Морские сухогрузные суда перевозят самые разные грузы. Иногда они бывают очень опасными. Когда взрываются пароходы с взрывчаткой, уничтожается не только территория порта, но и городские постройки, иногда весь город. Так произошло в Галифаксе, в Бомбее, и, совсем недавно, в 2020 году в Бейруте. В этой статье мы расскажем о несколько меньшем по силе взрыве в канадском порту Ванкувер, о грубых нарушениях правил погрузки и перевозки, и о трагикомической причине, приведшей к этой катастрофе.
Пароходы, уничтожившие города
Часть взрывов, вызвавших большие повреждения не только в порту, но и в городских кварталах, происходили в военное время. Это естественно. Пароходы, ставшие военными транспортами, перевозили не только солдат, оружие, какие-то военные грузы, но и боеприпасы, причем в большом количестве. В портах с этими опасными грузами могут обходиться не достаточно аккуратно. Бывает, судно, груженное взрывчаткой, в акватории порта сталкивалось с другим пароходом. Иногда происходит совершенно недопустимое, когда в ангаре с несколько тысячами тонн селитры проводят сварочные работы. Результатом подобной небрежности становились не только погибшее судно и взорванные постройки порта, но и разрушенные города и погибшие люди. О таких взрывах в мирное и военное время смотри статью «Пароходы, уничтожившие города». Формально, причины всех катастроф разные, но изначально всё происходило из-за грубейших, и часто не логичных нарушений писаных и не писаных правил безопасности моряками и докерами.
SS «Green Hill Park»
В годы Второй Мировой войны некоторые страны строили специально спроектированные сухогрузы и танкеры военного времени. Это были пароходы упрощенной конструкции, дающей возможность из массового и быстрого серийного строительства. Такие суда строились в США – пароходы типа «Liberty», «Victory» и танкеры типа Т-2. О них смотри статью «Пароходы на один рейс». Строили такого типа пароходы в Великобритании (типа «Empire») и в Германии (тип «Hansa» нескольких модификаций). Такие «военные» пароходы строили и в Канаде. Они носили название пароходы типов «Park» и «Fort». Канадцы строили их в двух вариантах – как сухогрузные пароходы и как танкеры – в одном корпусе. Всего было построено 380 сухогрузных пароходов и 20 танкеров. Сухогрузный пароход этого типа SS «Green Hill Park» был построен в 1943 году. Он был длиной 134 метра и имел водоизмещение около 10 000 тонн. Поскольку эти пароходы строились во время Второй Мировой войны для перевозки военных грузов, они несли достаточно мощное для торговых судов оборонительное вооружение: одно 100-мм и одно 76-мм орудие, четыре 20-мм зенитных автомата Эрликон и два спаренных тяжелых пулемета. Экипаж парохода состоял из 34 моряков, а так же военных матросов DEMS (Defensively Equipped Merchant Ships), которые были приписаны к орудиям парохода. «Green Hill Park» принадлежал государственной компании «Park Steamship Company Limited», но находился под управлением частной фирмы «Canada Shipping Company Limited»
Порт Ванкувер. Погрузка
Некоторые продавцы и производители бытовой техники обратили внимание на увеличение числа обращений покупателей по гарантийному ремонту, то есть когда жалуются на поломку недавно купленных продуктов. Если эта тенденция окажется верной, россиянам придется привыкать в худшему качеству, а специализированные сервисные центры по ремонту бытовой техники и электроники ждут «золотые времена».
27 февраля в порту Ванкувер началась погрузка SS «Green Hill Park». Груз был сборным, портом назначения был один из австралийских портов. Сборный груз состоял из древесины, газетной бумаги, партии олова и небольших партий грузов – вязальные спицы, электрические лампочки, солнцезащитные очки и так далее. В общем – обычный коммерческий рейс. Правда, среди грузов были три позиции, которые относились к опасным грузам, и которые необходимо было перевозить с определенными мерами предосторожности. На борт были погружены 94 тонны хлората натрия (не путать с хлоридом натрия), 7,5 тонн сигнальных ракет и большой бочки (некоторые источники говорят о нескольких бочках) с 60-ти градусным виски. Нарушая все предписания, эти три груза разместили в одном твиндеке трюма №3. Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Хлорат натрия – это мощный окислитель, который при соединении со спиртом вызывает взрыв и пожар. В начале 1945 года британское Министерство военного транспорта направило руководству судоходной компании «Canada Shipping Company Limited» специальное письмо-предостережение, в котором говорилось, что при погрузке в портах Канады нарушаются британские правила перевозки опасных грузов. Канада перестала быть доминионом Великобритании еще в 1931 году, но требования английских нормативных документов к 1945 году еще продолжали действовать. В письме прямо говорилось: « …Не более 10 тонн хлората натрия может находиться в одном трюме; хлорат натрия должен располагаться вдали от взрывчатых веществ (таких как сигнальные ракеты), их должен разделять отсек машинного отделения; хлорат натрия не должен находиться рядом с любыми горючими материалами…». Пароходы типа «Park» имели пять грузовых трюмов, следовательно, для безопасной транспортировки на судно должны были погрузить только 50 тонн хлората натрия, а погрузили 94 тонны. Судя по всему, от письма просто отмахнулись, и положили в архив. А зря.
Пожар и взрыв
Погрузка уже подходила к концу, когда 6 марта один из докеров заметил дым в твиндеке трюма №3. Сначала пытались потушить очаг корабельными огнетушителями, потом подключили пожарный ствол судовой противопожарной системы. Все было безуспешно, пожар разгорался. В твиндеке трюма №3 произошло три взрыва. Они разрушили переборку между твиндеками трюмов №2 и №3 и вырвали кусок обшивки правого борта. Пожар перекинулся на баржу с лесом, которая была пришвартована к правому борту в ожидании погрузки. Сам пароход стоял левым бортом к причалу. На борту находилось около 100 человек. Кроме экипажа это были докеры, производящие погрузку и специалисты компании по ремонту паровых машин, работающих в машинном отделении. 6 докеров и 2 члена экипажа, которые находились в каюте, расположенной над эпицентром взрыва, погибли мгновенно. Часть людей были выброшены взрывной волной в воду, часть сами прыгнули за борт, спасаясь от пожара. Портовые буксиры оперативно подошли к горящему сухогрузу, подобрали людей из воды и приступили к тушению пожара. На причал подъехали городские пожарные машины, которые так же включились в работу. От парохода отвели баржу с горящим лесом и, на всякий случай, пароход, стоящий у соседнего причала. Сила взрывов была настолько велика, что у портовых пакгаузов на этом причале сорвало массивные стальные двери. Стекла были разбиты во всем припортовом районе и центре, а столб дыма был виден на окраинах города.
Причиной пожара на свадьбе в иракской провинции Найнава стала случайность. К такому выводу пришли члены комиссии, расследующей инцидент, в результате которого погибли 102 человека.
Локализовать пожар не удавалось, поэтому решили отвести пароход от причала и посадить его на отмель в порту, где пожар уже никому не угрожал. Но это оказалось не так просто. Дело в том, что по каким-то причинам руль на «Green Hill Park».был установлен в положении «на борт», и поэтому пароход во время буксировки выписывал весьма замысловатую траекторию. Высадить спасателей на борт не представлялось возможным, так как надстройка и палубу раскалились до высокой температуры. Пароход уже было решили просто затопить, но, в конце концов, с трудом посадили на мель за пределами порта. Пожар потушили только на следующий день. Вероятно, на пароходе выгорело все, что могло гореть, и пожар просто потух.
Расследование причин
Как водится, после таких событий создали многостороннюю комиссию, которая должна была ответить, по большому счёту, только на один вопрос – в чем причина пожара? Версии о саботаже, или диверсии были отвергнуты практически сразу. Более внимательно рассматривали версию о курении докеров в трюме во время погрузки. Её активно отвергали в администрации порта и в профсоюзе докеров. Дело в том, что любой докер, замеченный курящим на борту, сразу штрафовался на 100 канадских долларов – большую тогда сумму. Контролировал докеров специальный человек из администрации порта. После этой версии комиссия обратила внимание на большую бочку виски, стоящую в твиндеке. Предположили, что её вскрыли и потихоньку наливали в небольшие ёмкости и выносили с борта. В доле были не только работники администрации порта, но и местные полицейские. В качестве косвенных доказательств, были предъявлены остатки спецовок докеров, найденных в твиндеках трюмов №2 и №3. В них были найдены вшитые в карманы термосы и герметичные судки для обедов. По правилам, грузы в твиндеке должны были быть уложены настолько плотно друг к другу, что пробраться к бочке было бы невозможно, но, как показала работа комиссии, почему-то к бочке с виски был оставлен небольшой узкий проход.
Концовку этой истории каждый читатель может оценить сам. Через 35 лет после описываемого пожара, в начале 80-х годов бывший докер, который работал в Ванкуверском порту, рассказал корреспонденту местной газеты следующую историю. В 1957 году он лежал в госпитале в одной палате со смертельно больным докером. Тот рассказал, что узкий проход к бочке предусмотрели при укладке груза. И якобы, один изрядно выпивший докер решил осветить место, где виски выливали из отверстие в бочке в термос, зажженной спичкой Горящая спичка упала на палубу в лужу виски, он вспыхнул, и участники этого действа выбежали из твиндека, не пытаясь потушить пожар, или рассказать о нем. Выглядит эта история вполне правдоподобно, тем более, что в докладе комиссии (он был обнародован через два с половиной месяца 12 мая 1945 года) вину за пожар возложили на неназванных докеров. О загрузке твиндеков трюмов вопреки всем нормам и правилам техники безопасности в заключении не было сказано. «Canada Shipping Company Limited» и администрация порта Ванкувер отделались лёгким испугом.
Судьба парохода
После того, как пожар потушили, специалисты оценили состояние «Green Hill Park» как «полная конструктивная потеря». По мнению канадцев, пароход восстановлению не подлежал. Перед утилизацией хотели только демонтировать паровую машину, но судьба была благосклонна к этому пароходу. Один бразильский предприниматель купил то, что осталось после пожара всего за 9% от первоначальной стоимости пароходов типа «Park» и сумел отремонтировать его. В конце концов, пароход прослужил только два года. Он выгорел, но основные элементы конструкции остались не поврежденными. После ремонта SS «Green Hill Park» уже под панамским флагом и с названием SS «Phaeax II» продолжал службу грузового сухогрузного судна. Как водится, за время службы, пароход сменил владельца и название. В 1956 году судно стало называться «Lagos Michigan». Прослужил пароход до 1968 года, когда был разрезан на металл на Тайване.