До начала СВО и санкционной войны в России успели запустить масштабное дорожное строительство. Его главными объектами стали мосты через крупные реки. «Наша Версия» составила рейтинг самых больших строящихся переправ, а заодно посмотрела, как идёт строительство и кто погреет на нём руки.
Ряд проектов задумывался как часть транзитного коридора из Азии в Европу. Теперь на их роль в транспортной системе страны придётся смотреть как-то иначе. Однако есть среди грандиозных проектов и те, которые явно рассчитаны на внутренний спрос. Решат ли они транспортные проблемы россиян, покажет время. Зато инвесторы явно рассчитывают на них обогатиться.
Китайский коридор
Самая грандиозная мостовая стройка развернулась под Казанью. Здесь возводится мост через Волгу, который станет частью платной трассы М-12 (Москва – Казань). Новая дорога пройдёт в обход Нижнего Новгорода южнее существующего маршрута М-7 (Москва - Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа). В своё время шёл спор: что лучше – реконструировать имеющуюся дорогу из Москвы в Казань через Нижний (М-7) или построить новую (М-12). В итоге решено было строить с нуля, поскольку это выходило дешевле. Цифры в 2019 году приводились такие: реконструкция обойдётся бюджету в 449 млрд рублей, строительство новой дороги – 313 млрд рублей. В начале года стало известно, что бюджет её строительства подорожал на треть – с 623 до 912 млрд рублей. Правительство согласовало новые цифры, сославшись на то, что стройматериалы подорожали.
Трасса будет строиться ещё несколько лет, однако многие участки предполагается открыть уже в этом году. Среди них и мост под Казанью длиной 3400 метров. Он обеспечит движение транзитного транспорта в обход столицы Татарстана. И хотя время в пути между Москвой и Казанью по новому маршруту сократится на несколько часов, всё же очевидно, что мост строится не ради связи этих двух городов. Строящаяся 800-километровая трасса входит в федеральный проект «Европа – Западный Китай». Из названия ясно, что дорога проектировалась с прицелом на создание международного транзитного коридора. Генподрядчиком этой грандиозной стройки выступает госкомпания «Автодор».
Ещё один крупный мост строится на М-7 уже между Казанью и Уфой. Его функция – обеспечить транзитный обход Елабуги, Нижнекамска и Набережных Челнов, а главное – разгрузить от транспорта плотину Нижнекамской ГЭС. Мост через Каму в районе села Котловка будет иметь длину 1300 метров (в русловой части – 782 метра). Выбор локации для моста был неоднозначным. Местные власти давно приметили место под мост у села Соколка. Но автобан международного значения к той точке пришлось бы тянуть через болото, что увеличивало смету. В итоге выбрали вариант, который обошёлся дешевле на 23 млрд рублей, и дорогу пустили не по болоту, а через известную по картине Шишкина Корабельную рощу, 18 гектаров которой придётся вырубить.
Крупнейшие мосты, строящиеся в России
Большие бюджеты
Мост через Лену в Якутске должен был открыться уже в этом году. Но фактически сейчас только идут подготовительные работы на левом берегу. Дата сдачи объекта сперва была отодвинута на конец 2027 года, но на днях стало известно, что на согласование в Главгосэкспертизу был направлен скорректированный проект. Уменьшать масштабы стройки пришлось, предположительно, из-за непомерно раздувшейся сметы. В 2020 году этот проект оценивался в сумму менее 100 млрд рублей, а в 2022-м уже в 176 миллиардов.
Мост через Лену в Якутске имеет не только экономическое, но и символическое значение. Два берега Якутска до сих пор связывают только паромы, а зимой местным приходится ездить по льду. Таким образом, нет наземного сообщения между станциями Транссиба и портами Севморпути. Возможно, с учётом значимости объекта проектировщики придали ему величественные формы.
Концессионером стройки выступает специально созданная Восьмая концессионная компания, которая входит в группу «ВИС». Согласно договору с властями Сахи компания 19 лет будет получать плату за использование моста. При этом вложения компании в проект могут составить до 30% от сметы – «ВИС» под этот проект кредитуется в «Сбере».
Созданная в 2000 году «ВИС» уже участвовала в крупных инфраструктурных проектах (модернизация набережной Астрахани к 400-летию города, олимпийские объекты в Сочи, модернизация Рязанской ГРЭС).
Основной бенефициар группы – Игорь Снегуров. У него хорошо получается договариваться с губернаторами о реализации крупных проектов в регионах. Например, в Новосибирской области дочерняя структура «ВИС» имела статус регоператора по утилизации коммунальных отходов. Также компания строит мост через Обь в Новосибирске. По плану он должен быть запущен в этом году, однако в январе местная Контрольно-счётная палата сообщила об отставании от графика (55% готовности вместо 78%). Ведомство приводило такие цифры: общий объём финансирования работ по объекту составил 28,4 млрд рублей (из них 22 млрд – за счёт федерального бюджета; 2,5 млрд – за счёт областного; 3,8 млрд рублей – за счёт внебюджетных источников). К январю было освоено только 18,2 млрд рублей из поступивших средств. А в целом смета на мост составляет 43,5 млрд рублей. Бюджетные вливания в проект продолжатся и после завершения строительства. А тем временем горожанам уже озвучили стоимость проезда: от 100 до 300 рублей.
В инвестпортфеле группы «ВИС» есть и ещё один проект грандиозного моста – через Калининградский залив. Он должен был стать частью транзитного коридора Рига – Калининград – Гданьск. Однако в прошлом году губернатор Антон Алиханов назвал проект нецелесообразным. Причиной затухания активности вокруг моста можно назвать изменившуюся международную обстановку. По словам Алиханова, предполагаемые бюджетные вложения оценивались в 40 млрд рублей.
Конфуз
На прошлой неделе было торжественно открыто движение на обходе г. Аксай, что близ Ростова-на-Дону. Это 35-километровый платный участок скоростной дороги на маршруте М-4 (Москва – Новороссийск), в который входит мост протяжённостью 1,8 километра. Таким образом, время пути из Москвы к Чёрному морю сократилось, по расчётам «Автодора», на 54 минуты, но главное – появилась альтернатива знаменитому «золотому» мосту, через который до сих пор пролегал путь на юг. Сейчас стоимость проезда для легковых машин составляет 300 рублей, для грузовых и автобусов – до 900 рублей.
Запуск нового участка не обошёлся без конфуза. Во-первых, он был перенесён с 10 на 15 июня. Во-вторых, сразу же обнаружились проблемы со сбором платы. Её принимали только наличными, для чего были открыты всего два окна. Из-за этого возникла неразбериха и пробка примерно на час. Пресс-служба «Автодора» назвала ситуацию временными трудностями. В связи с этим возникает вопрос, многие ли этим летом решатся ехать по новому маршруту, учитывая к тому же довольно высокую цену. Впрочем, дорожникам ничего не мешает спровоцировать пробку на «старой» дороге и направить-таки транзитный поток по новому мосту. Как-никак затраты надо отбивать – ещё в 2018 году ориентировочная стоимость аксайского обхода оценивалась в 8,5 млрд рублей.