швейцарской полиции. С тех пор никакой новой информации о судьбе электронного прибора не поступало. Зато 20 августа 2015 года свой пост покинул сам Владимир Якунин. Формальной связи между этими событиями не было. Тем не менее попытка отменить итоги конкурса, проведенного еще «при старом режиме», выглядит вполне логично.

Подконтрольные сыну Андрея Крапивина Алексею и его партнерам (Валерию Маркелову, Борису Ушеровичу и Юрию Ободовскому) компании стали лидером рейтинга подрядчиков РЖД, составленного российской франшизой журнала Forbes. За 13 лет правления Владимира Якунина общая сумма подрядов, выигранных этой группой товарищей, составила 334 млрд. рублей.

А из опубликованного не так давно «панамского архива» следует, что Крапивин-младший контролирует также крупнейшего подрядчика РЖД: ПАО «Бамстроймеханизация» и связанная с ней одноименная управляющая компания вместе получили 177,3 млрд. из 301,3 млрд. рублей в ходе конкурсов на модернизацию БАМа и Транссиба в 2014 году.

По теме

Протесты постороннего

Таким образом, в попытках опротестовать тендеры РЖД нет ничего удивительного. Удивительно другое – характер протестных действий, его инициаторы и последствия этих протестов. Познакомиться с этими удивительными обстоятельствами можно, прочитав текст решения Арбитражного суда, доступный на его сайте.

Сама история развивалась следующим образом. Извещение о проведении конкурса на закупки ОАО «РЖД» разместило 26.08.2014 года – на обычном для этого сайте www.zakupki.gov.ru. Но еще до проведения торгов, 19 сентября, в ФАС поступила жалоба на действия заказчика. Подателем жалобы выступила ООО «НСТ-Групп» – компания, которую очень трудно правильно идентифицировать. Дело в том, что в списках ООО с таким названием есть несколько юридических лиц, зарегистрированных в разных российских регионах. И среди них нет очевидных претендентов на выставленный на торги контракт.

Тем не менее, 30.09.2014 (то есть, еще до подведения итогов конкурса) ФАС рассматривает жалобу и выносит предписание, в котором РЖД указывается на «необходимость прекратить нарушение положений закона о закупках при проведении конкурса». Таким образом, независимо от того, кто и по каким причинам подал жалобу в ФАС, требования ее вполне очевидно были признаны справедливыми антимонопольной службой. В РЖД предписание проигнорировали, конкурс был проведен и 10 октября победителем было названо ООО «Объединенная строительная компания 1520».

Спустя несколько дней (15.10.2014 года) «НТС-Групп» обратилась в ФАС с новой жалобой. На этот раз – на неисполнение заказчиком предписания ФАС. «Российские железные дороги» этого не отрицают: к этому времени компания определилась со стратегией, встав на тропу судебной войны. Еще до объявления результатов конкурса (09.10.2014) юристы железнодорожной монополии опротестовали предписание ФАС в арбитражном суде. С этого момента линию фронта образуют две силы: ФАС – с одной стороны, а «1520» и РЖД – с другой. Компания «НСТ-Групп» (предсказуемо) оказывается третьей стороной (или третьей силой).

Война до полного поражения

Кто стоял за жалобой «НСТ-Групп», так и осталось невыясненным. Но с учетом того, что происходило в это же время с Крапивиным-старшим и самим Якуниным, вряд ли это было «стоном» обиженного подрядчика. Решительность ФАС, вставшей на путь эскалации конфликта с могущественной жд-монополией, также удивляет. 24 октября 2014 года служба официально признает, что ОАО «РЖД» нарушило закон при проведении конкурса. РЖД оспаривает это решение в арбитражном суде, и спустя год (19 октября 2015 года) суд его отменяет.

К этому времени у РЖД появился проверенный аргумент об «истечении сроков». Дело в том, что торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение года со дня проведения торгов.

Так как решение о победе «фирмы Крапивина» было опубликовано еще 13.10.2014, то датировка решения арбитражного суда не может не вызвать «смешанных чувств». Тем более смешанные чувства вызывает тот факт, что на этот раз сторону РЖД отстаивает уже совсем другое руководство. И если 28 миллиардов рублей – это просто дань ушедшему прошлому, то это одна (хоть и неприглядная) история. Но что, если это – знак нового будущего, старого прошлого?

Опубликовано:
Отредактировано: 21.06.2016 13:54
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх