Версия // Власть // Страна взяла новый старый курс?

Страна взяла новый старый курс?

1094

Право руля

В разделе

Минувшая неделя началась сразу с двух выступлений российского президента Владимира Путина. Вначале глава государства собрал в Александровском зале Кремля министров, членов Совета Федерации, глав думских фракций и рассказал им, что он собирается делать за оставшиеся два с половиной года второго президентского срока. Это выступление журналисты уже окрестили левым поворотом, позаимствовав название нашумевшей статьи Михаила Ходорковского. В тот же день Владимир Путин пригласил в Кремль и политологов-иностранцев, тех, что участвовали в конференции «Валдай-2005», и тоже рассказал им о своих планах, а также о том, что он думает о российской демократии, коррупции и т.п. Последнее мероприятие проходило в два этапа. Перед тем как предстать перед президентом, политологи пообщались с заместителем главы его администрации Владиславом Сурковым. На этой двухэтапной встрече российские журналисты отсутствовали, и страна узнала о ней из зарубежных источников.

Показательно, что обе встречи традиционные. С правительством Владимир Путин встречается еженедельно, а с иностранными политологами ежегодно.

По крайней мере год назад в начале сентября проводилось аналогичное мероприятие, на котором говорили исключительно о терроризме, что понятно, так как проходило оно в самый разгар бесланской трагедии.

На этот раз, казалось бы, рутинные мероприятия стали почти что сенсацией.

Во всяком случае, общественность восприняла их как своего рода внеочередные послания президента. Особый привкус заявлениям президента придало и то обстоятельство, что одновременно появились сразу два послания. Одно — как бы для внутреннего пользования, другое — для внешнего.

Сложив их вместе, можно получить нечто универсальное.

Первая реакция на президентские выступления — началась избирательная кампания. То, что президент пообещал покинуть в 2008 году президентское кресло, ничего не меняет. Строго говоря, Владимиру Путину не нужно оставаться президентом для того, чтобы сохранить за собой статус первого лица Российской Федерации.

Не нужны ему для этого и изменения Конституции в духе перераспределения президентских полномочий в пользу премьер-министра, пост которого нынешний президент вполне может занять.

Под Путина можно создать и альтернативное правительство. Совет по реализации национальных проектов, который он возглавил, вполне может стать таковым.

В СССР, к примеру, была двойная система управления: партийная (госкомитеты, КГБ, Гостелерадио) и советская (министерства). В этом тандеме старшим партнёром были именно госкомитеты.

Он может остаться политиком номер один, вообще не являясь госчиновником. Примеры подобного в нашей истории тоже были.

Так, в Конституции СССР 1977 года существовала знаменитая 6-я статья, закрепляющая за КПСС статус «руководящей и направляющей» силы в стране. Партийный лидер автоматически становился главой государства. Но до 1977 года действовала Конституция 1936 года, в которой ни слова про руководящую роль Коммунистической партии не было. Тем не менее и в сфере внешней политики, и в сфере внутренней политики именно генсек партии являлся первым лицом государства, а не формальный глава страны — Председатель президиума Верховного Совета.

Партийный лидер Иосиф Сталин стоял выше Михаила Калинина, а Никита Хрущёв выше Георгия Маленкова вопреки действующей тогда Конституции. Их отношения регулировались не законом, а партийным уставом.

Любопытно, что уже во время второго президентского срока Владимира Путина для чиновников высшей категории, к каковой относится и президент страны, было восстановлено право совмещать свою деятельность с партийным членством.

Когда ныне действующий президент Владимир Путин говорит о преемнике из своего ближайшего окружения и при этом уверенно заявляет о дальнейшей востребованности своего опыта в качестве гарантии стабильности, он имеет в виду именно «руководящую и направляющую роль» своей команды, своего рода протопартии, бесспорным лидером которой он и является.

По теме

Эта команда в лице Владислава Суркова не двусмысленно утверждает, что в случае обострения политической ситуации готова пойти на узурпацию власти. («Мы, конечно, можем выиграть или проиграть выборы, но незаконно власть никому не отдадим».)

Угрозу для команды Путина, по словам Суркова, представляют не названные им оппозиционные группировки, планирующие захват власти и сотрудничающие с некоммерческими организациями, деятельность которых инспирирована из-за рубежа. Иными словами, власть к оппозиции не должна перейти ни при каких обстоятельствах, что касается «незаконности», то тут всё зависит от точки зрения. В конце концов, у нас оппозиция ни разу не приходила к власти строго в рамках закона.

Помимо готовности удержать власть в своих руках у путинской команды существует план нового внутриполитического курса, который презентован самим президентом как национальные, социально ориентированные проекты.

Не стоит видеть в его внеочередном послании только популистские предвыборные обещания. Лидер «Единой России» Борис Грызлов, выступивший сразу вслед за президентом, заявил, что для реализации планов президента в бюджет 2005 года уже заложено 100 млрд. рублей. Понятно, откуда возьмутся эти деньги. Это те самые нефтедоллары, которые до сей поры поступали в Стабилизационный фонд. Теперь честь их пойдёт в социальную сферу.

Советское благоденствие длилось 10 лет

Бюджет будущего года построен на расчёте, что баррель нефти будет стоить $40. Пока нет никаких оснований предполагать, что цена будет ниже этой планки. В принципе бюджету 2005 года хватило бы $30 за баррель. Так что, бесспорно, реализация национальных проектов пока государству в лице Путина по карману. Вопрос в том, как долго будет возможно дотировать социальную сферу.

В СССР уже был опыт, когда нефтяные заработки страны были пущены на поддержание благосостояния трудящихся. Это было как раз в сытый период застоя. В результате энергетического кризиса баррель нефти, который стоил в 1973 году $5 с небольшим, в 1975-м стоил уже $35. Отметим, что на $1 30 лет назад можно было купить в 2—3 раза больше, нежели сейчас. То есть он был значительно дороже нынешнего.

Показательно, что тот нефтяной бум имел сходную природу с нынешним. Сейчас цены стабильно высоки, в том числе и из-за войны на Ближнем Востоке. В 70-е они стали расти вскоре после поражения арабской коалиции в войне с Израилем.

Советское правительство стало тратить сверхдоходы на закупку на Западе товаров широкого потребления, которые на внутреннем рынке продавались по ценам ниже закупочных. В соцстранах стали массированно закупать машиностроительное оборудование. Именно в этот период СССР подсел и на канадское зерно.

Партийные отчёты о росте уровня жизни советского человека той поры не были липой, рост действительно был, просто об источниках этого роста было не принято говорить.

Советское благоденствие длилось 10 лет. Примечательно, что закончилось оно не из-за прихотей рыночной конъюнктуры, это был целенаправленный удар по экономике СССР. В разгар советско-афганской войны президент США Рональд Рейган лично попросил короля Саудовской Аравии сбить цены на нефть. С ноября 1985-го по апрель 1986-го они упали с $30 до $10 за баррель. Аналитики ЦРУ исходили из того, что советский бюджет попал в полную зависимость от высоких цен на нефть. И рост благосостояния, и афганскую войну Москва оплачивала из одного и того же источника.

Вкачивание денег в социальные сферы — проект недолгий

В результате СССР оказался не способен — на фоне американских угроз начать развёртывание космической программы СОИ и продолжающейся афганской войны — финансировать российский ВПК сразу по двум направлениям, приступил к перестройке экономики и выводу войск из Афганистана. «Излишества эпохи застоя» тоже очень скоро сошли на нет. Правда, тогда у Советского Союза был золотовалютный запас — накопления от торговли нефтью. Этот своего рода аналог Стабилизационного фонда использовали так же, как планировали использовать и нынешний, — тратить, когда придёт чёрный день.

По теме

К 1991 году эти деньги проели, вместе с деньгами кончился и Советский Союз.

Сможет ли нынешняя программа национальных проектов функционировать и после падения нефтяных цен, которое рано или поздно произойдёт? Глава Минфина РФ Алексей Кудрин не так давно заявил, что не видит иного источника роста отечественной экономики, кроме как в газо-нефтедобывающей промышленности. Стало быть, если цена отечественной нефти cнизится хотя бы на 25%, то для поддержания программ потребуется, чтобы российская экономика ежегодно прирастала не на запланированные 6%, а на 9,5%, причём преимущественно в отраслях, не связанных с углеводородным топливом.

Цифра абсолютно нереальная, даже Китай не может обеспечить устойчивый экономический рост более чем на 7—8 % в год.

Поскольку Владимир Путин, презентуя свои национальные проекты, ни словом не обмолвился о реформировании российской экономики, надо полагать, что вкачивание денег в социальные сферы — проект недолгоиграющий и после 2008 года полноводная река средств, идущих в социалку, может превратиться в ручеёк, а при ухудшении нефтяной конъюнктуры и вовсе иссякнет.

Тем не менее 2,5 года — это тоже срок. Хотелось бы внимательнее рассмотреть, что предлагает президент.

Лечить россиян будут хорошо, но мало

Судя по словам Владимира Путина, доходы вырастут только у медицинских работников. Это хорошо, так как, если столь же резко поднять доходы всех слоёв населения, денежная масса, находящаяся в обороте, увеличится в разы, и тогда неминуема гиперинфляция.

Модернизация медицинского оборудования однозначно благо, даже если национальные проекты к 2009 году зачахнут, это оборудование будет работать ещё несколько лет. Однако самое важное осталось туманным.

Президент обещал, что в ближайшее время число больных, получающих качественную помощь за счёт бюджета, увеличится в четыре раза. С одной стороны, на сегодняшний день любой гражданин России имеет право на бесплатную медицинскую помощь и подавляющее большинство Россиян этим правом пользуется. Может показаться: президент думает, что число больных в стране за год учетверится.

С другой стороны, в стране идёт реформа здравоохранения, суть которой в том, чтобы как раз сократить число людей, пользующихся медицинскими услугами за государственный счёт. Бесплатная медицина должна сохраниться в основном для малоимущих льготников.

Переход из категории бесплатных больных в категорию платных должен осуществляться в добровольно-принудительном порядке. Из-за более высокого уровня платных медицинских услуг и за счёт отсрочки оказания бесплатной помощи. Не хочешь ждать полгода — плати.

Противоречие между словами Путина и реформой здравоохранения только кажущееся. Ключевые слова президента — «качественная помощь». Но на сегодняшний день «качественная бесплатная медицина» — это ЦКБ да ещё ряд ведомственных больниц и поликлиник. И пользоваться сейчас такой «качественной бесплатной медициной» может лишь крайне небольшое число людей.

Возможно, Владимир Путин попросту хотел сказать, что сократившийся в ходе реформы сегмент бесплатной медицины для простых смертных станет более современным. И сможет переварить в четыре раза больше людей, нежели нынешняя ЦКБ, поликлиника дипкорпуса и клиники управделами президента. Но в масштабах страны это всё равно малая толика, остальные, получается, должны лечиться за деньги.

Если вспомнить, что своё выступление президент начал с того, что 25 млн. россиян живут за чертой бедности, то трудно понять, как же должны лечиться они.

Путин изменил свои планы сокращения числа вузов

Не менее туманен национальный проект в сфере образования. Не далее как в последнем послании Федеральному собранию Владимир Путин ставил задачу сократить число вузов и утверждал, что стране не нужно такое количество дипломированных специалистов — всё равно большая часть из них не востребована.

Теперь президент утверждает, что в Сибири и на юге России должны быть созданы новые вузы и университетские центры, а в Москве и Питере — новые бизнес-школы для подготовки управленцев.

По теме

Спору нет, человек с высшим образованием очень часто работает не по специальности. Без особого труда можно отыскать свежеиспечённого политолога, торгующего чебуреками, или выпускника истфака, переквалифицировавшегося в журналиста. Вероятно, действительно стране не нужно такое количество инженеров в области тонких химических технологий в связи с отсутствием этих самых технологий. Но кто стране нужен?

Судя по словам президента, менеджеры, экономисты, юристы. Их труд действительно пользуется устойчивым спросом. Другой вопрос, что это что-то вроде «сферы обслуживания»: они не создают материальных ценностей, но пока в стране есть нефть и цены на неё высоки, об этом можно не думать.

Жилищный вопрос решат за счёт ипотеки

Естественно, говоря о новой социальной политике, Владимир Путин не мог обойти жилищный вопрос — традиционно острую российскую проблему.

По опросам фонда «Общественное мнение», 53% россиян в той или иной степени нуждаются в жилье, за пять лет эта цифра увеличилась на 4%, стало быть, проблема обостряется.

В отличие от СССР, где жилья попросту не хватало, в нынешней России оно недоступно прежде всего из-за цены. Из всех нуждающихся, опрошенных ФОМом, лишь 2% заявили, что имеют для покупки квартир необходимые деньги.

Президент Путин предлагает решать проблему с помощью ипотеки, то есть долгосрочного целевого кредитования.

Суть ипотеки в том, что банк расплачивается со строителями за квартиру, приобретаемую клиентом, а клиент 10—20 лет рассчитывается с банком, выплачивая заём и набегающие проценты. Дают ипотечные кредиты под 15—20% годовых. В результате конечная сумма, выплаченная человеком за купленное в долг жильё, в 2—3 раза превышает ту, что просили за него строители. Ежемесячный взнос в Москве обычно составляет $1,5—2 тыс., а в провинции редко превышает $500.

По замыслу Путина государство должно облегчить процентное бремя. Для областных городов и райцентров это действительно благо, но в мегаполисах даже в этом случае ипотечный кредит будет доступен немногим. Те самые медработники, которым президент прибавит к зарплате 10 тыс. рублей, всё равно не потянут взносы, превышающие $1 тыс. в месяц.

Чего не стал делать Владимир Путин, так это вмешиваться в систему ценообразования на жильё. Себестоимость квадратного метра в Москве в среднем $400—500. Однако продажная стоимость столичного жилья — уже $2 тыс. за квадратный метр. Так что можно говорить о сверхприбылях московских строителей.

Несмотря на то что на столичном рынке действует множество строительных компаний, конкуренция никак не сказывается на стоимости квартир.

Продовольственная безопасность страны выше экономической целесообразности

Самый спорный из национальных проектов касается сельского хозяйства. Для того чтобы сделать его рентабельным, необходима смена большинства ныне существующих в России сельскохозяйственных технологий. Существуют страны, где выращивание пшеницы или разведение бройлерных кур приносит прибыль, но там этот процесс принципиально иной, нежели у нас. Цена «ножек Буша» made in USA даже после обложения таможенной пошлиной всё равно ниже себестоимости окорочков отечественного производства. Для того чтобы получать с гектара столько же зерна, сколько получают в Канаде, необходимо в канадском объёме использовать современные удобрения.

Если бы страна руководствовалась исключительно экономическими соображениями, нам стоило бы вообще отказаться от сельского хозяйства и покупать всё у тех, кто это умеет делать. Увы, кроме экономики существует ещё политика. А в политике есть такое понятие, как «продовольственная безопасность государства». Держава, претендующая на статус регионального лидера и имеющая определённые амбиции, просто не может зависеть от регулярности поставок продуктов.

Наше сельское хозяйство просто обязано существовать, несмотря на свою очевидную убыточность. Это как производство автоматов Калашникова.

Вместе с тем это не означает, что затраты на сельское хозяйство не нужно оптимизировать. Большинство президентских предложений как раз сводятся именно к этому. Однако одно из его предложений способно перечеркнуть все остальные.

По теме

Всё последнее десятилетие прошлого века шла борьба за отмену льготного кредитования сельского хозяйства. Именно в этой области сложилась практика, когда льготный кредит, вместо того чтобы быть истраченным на то, ради чего его брали, начинал прокручиваться принося прибыль тому, кто им распоряжался, но не выполняя своей задачи. Льготное кредитование было самым разрушительным для сельского хозяйства.

Именно эту практику задумал восстановить Владимир Путин, потребовав «предусмотреть в федеральном бюджете дополнительные средства на субсидирование процентных ставок по кредитам на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов».

ПУТИН ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ПОЛИТОЛОГОВ

Ныне действующий президент завершит своё пребывание на этом посту в 2008 году. Он не допустит никаких изменений в Конституции РФ, позволяющих ему занимать президентское кресло три раза кряду. Тем не менее президент считает, что его опыт и знания будут востребованы российским народом, и это важный фактор стабильности. Сменщиком нынешнего президента с большой долей вероятности будет кто-либо из его ближайшего окружения, «ведь стремление к власти естественно для любой политической силы».С перспективой смены политических элит российские власти готовы бороться. Особенно если в этом направлении будут работать западные державы. Путин подверг критике неправительственные организации, в скрытой форме поддерживаемые правительствами Запада, которые способствовали росту движений сопротивления в Грузии, на Украине и в Киргизии. А Владислав Сурков заявил: «Мы, конечно, можем выиграть или проиграть выборы, но незаконно власть никому не отдадим».

Также Россия готова бороться за сферу своего традиционного влияния в ближнем зарубежье. Президент утверждает, что не потерпит постороннего вмешательства в дела бывших советских республик или попытки дестабилизировать страны на границах России.

Путин признал, что в России по-прежнему серьёзной проблемой остаётся коррупция, как бывает во всех странах переходного периода. Но на вопрос о коррупции внутри самого Кремля лишь рассмеялся. Факт, что высшие государственные чиновники входят в советы директоров крупных компаний, президента не смущает. Он считает, что они всего лишь защищают там государственные интересы.

Кроме всего прочего президент считает, что российская демократия должна строиться сообразно российской культуре и структуре общества. Копировать чужой опыт в этом деле контрпродуктивно.

А на вопрос, не пытается ли он ввести в России некую «управляемую демократию», Путин ответил: «Не знаю, что это такое. Демократия либо есть, либо её нет. Её нельзя отделять от закона».

ПУТИН ДЛЯ МИНИСТРОВ И ДЕПУТАТОВ

Новая политика в стране начинается со здравоохранения. В начале 2006 года резко вырастет зарплата медиков. Участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики будут получать в месяц на 10 тыс. рублей больше, а медсёстры на 5 тысяч. 10 тыс. городских поликлиник получат новое, современное диагностическое оборудование. Автопарк «Скорой помощи» будет обновлён. Будут построены новые медицинские центры. Количество врачей общей практики увеличится более чем на 10 тыс., а число больных, получающих качественную помощь за счёт госказны, увеличится в четыре раза.

Следом за медициной начнётся дополнительное финансирование образовательной сферы. Школы и вузы получат новое лабораторное оборудование. К 2008 году как минимум 20 тыс. школ обзаведутся Интернетом, а их общее число достигнет 30 тысяч. В Сибири и на юге России должны быть созданы новые вузы, а в Москве и Санкт-Петербурге — бизнес-школы для подготовки управленческого аппарата. Государство учредит 5 тыс. грантов для студентов и школьников. Зарплата научных работников поднимется до 30 тыс. рублей. А 10 тыс. лучших учителей будут ежегодно получать 100-тысячные премии.

К 2007 году темпы жилищного строительства должны вырасти на треть по сравнению с нынешними.

Уставной капитал Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию будет увеличен, и государство создаст механизм субсидирования ипотечных кредитов.

«Газпром» получит дополнительные 35 млрд. рублей на программу газификации страны.

Сельхозпредприятия должны получить льготное кредитование. За счёт государства будут выделены средства для субсидирования процентных ставок сельхозкредитов. Приоритетная область такого льготного кредитования — животноводство. Импортное оборудование, используемое в этой сфере и не имеющее российских аналогов, будет ввозиться в страну беспошлинно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2016 16:27
Комментарии 0
Наверх