Версия // Общество // Такси крупных агрегаторов допускают многочисленные нарушения, но компании не готовы к изменениям в законодательстве

Такси крупных агрегаторов допускают многочисленные нарушения, но компании не готовы к изменениям в законодательстве

2001

Опасность под «шашечками»

в работе агрегаторов такси выявили множество нарушений
https://pxhere.com/ru
В разделе

Значительная доля автомобилей агрегаторов такси не отвечает правилам перевозок, а водители допускают многочисленные нарушения, угрожающие безопасности пассажиров. Эксперты рассчитывают, что закон «О такси» позволит изменить ситуацию в пользу потребителей.

Агрегаторы такси, работающие в России, допускают многочисленные нарушения – автомобили часто не зарегистрированы как такси, не имеют отличительных внешних признаков, а некоторые из них вообще работают нелегально. Проблемы являются общими для всех российских регионов, однако, в крупных городах ощущаются особенно сильно. Так, в частности, в столице проверка показала, что 28% автомобилей крупных агрегаторов «Яндекс. Такси», GETT, «Ситимобил», InDriver, «Везет» и «Максим» не соответствуют основным правилам перевозок. Были выявлены такие нарушения как несовпадение номеров с указанными в приложении и отсутствие обязательной для автомобилей такси оклейки. Также обнаружились такая проблема как многочисленные отмены заказов со стороны водителей. К подобной практике таксисты прибегают из-за того, что изначально им не видна конечная точка маршрута, по которому они повезут клиента, а когда по прибытии на место они получают соответствующую информацию, многие предпочитают не брать заказы в неблагополучные или отдаленные районы и просто уезжают. Кроме того, автомобили некоторых агрегаторов практически невозможно вызвать через приложение – слишком много времени уходит на ожидание машины. В некоторых регионах же, по данным экспертам, правилам не соответствуют до 90% автомобилей такси.

Подложный автомобиль

Несовпадающие номера прибывающих на заказы автомобилей с теми, которые клиенты получают в приложении, представляют собой одну из самых распространенных проблем. Это происходит из-за того, что некоторые агрегаторы задействуют в перевозке нелегальные авто, не имеющие разрешения на деятельность такси. Номер транспортного средства может отличаться от того, который значится в приложении, всего на одну цифру или букву, но это фактически снимает с оператора любую ответственность, если с пассажиром что-то произойдет во время поездки. Возмещение ущерба за ДТП тоже делается практически невозможным, поскольку такие машины не имеют специальной страховки. Так, в Москве, по данным газеты «Известия», фейковыми такси больше всего грешат такие агрегаторы как компаний InDriver, GETT и «Ситимобил», подрядчики которых часто работают недобросовестно. Компании пытаются бороться с этим явлением, блокируя автомобили с подложными номерами или отсутствием брендирования, а также напоминая своим подрядчикам о недопустимости подлога данных о регистрационных знаках.

Не тот водитель

Впрочем, даже если на вызов приехала машина, номера которой соответствуют указанным в приложении, это не значит, что поездка полностью безопасна и отвечает всем правилам: не исключено, что за рулем вместо водителя, чьи фамилия и имя значатся в деталях заказа, может оказаться совершенно другой человек. У пассажира, как правило, нет возможности это проверить. Эксперты считают, что исправить ситуацию поможет изменение порядка выдачи разрешений на работу в такси, в котором будет фигурировать не автомобиль, а водитель.

По теме

К слову, ранее, до пандемии коронавируса, активисты, представляющие движение «СтопНелегал», регулярно проводили рейды, в результате которых выяснилось, что 7 из 10 водителей такси допускают те или иные нарушения: среди них были люди без документов или находящиеся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По мнению специалистов, важно, чтобы агрегаторы отслеживали, кто находится за рулем автомобилей, которые оказывают услуги от их лица, и как они соблюдают режим отдыха. Для этого в законе «О такси», который в данный момент находится на рассмотрении в Госдуме, следует прописать ответственность агрегаторов.

Закон VS бизнес

Упомянутый выше законопроект, предполагающий реформирование отрасли таксомоторных перевозок, был внесен на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента еще в 2015 году. Авторы документа Вячеслав Лысаков, Евгений Москвичев, Виталий Ефимов и Виктор Дзюба предложили ужесточить правила для водителей такси, установить ответственность для компаний-агрегаторов и внести некоторые другие изменения, однако бизнес это не устраивает. В настоящее время документ проходит обсуждение уже в пятой редакции, и, с большой долей вероятности, она не будет последней.

Некоторое время назад руководство более 300 таксопарков из 38 российских регионов обратилось к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с коллективным обращением, в котором законопроект «О такси» подвергся резкой критике. Главной причиной недовольства представителей бизнеса стали большие расходы, которые будут связаны с новыми правилами перевозок. Прежде всего, это касается тахографов, установка которых значительно повлияет на рентабельность работы компаний. В то же время, эксперты видят в новом законе и положительные аспекты – например, более конкретно обозначенную ответственность агрегаторов, которые, согласно документу, являются участниками транспортного процесса, а не только оказывают информационные услуги. Кстати, с 1 января в силу вступают изменения в уставе автомобильного транспорта. Согласно новым правилам перевозки, статус агрегаторов изменится – они перестанут быть информационной службой и превратятся во фрахтовщиков. Это означает, что им нужно будет хранить всю информацию о заказах и предоставлять ее в предусмотренных законом случаях.

Также агрегаторы хотят обязать открывать представительства в субъектах, где они работают. Все это означает дополнительные расходы, поэтому встречает противодействие со стороны представителей бизнеса.

Надежда на безопасность

Есть ли у клиентов шанс на безопасные поездки в такси? На данном этапе говорить об этом сложно, ведь эффективных механизмов, которые позволяют пресекать нарушения, по сути, нет, и в случае возникновения каких-либо проблем пассажир может не рассчитывать ни на какую компенсацию. Эксперты отмечают, что на новый закон «О такси» возлагаются большие надежды – он должен помочь сделать эту отрасль пассажирских перевозок более удобной и безопасной. Важно, чтобы все автомобили были застрахованы, а права пассажиров реализовывались по умолчанию. Но документ все еще находится на этапе обсуждения. До его принятия специалисты рекомендуют выбирать более дорогие тарифы такси – в этом случае вероятность нарваться на неблагонадежного водителя или нелегальный автомобиль ниже, поскольку представителей данного сегмента проверяют более тщательно. Еще одним вариантом является отказ от услуг агрегаторов в пользу таксопарков, работающих «по старинке». В большинстве городов подобные организации все еще работают, и их водители проходят медосмотр перед каждой сменой, а машины направляются на техосмотр. Кроме того, в таксопарках водители, как правило, трудоустроены официально, а значит, их документы также проверяются.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.12.2020 11:12
Комментарии 1
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх