В скором времени все столичные поликлиники будут приведены к единому высокому стандарту. Подробности о ходе программы реконструкции городских поликлиник рассказал мэр Москвы Сергей Собянин во время своей недавней встречи с жителями. В этом году в Москве после реконструкции уже 11 поликлиник принимают пациентов.
К обновлению амбулаторного звена городские власти приступили в 2020 году. В первую очередь в программу реконструкции вошли 137 самых «убитых» поликлиник. «Что такое «реконструкция поликлиники». Это полная смена фасадов, полная смена коммуникаций, полов, окон – вообще всего. Там остаётся только кирпичная стена, да и то мы её пытаемся усилить. Просто остов остаётся, – поделился подробностями Сергей Собянин. – И дальше мы наполняем его современным содержанием. Качественной коммуникацией, качественной отделкой, качественным медицинским оборудованием, новой логистикой».
Всё по-новому
На нижних этажах новых поликлиник для удобства пациентов разместят наиболее посещаемые кабинеты. Здесь будут регистратура и приём дежурного врача, а также самые востребованные специалисты. Вводится единый стандарт: в каждом здании будут работать врачи восьми самых востребованных специальностей: терапевты, офтальмологи, кардиологи, эндокринологи, неврологи, урологи, оториноларингологи и хирурги. В головных зданиях дополнительно разместятся специалисты пяти узких направлений. Также все поликлиники оснастят самым современным диагностическим и реабилитационным оборудованием.
Наряду с модернизацией зданий идёт внедрение искусственного интеллекта.
Многие москвичи уже успели оценить работу цифровых новинок. В октябре прошлого года во всех взрослых поликлиниках заработала система поддержки принятия врачебных решений. Также с февраля нынешнего года врачам в сборе анамнеза стал помогать чат-бот.
- После записи к врачу-терапевту пациенту приходит смс-уведомление или пуш-уведомление со ссылкой на форму опроса. Опрос проводит чат-бот, которому в свободной форме можно описать причину визита к врачу и основные жалобы. Вся собранная ботом информация автоматически передаётся в ЕМИАС. В итоге перед приёмом врач уже заранее имеет возможность ознакомиться с основными жалобами пациента. А во время приёма у врача на компьютере открываются два окна: в одном он видит предварительный анамнез, собранный чат-ботом, второе окно предназначено для заметок, которые сделает сам врач.
- После того как сбор анамнеза завершён, искусственный интеллект предлагает врачу на выбор три вероятных диагноза. Окончательное решение за доктором: он может или согласиться с мнением своего цифрового «коллеги», или же поставить свой диагноз. В зависимости от диагноза электронный помощник также предложит комплекс дополнительных исследований и анализов.
- По статистике, на сегодня искусственный интеллект ставит до 85% правильных диагнозов. Со временем этот показатель будет расти, поскольку система постоянно учится.
Цифровые помощники
«Удобные цифровые инструменты позволяют ускорить и автоматизировать многие процессы, сокращают время на постановку и подтверждение предварительного диагноза, высвобождают больше времени для общения непосредственно с пациентом, а также «подсвечивают» моменты, на которые врач может не обратить внимания», – уточняет заммэра по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Более 100 миллионов человек ежегодно посещают столичные поликлиники. Об уровне посещаемости поликлинического звена рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.
Разгрузить врачей от бумажной работы призван также и новый сервис голосового ввода протоколов рентгенологических исследований и УЗИ, который сейчас уже внедряется как в амбулаторном, так и в стационарном звене. С 2019 года система начала применяться рентгенологами, а с осени прошлого года – УЗИ-специалистами в пилотном режиме. Цифровой помощник врача переводит голосовые сообщения в текстовый формат и сам вводит их в шаблон протокола.
По информации столичных властей, реконструкция 137 поликлиник первой очереди идёт с опережением. Так что уже сейчас в мэрии готовятся к продолжению программы. «Во вторую очередь запустим ещё около 200 поликлиник. И так постепенно все поликлиники Москвы будут приведены к очень высокому стандарту», – уточнил Сергей Собянин.
Самая скорая помощь
Масштабная программа модернизации ожидает и столичные больницы
В этих комплексах будет сосредоточено всё необходимое для экстренного лечения пациента, доставленного службой скорой помощи, – приёмное отделение, отделение диагностики, реанимация и лаборатория.
Диагностические отделения этих корпусов будут оснащены современными МРТ, КТ, ангиографическими и рентген-установками, эндоскопическим оборудованием.
Также в скоропомощных корпусах оборудуют несколько разнопрофильных операционных, в том числе и так называемую гибридную рентген-операционную, предназначенную для проведения сложных комбинированных операций как открытым, так и внутрисосудистым способом.
«Суть проекта заключается в том, чтобы значительно сократить время с момента поступления экстренного пациента в больницу до начала оказания ему медицинской помощи, – поделился подробностями Сергей Собянин. – И что тоже очень важно – обеспечить максимальный комфорт пребывания больных и облегчить психологическое состояние их родственников и знакомых».
Важное новшество: скоропомощные комплексы оборудуют специальными комнатами со всеми удобствами, где родные и близкие поступивших пациентов смогут комфортно провести время, а также в случае необходимости воспользоваться помощью врачей или профессиональных психологов.
В случае экстренной госпитализации жизнь человека часто зависит от скорости получения медицинской помощи. Именно поэтому очень важно правильно разделить потоки прибывающих пациентов. В новых корпусах маршрутизация будет организована по принципу «триаж» (triage) (отбор, сортировка). Все пациенты в зависимости от состояния будут разделены на три категории – «красную», «жёлтую» и «зелёную».
К «красной» категории относятся самые тяжёлые пациенты, которым необходима немедленная помощь. Машины скорой помощи с такими пациентами будут заезжать в специальный тамбур на первом этаже, откуда врачи смогут немедленно забрать больного в операционную или реанимацию.
Пациенты «жёлтой» и «зелёной» категорий после максимально быстрого оформления в приёмном отделении попадут в палату, а все необходимые манипуляции будут проводиться непосредственно у кровати больного по принципу «врач – к пациенту».
«Самостоятельное хождение пациентов по кабинетам и тем более ожидание под дверью, как это часто происходило раньше, будет полностью исключено», – уточнил Сергей Собянин.
Пациенты в таких комплексах будут проводить от нескольких часов до суток: их обследуют, поставят диагноз, в случае необходимости проведут экстренную операцию. После этого, в зависимости от состояния пациента, его либо выпишут, либо переведут в профильное отделение больницы.